Как в прошлом веке учились студенты медицинских ВУ

Я учился медицине с 1989 по 1998 год. Включая подготовительное отделение и ординатуру. И сегодня хочу рассказать о там, как у нас проходил курс нормальной анатомии.

Почему нормальной? Потому что еще существовал курс патологической анатомии, в просторечии патан. Это совершенно другой предмет, который был у нас двумя курсами старше.

Итак, нормальная анатомия человека. Она началась прямо с первого курса и продолжалась полтора года. Сдавали мы ее в зимнюю сессию на втором курсе. За полтора года надо было освоить все органы и системы человеческого тела.

Анатомичка у нас находилась на первом этаже. Уроки проходили на препаратах. Препаратами служили неопознанные трупы, которые по мере износа обновлялись. Как это технически делалось и на основе каких нормативных документов мне точно неизвестно. Есть подозрение что в те времена с контролем и учетом было значительно проще.

Перед началом занятий дежурные вместе с ассистентом спускались в подвал. Из стеллажа выкатывался труп. Он плавал в формалине. Его надо было извлечь из ванны, переложить на каталку и привезти в секционный зал. Где преподаватель с помощью старшекурсников или ассистентов кафедры готовил его к урокам. Требовалось выделить для изучения необходимые органы и системы для показа.

Как правило все проходило спокойно. В редких случаях какого нибудь излишне впечатлительного мальчика или девочку тошнило или он (она) падали в обморок. Но так бывало только в самом начале. В дальнейшем все быстро адаптировались и оставаясь после уроков в анатомичке, наедине с трупами даже не теряли аппетит. И могли спокойно жевать бутерброд, держа его в одной руке, а в другой держа череп.

С улицы пытались заглянуть любопытные мальчишки, но окна были специальные, пропускающие только рассеянный свет.

После рабочего дня дежурная смена увозила препараты обратно в подвал. Об этом подвале я хочу рассказать подробнее.

Представьте себе длинный, темный коридор. Разделенный на секции. Никаких замков или охраны. Ив этом подвале в углу свалены трупы. Либо целиком, либо в виде фрагментов человеческих тел. По ним бегает целая стая крыс, которая обгладывает тела до костей. Зрелище для обычного человека страшное и необычное, но только не для нас- студентов медицинского института.

Особенно поразительным был тот факт что это считалось совершенно нормальным и никакой тревоги не вызывало. В наше время такое вообще невозможно представить. Нынешние студенты не изучают анатомию так как учили ее мы. Они и препаратов то практически не видят. Все обучение виртуальное.

Такая же история была у нас позже, на кафедре судебной медицины. Самое начало 90-х годов. На улице перестрелки и бандитские разборки. Трупы молодых людей с огнестрельными ранениями свозили в морг десятками за день. И мы, студенты, учились именно на них определять причину смерти. Помню приходим мы утром на занятия а они сидят. В помещении. Даже не раздетые. Сидят и ждут когда судебно медицинский эксперт дойдет до них определит причину смерти. И мы вместе с ним.


Рецензии