Симмертия

присуща ли миру симметрия
нет симметрия иллюзорна

маленький мальчик упал в колодец
он не знает найдут ли его
вытащат ли

он разглядывает лягушку
ставшую его случайной спутницей
она поблёскивает в лучах полуденного солнца
она похожа на мягкий живой изумруд
никто из них не знает о смерти
поэтому жизнь может всегда продолжаться

они пытаются выбраться
потом разглядывают стены
маленькую лужу на дне
смотрят в небо

и видят один и тот же сон

когда малыш проснётся
он узнает смерть и одиночество
лягушка будет мертва
он узнает о симметрии до-и-после
весь мир покажется ему симметричным

но это иллюзия
ведь мир не знает смерти
мир не перестаёт
перестаёт жизнь
то что люди считают жизнью

лягушка на дне колодца мертва

а когда стемнеет
родители найдут малыша
и вытащат его
и приведут домой

он обо всём расскажет
о стенках колодца
серо-зелёно-коричневых
о маленькой луже
в которой отражается небо
которое кажется далёким и маленьким
и конечно о лягушке
которая почему-то

ему ответят что он уже совсем взрослый

но пока что они спят
на дне колодца
мальчик и лягушка
и видят сон
про нас с вами


Рецензии
Много тем для безмолвия. Мир не умирает. Он умирает в человеке, а мир живет дальше. И чем меньше человек, тем больше мира в нем уйдет..Только сегодня думала про "до" и "после" в теме снов и отражений. Очень необычно взят мотив симметрии, его восприятие в зависимости от разных состояний: страха, незнания, холода, — может разительно меняться. И да, правда об иллюзии симметрии..

Девочка вырезает из белой салфетки снежинку...Пока она режет края и бахрому, вырезает кружки и ромбики, над ней пролетает безумная комета, далеко, далеко...Но ее ледяной хвост..Забирает снежинку по сродству с холодом..И когда девочка откладывает ножницы и разворачивает свой снег..он уже не симметричен там..где пролетела комета...Но девочка этого никогда не увидит..И не только она...

Хорошо, что ритмика не в кандалах рифм и размера. Я никак не соскочу с этого поезда..Надо, наверное, на месяц сесть на диету переводов, потому что мыльный русский уже одолел...

После Ваших стихов появляется желание думать, проникать, отстраняться..Что помогает оставаться собой. Спасибо за это...

Название «Симмертия» - это окказионализм от синергии смерти и симметрии?

Кшесинская Деметра   09.08.2021 14:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Деметра!

Только сейчас обнаружил Ваш комментарий. Благодарю за него! Отвечу в обратном порядке.

Симмертия... пожалуй, и окказионализм: в данном случае она - "-и-" в "симметрии до-и-после", ось. Однако она позволяет также увидеть картину во всей полноте (при наличии соответствующей оптики).

Да, думать... но мне видится более полезным именно отстраняться и остраняться. Это очень здорово, что иногда получается добиться возможности этого эффекта.

Ритмика и размер бывает и в "кандалах"... тут текст сам показывает путь и средство. А пишу я порой параллельно в разных техниках.
Переводы безусловно полезны. Я дилетант, но для гимнастики языка (как минимум) практикую. (Да и просто нравится.)

Интересный образный ряд... т.е. развёрнутая девочкой снежинка несимметрична, потому что комета (точнее - хвост) забрала её... снежинистость? В мою схему вписывается.
Мне кажется, снег, холод, лёд для Вас особая тема... Очень проникся эссе про Снежную королеву. Близко.

С первым высказыванием согласен полностью. "Чем меньше человек, тем больше мира в нём уйдёт" - тонко: маленький человек (ребёнок) обладает бо'льшим потенциалом, чем большой (взрослый), а потенциал предполагает многомерные и многомирные возможности воплощения, тогда как осуществлённый выбор обрубает иные варианты. Поэтому можно сказать даже не "мира", но "миров"... впрочем это уже риторика...

