Театральный сторож

                ***


                (Театр ночью.)
 


Люблю, когда с тобою мы одни:
Лишь ты, да я, полночный твой хранитель;
И ты тогда единственный свой зритель,
Глядящий в бездну собственной души...
 
Оживший храм, смолкающий на ночь.
Лишь ты, да я - твой сумасшедший падре...
Я жду и жду, но будто бы в стоп-кадре,
Передо мной - лишь блудная та дочь,
Чьё имя - Ночь...
 
Театр! О великий Храм Судьбы!
В твоих углах и щелях, каждой нише,
Где тишина ещё, пожалуй, тише -
Мгновенья стерегут свои гробы...
 
Но вдруг они, как вздрогнувший брильянт,
Внезапной вспышкой мне пронзают сердце...
И верующий только лишь в талант,
В тот миг найдёт во мне единоверца!
 
Как после бури: нету никого, -
Лишь только ливнем вымытая площадь, -
Иль одиноко скачущая лошадь,
Что всадника стряхнула своего...
Иль как в пустыне - только Иисус...
(а дьявол затаился за портьерой!)
 
Душа как облако, но в ней  безумный груз,
Бездонный груз всей человечьей эры!
 
Передо мной проходит череда
Событий и эпох - от древних кёльтов,
От ассирийцев и... до наших кольтов,
Что "лают" в современных городах...
В салунах, барах, на углах проспектов -
Всё та же песня: стон и хрип, и лай...
Всё тот же богатейший, яркий спектр
Характеров: Эдип и Менелай,
Спартак и Красс, Жанна д`Арк и Федра...
Вот - Гарпагон, а вот и Дон-Кихот...
Какие страсти сотрясают недра! -
Будто подземка по душе ползёт!..
Словно гюрза в пустыне к Иисусу...
Но ведь она совсем не враг ему!
Гораздо ядовитей тех укусы,
Кто любит нас;
И вот, войдя во тьму,
Потом с трудом мы долго ищем света
В калейдоскопе бешеных огней...
Покажется, что, вдруг, планета
Сорвалась со своих цепей...
В глубинах аэроущелий,
И небоскрёбов, и дорог
Мерцают пагубные щели,
Что позабыл заделать Бог;
Снуют без выраженья лица,
Глаза домов, глаза машин...
Река огней течёт, струится
Меж пальцев женщин и мужчин...
И можно с них писать этюды
И Магдалины у креста,
И Юлиана, и Иуды...
Но нет модели для Христа!
И, как голодный просит хлеба,
С мольбою поднимаю взор
Среди громад и вижу... Небо! -
А там ворота на простор!
 
Да, Ты и я. И ты - пространство
Вселенной всей передо мной!
Вернувшийся из дальних странствий,
Бреду к Тебе, к себе домой.
Домой к себе, к Тебе - Вселенной:
Ведь дом  души - не уголок!
Как Принц, Экзюпери, нетленный,
Кому лишь Небо - потолок,
Своих я соберу знакомых
Со всех веков, из всех орбит...
И юный Гамлет, и Лилит...
 
Мы вместе соберёмся дома...
И Жан Вальжан, и король Лир,
И Гарпагон, и Антигона...
Вот Истина: здесь нет закона;
Здесь лишь Софокл, Мольер, Шекспир...
 
Да! Ты и я, твой жрец безумный,
Кому весь мир бегущий, шумный
Не в состоянии помочь!
Кому нужна для духа - Ночь!
Футляр душе моей бесшумный;
Кому нужна для Дома - Ночь!
 
Я медиум между тобою
И духами в твоих углах...
Так, иногда, перед Судьбою
Стоишь, внезапно сбросив страх...
Она глядит в тебя, как дуло,
Откуда Вечностью подуло,
Но ты стоишь, а страха нет...
 
И вот, из тьмы, в тоннеле дальнем,
Внезапно возникает свет...
Знакомый силуэт гидальго,
(знакомый с детства силуэт!)
А с ним ещё и Дядя Ваня,
А с Дядей Ваней - Сирано
Решили вдруг погулеванить,
Когда темно и  н и к о г о!
 
Как мало времени! Как скоро
Оно летит: столетье - вдох!
И занавес, гигантской шторой
Колышет страсти всех эпох...
 
Летят и ковыляют эры:
Эсхил, Эйнштейн, столетье - миг!
Как на плечах у Гулливера
Мы - лилипуты все на них...
 
Ночь. Ты да я... И в эту пору
Фортуна никнет у кулис...
Вот, выброшенный шуткой шторма,
Усталый пилигрим Улисс...
На вернисаже всех столетий
И всех эпох, и всех времён
Прошли Монтекки, Капулетти
Мимо приспущенных знамён...
Среди рукоплесканий ветра,
А с ним и сердца моего,
Шли Антигона вместе с Федрой
К бальзаковскому Горио...
Они - все мёртвые, нагие,
Кого кружила коловерть...
Как параллельные прямые
СОШЛИСЬ(!) в единой точке - Смерть...
 
И только Страшный Суд Искусства
Их воскресит для жизни  т у т,
И все для пламенного чувства
Они ещё раз оживут!
 
И вместе - вновь с тобой одни мы:
Ты - я, и больше никого...
И Ты опять  г л я д и ш ь   н е з р и м о
В колодец сердца своего...

*** Использована живопись автора. (М. Ч.)
 


© Copyright: Максим Черников, 2013


Рецензии