Маргарита человек разумный часть 735

Маргарита человек разумный часть 735

Дервиш, «Снежный человек»
В феврале 1930 года на дороге, идущей через лесной массив в ста километрах от Чапаевска (Куйбышевская область), подобное воздействие испытал на себе М. С. Лурье, студент из Москвы. В тот год он был направлен по мобилизации в коммуну «Пламя революции». Их обоз, который сопровождал сотрудник ГПУ (Главполитуправления), медленно двигался по краю совершенно дикого леса, когда лошади передней подводы внезапно понесли, и на повороте она перевернулась.
Пока возчики пытались вернуть ее на дорогу, Лурье с сотрудником ГПУ сошли с телеги, на которой они ехали вместе, чтобы размяться мороз был нешуточный, и ноги совершенно окоченели. «Мы находились друг против друга, пишет Лурье. Внезапно мною овладел цепенящий ужас. Взглянув в обращенное ко мне лицо спутника, я увидел его искаженное лицо, смотревшее мимо меня, за мою спину. Ноги мои стали вовсе ватными. Я оцепенел, и сил повернуться или хотя бы повернуть назад голову у меня не оказалось. Но все-таки, видимо, на какой-то минимальный угол голова моя повернулась, и боковым зрением шагах в 12-15 я увидел существо двуногое, как теперь говорят, баскетбольного роста.
С широко расставленными ногами, с руками, доходящими до колен. Широченными наверное, в два человеческих размера плечами. Без шеи. Голова массивная, сужающаяся кверху. Тело, обросшее шерстью... Черт лица или морды я не разглядел, лишь увидел злобные, горящие красным огнем два широко расставленных глаза». Такую же «психическую атаку» испытал и Иван Сергеевич Тургенев, повстречавшийся с самкой неведомого существа. Причем она оставила такой незаживающий след в его памяти, что он даже не желал ни с кем обсуждать подробности этой встречи, лишь однажды случайно проговорившись о ней Г. Мопассану, который и описал все в новелле с многозначительным названием «Ужас».
И подобные случаи негативного воздействия не единичны, происходя с завидным постоянством. Сообщения о нем приходят из различных районов земного шара, часто разделенных не только расстоянием, но и религиозными верованиями и предрассудками, что порой является куда более непреодолимой преградой на пути взаимопонимания и согласия, чем любые пространства. О нем было известно даже в глубокой древности, когда молодое еще человечество только-только формировало свою мифологию.
Именно в ней, похоже, и обрел свое место «снежный человек» в образе лохматого бога Пана, от имени которого и произошли выражения «паника» и «панический страх», дошедшие до наших дней. Но не только это роднит звериного бога с реликтовым гоминидом. Их объединяет и общность черт волосатость, вздернутый нос, красные глаза, вдавленный подбородок; и среда обитания дремучий лес; и мгновенность перемещений и даже способ общения свист.
А также дар внушения, позволяющий и мифическому Пану, и почти столь же мифическому гоминиду не только ввергать в ужас случайных очевидцев, но и «отводить» им глаза, неожиданно исчезая и появляясь там, где не ждали, превращаться в дерево, животное или даже в «соседа по деревне». То же описывается и в наших, российских легендах о лешем, «хозяине леса», который, как известно, вполне мог «водить» человека по знакомой тому местности, не выпуская его из заколдованного круга часами («Заблудиться в трех соснах»). Так что же это за существо, обладающее столь необычными способностями и имеющее столь необычную, поистине сказочную власть над сталкивающимися с ним людьми? И можно ли верить этим людям?