Интересно читать такие комментарии. Спасибо!
С наилучшим,
СМ

Саша Мнишек   28.04.2022 02:37   Заявить о нарушении
Только недавно вошла в поток темы остранения. Кажется, Шкловский придумал хорошее слово и принцип для создания авторской ниши в ее многочисленном индивидуальном восприятии. Когда пару лет назад стала перечитывать Лермонтова, хорошо поняла, о чем он говорил на самом деле. Литературу превратили в консервный ключ для штамповки инерционных винтиков ментала. Перечитала его "Три пальмы" и поняла, что он в массе читателей абсолютно не понят. Скорее, не прочувствован. И смыслы накрутили литературоведы и школьные учителя, которые превратили искусство в особого рода порабощение. Редко кто после школы, если это не связано с профессиональными интересами (кино, театр, искусствоведение) добровольно перечитывает классику.

Так и растут сорняки "романтизма", "классического реализма", "социалистического..", а теперь и "военного". Гришковец и Прилепин в школьной программе выглядят аляписто и социально востребовано. Шкловский почти 100 лет назад предчувствовал беду от литературы. И придумал свое "остранение". Такие понятия как креатив, почерк, индивидуальность грешат узостью смысла, а в этом новом, ну для меня, новом принципе, заложена неплохая программа преемственности уже существующего основания и его реконструкции, интеграции под свои взгляды, историю и опыт.
Программисты в спешке и желании побыстрее победить мир обычный ИИ делают системные ошибки. Теперь, для обучения нейросети ее на заставляют повторять пройденный урок, не используют принцип лестницы или матрешки, где прошлое знание понятия или схемы прирастает новым медленно по капле кода. Просто, банально кормят, как свиней на убой, огромными плантациями текстов, романов, массивов...И вырастаю чудовища беспамятства.

Главный принцип познания — постепенность, утратил свою силу. А это фатально, и вполне предсказуемыми становятся войны с машинами. Сами себе создают новые проблемы. Скорость хороша в ситуации шутки Жванецкого про снотворное и слабительное. В машинном обучении, показалось, постепенность — не худший прием. Машина время жует механически, чтобы как-то одухотворить это явление, нужно терпение и поступательность...

Негатив этого заметила уже давно. Обилие "дележки опытом" в интернете похоже на фантомы знаний, но не знания сами. Поскольку только личный опыт откладывается в памяти события человека делая его личностью, а не ячейкой цифры. Сколько интересных материалов в сети, но читая их, восторгаешься только на момент прочтения, потом машина неоном нейтральной волны все эти знания выжигает, причем выжигает не только прочитанное, но и твое время, потраченное на эти данайские дары.

Так и со стихами. Пишутся то они долго, правда без слов. Там внутри зреют на пиках боли и отчаяния, еще не уложенные в звук. А читая чужое болезненное и гениальное, не прирастаешь опытом, теряешь свой последний. Разлюбила "рухать" в убойные глубокие чужие стихи. Только когда работаю над ними, анализирую, комментирую, глубоко проникая в канву стиха, только тогда они остаются в памяти. И то, срок их хранения явно ниже того старого, когда книги пахли бумагой и типографской краской...И вообще, посещение Стихиры в таком формате все чаще напоминает добровольное самосожжение на голубом глазу чужих тщеславий. Но слова не разлюбила. Мне кажется, так как их обижают сегодня, еще никогда не обижали...
Вот и новый ракурс симмертии... Чужое творчество до принятия его в свой мир еще цело, после этого оно улетает куда-то в космос, забирая в попутчики твоя собственное "я". И насколько ты мал, настолько отпущено тебе времени для чужих стихов.

Ну вот, поговорила с Вами, и стало немного светлее. Хотя тень и холод мне ближе, как Вы заметили ранее.

Кшесинская Деметра   02.01.2023 10:30   Заявить о нарушении