Колдовское логово
Еще одна легенда связывает все имеющиеся странности с тем, что, якобы, в селе издавна обосновались ведьмы и колдуны, создав там свое колдовское логово. Говорят еще о том, что в Жигулях есть некие тайные деревни, скрытые от людских глаз. Можно в двух шагах пройти мимо такой деревни и не заметить ничего. А живут в них странные жители - не то люди, не то гномы. Иногда по какой-то надобности они даже в город заглядывают. 
Такую вот «бабку-колесушку» заметили  у порога одной из тольяттинских  квартир - очень сгорбленную, скрюченную буквально колесом невысокую женщину. Что-то из одежды болталось на ней. Руки тоже болтались, и были они слишком длинные для  человека. В три часа ночи это странное создание звонило в дверь квартиры - мол, новость есть, откройте дверь. Хозяйка ей в ответ – не открою, говори через дверь, какие новости в середине ночи?
Нет, нужно было обязательно открыть… А ведь есть такая примета, что, если дверь откроешь, то недобрую весть на порог впустишь - вот хозяйка и побоялась. Только из окна посмотрела, как странная бабка быстро и проворно, несмотря на сгорбленную фигуру, убегала в сторону леса. И если бы такой случай был единичным – нет, их достаточно много.
Известны случаи, которые позволяют предположить, что у такого представления есть какие-то реальные основания. Исследователь местного фольклора Кирилл Серебренитский, разговорив некоторых местных жителей, узнавал от них совершенно мистические вещи. В одном из самарских сел мужика заставляли идти в слуги к такому же старику-горбунку.
Мужик-то отказался, но ему пригрозили - мол, как бы пожалеть не пришлось… Буквально через два-три дня жена у этого мужика безвременно, беспричинно и быстро скончалась. В другом случае такая же согнутая колесом «женщина» увела у соседа-дачника очень злую собаку, обычно никого к себе не подпускавшую. Тут же собака жалобно скулила, поджав хвост, и послушно шла за женщиной, которая ее вела за ошейник, освободив от цепи (а ведь эту собаку оставляли одну караулить дачу, а видел ситуацию сосед-селянин, постоянно живший там).
Справедливости ради, нужно отметить, что подобные странные жители встречаются и в других районах Самарской Луки.   Кстати, вспомните предания о легендарной тибетской Шамбале, проход в которую непосвященный тоже не найдет. (Татьяна Макарова).

Шишиги
Шишиги - по славянской мифологии, «маленькие, горбатые существа, брюхатые, холодные, с сучковатыми руками».
Считалось, что шишига ходит голой, со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам. В отличие от водяного, шишига обитает в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоемы, при этом отличаясь «мелочностью своих пакостей». Название свое эта тварь получила за то, что волосы на голове у нее стоят шишом, то есть кучей, ворохом.
Шишига играет важную роль в мифологии коми. Считалось, что иногда она вылезала из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их «утащит шишига». В славянском и финно-угорском фольклоре ее считают либо разновидностью кикимор или русалок, либо самостоятельным персонажем. По разным версиям, она является обитателем лесов либо водится в прудах, мелких речках или озерах, а излюбленным местом ее обитания являются заросли камыша.
На Самарской Луке старожилы и сейчас говорят, что шишиги охотно поселяются под мостками на реке Аскуле. Примечательно, что тамошний дух особенно не любят пьяных, и если кто-то из местных жителей, будучи «под градусом», решится отправиться к берегу, то пропадет. Помимо этого, шишиги наказывают за хулиганство. Рассказывают историю о том, как подвыпившая компания молодежи из соседнего села, погоняв на мотоциклах кошек, отправилась на шашлыки и, за недостатком дров, разворотила колодец. Но потом, возвращаясь домой, все были до смерти напуганы представившейся на пути нагой женщиной безобразного вида и спешно ретировались.
Шишиг представляли в образе обнаженных женщин (иногда - горбатых) обычного размера с растрепанными волосами, которые они безуспешно расчесывали гребнем, а порой еще и с хвостом. В частности, у А. М. Ремизова можно прочитать, что если шишига «накроет» человека хвостом, то он непременно пропадет, причем безвозвратно.
Лесные шишиги нападают на людей, съедают и обгладывают косточки. Водяные - озорничают, подкрадываются к купающимся и начинают их щекотать, но могут и в воду утащить с берега. Увидевшему ее путнику предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине. Впрочем, рассказывают историю, которая не совсем вписывается в подобные предположения. Некий рыбак, выйдя однажды на берег озера, увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косу.
Та, заметив мужика, нырнула в воду, а гребень, которым чесала волосы, оставила на той самой кочке. Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принес его к себе в избу. В тот же день, лишь только стемнело и все семейство улеглось спать, послышалось постукивание в дверь и голос шишиги, жалобно умолявший рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил гребень - схватила его шишига и исчезла.
Иногда шишигой называли русалку, которая выглядела как старуха с зелеными волосами и щекотала любителей купания. Днем эта нечисть не опасна, она отсыпается после ночных проказ. С наступлением же сумерек она начинает проявлять активность и выискивать жертв либо на берегу, либо в лесу, дабы утащить на дно водоема.
Шишигу, похожую на кикимору-пустодомку, представляли ряженые во время Святок: ее изображали в бабьем сарафане, но без головного убора, с распущенными волосами; причем играть ее мог и парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове вместо кокошника. Обильно представлена шишига и народных поговорках: «Да чтоб ее лешие в лесу удавили, чтоб шишиги в реке утопили»; «Ягабиха страшна шошычиха. Баба-яга та же шошычи-ха и есть»; «Шишига свадьбу играет» (чертова свадьба); «Вино жрут, как шишиги».
И еще одна легенда повествует о том, что в окрестностях Аскул живут некие существа – шишиги, что-то типа бабок-ёжек, и что все пакости – это их рук дело. Эти шишиги (еще их называют лешие и лешенки), по словам местных жителей, живут в лесу, иногда стучат в окна или выходят на дорогу. Местные бабушки рассказывают, как однажды шишига напугала хмельную компанию, которая приехала на мотоциклах из соседнего села Сосновый Солонец жарить шашлыки. По словам очевидца, ребята зацепили и разворотили колодезный сруб. Возможно, это было сделано непреднамеренно, но в безводных Аскулах это серьезный проступок.
Всю его тяжесть поймет тот, кому приходилось волочить на тележке тяжеленную флягу, чтобы вскипятить чайник или постирать белье. Видимо, в назидание, на обратном пути, у легендарных мостков на дне Тайбакского оврага, хулиганам явилась шишига. Ничего не делала, просто стояла у дороги, но одного вида лесного страшилища хватило, чтобы мигом протрезвевшая компания быстренько убрались восвояси. Все многочисленные описания аскульских шишиг сходятся в одном: это женщина огромного роста и мощного сложения, лохматая с длинными волосами.
Любознательным советую перечитать части 8 и 9 «Хроник аномальных явлений в Тольятти», чтобы убедиться, что данные рассказы имеют все реальные основания для своего возникновения, а основа их – пребывание (или проживание) на Самарской Луке реликтового гоминоида – «снежного человека».
Посетив Аскулы, нельзя обойти вниманием знаменитый Аскульский овраг протяженностью около 25 километров. Попасть туда можно, пройдя через все село к востоку, в направлении Ширяевской долины. Этот овраг прорыла в глубокой древности полноводная река. За миллионы лет она вымыла из-под себя и вынесла к устью все водоупорные глины и промыла дно до самых пермских известняков, через которые и ушла под землю.
До сих пор где-то в глубине хранится огромный артезианский бассейн. О древней реке раз в год напоминают вешние потоки, падающие в бездонные провалы, и роднички, кое-где журчащие из-под камней. В нижней части овраг заканчивается живописным урочищем Анурьевка (или Ануровка), названным так по имени ныне исчезнувшей деревни, просуществовавшей до конца XIX века. Главная достопримечательность урочища - источник.
Когда-то он снабжал водой всю деревню, да и сейчас считается самым мощным на Самарской Луке. С оврагами вообще связано много необычностей. Взять хотя бы Чарокайский овраг. Но об этом - в следующей части хроники тольяттинских аномальных явлений под названием « Чары Чарокайского оврага».  (Татьяна Макарова).
 


Рецензии