Маргарита человек разумный часть 604

Маргарита человек разумный часть 604

С глубокой древности эта стихия пугала людей. Кроме того, что они ежечасно могли утонуть, разливами смывало плотины, сносило и подтапливало мельницы, дома, заливало дождями посевы земледельцев. И наоборот, вода была необходима человеку для жизни, хозяйства, земледелия и промысла: люди ловили рыбу, охотились на бобра, водоплавающую птицу. Именно поэтому особым почитанием пользовался культ духа - покровительницы воды.
Нравом строгим отличалась…
Зачастую в преданиях, сказках, песнях, быличках эрзян и мокшан Ведява описывается как вредоносный, опасный, злобный дух, случайная встреча с которым сулит людям большие неприятности, а нередко - и скорую смерть. В этих рассказах властная покровительница воды выступает как неизбежная карающая сила или как злой дух, пророчащий смертным огромные несчастья.
Согласно воле Ведявы умирают взрослые и дети, гибнет домашний скот, приходят в упадок домашнее хозяйство и лесные промыслы. Неотвратимые наказания мордовской водной владычицы распространялись на людей, нарушивших древние заповеди. Так, согласно традиционным религиозным представлениям мордвы и других поволжских финнов, людям запрещалось стирать в водоемах со стоячей водой (в озерах и прудах), рубить близко стоящие к водоемам деревья, допускать попадание грязи в священные источники и уличные колодцы.
Считалось, что Ведява и ее муж Ведятя живут в глубоких омутах и могут утопить человека: согласно мокшанским, эрзянским и терюханским верованиям, они забирают на дно ровно столько людей, сколько им надобно. Еще совсем недавно духом воды пугали детей: «Смотрите не ходите купаться, а то вас Ведява на дно утащит».
Правда, иногда водные духи якобы щадили людей, которых топили, выталкивая бедняг на берег своими холодными руками. Поэтому если тонущий человек все же оставался жив, он тот час был обязан раскланяться водным божествам, а после отблагодарить их деньгами - 5 или 10 копейками, а еще пшеном и хмелем для изготовления «пуре» - мордовского национального алкогольного напитка, приготовленного на основе меда и перги.
«Они (духи воды - Авт.) уж больно бражке рады и вину тоже», - рассказывают местные старожилы.
Если же каким-то образом на берег выплывала тонущая молодая девушка, она также благодарила Ведяву - бросала в реку или озеро или кольцо, или платок, или сережки. О случае чудесного спасения утопающего мне рассказала все та же Зоя Сорокина. По ее словам, пошел как-то вечером парень из ее земляков порыбачить на реку Пьяну. Да вот беда - был он выпивши, а потому оступился, упал в глубокий бурлящий омут и стал тонуть.
Только начнет бедняга выплывать на поверхность, чуточку глотнет воздуха, да не тут-то было, чьи-то цепкие холодные руки снова тянут его в речную пучину. Когда же неведомая хватка ослабла, парень что есть силы оттолкнулся от вязкого дна и, выплыв на речную поверхность, стал гневно браниться. Его проклятья были настолько страшны, что невидимое существо испугалось и уплыло прочь.
Необычную историю мне рассказала мокшанка из Саранска - Марина Агеева - корреспондент национальной радиопрограммы. Ей поведал об этом дядя, Николай Сяткин из мокшанского села Атюрьево. «Утонул там, в речке, маленький ребенок. Мужики все дно обшарили. Ну, нет, нигде не могут тело найти. Тогда мать утопшего ребенка пришла на берег с чашкой, в которой была жертвенная пища - домашний ржаной хлеб и воткнутая в него свеча. Помолилась Ведень Кирди - Ведяте (держателю, хозяину воды - старику водяному) и Ведень Кирди - Ведяве (хозяйке воды).
А напоследок женщина и говорит: «Раз вы уж забрали душу ребенка, то верните нам хотя бы тело, чтобы похоронить по-человечески». И пустила чашу в воду. Та поплавала-поплавала, покружилась-покружилась, да у бережка и утонула. Там и нашлось тело».
…И водицы не жалела
Среди мордвы ходили и другие поверья. Мол, Ведява может не только утопить человека, но и наслать на него тяжкие болезни, любой недуг. Считалось, что посланные людям Ведявой болезни и страдания не вылечит никто: человек перекупался, упал в воду, провалился под лед, простыл... Или долгое время после свадьбы молодые не могли зачать дитя, и тогда бедные женщины шли на берега источников и совершали там таинственные моления, обращаясь к водной владычице с просьбами о ниспослании им «чадородия».
А некогда Ведява считалась богиней плодородия. И водой, взятой из ее чертогов, земледельцы орошали поля, значит, лишь у нее одной следовало просить дождя в засуху. Но если в русских селениях Нижегородского края прошение о дожде проходило с обязательным шествием вокруг села крестного хода, во главе которого селяне, а зачастую и священники, несли языческие православные иконы, то будучи уже давно православной мордва предпочитала проводить «моление о дожде» совсем иначе. Хотя в ее языческих молянах прослеживалось и множество православных мотивов. В засушливые годы мокшанские и эрзянские земледельцы-садоводы-огородники, как и в былую старину, обращались к водным духам, выспрашивая у них дождя. (Дмитрий Карабельников, краевед).

Кикимора с младенцем на руках
Леса - это не просто поросшие деревьями участки местности. Это очень сложные биологические системы, состоящие из растительности, животных, птиц и… еще каких-то странных существ. Их часто именуют по названию местности, где они живут: леший, водяной, болотник и т.д. 
С одной стороны, они как будто и сказочные, и обладают совершенно невероятными, с точки зрения современной науки, свойствами: могут становиться в рост с деревьями, а могут быть и ниже травы, живут на воздухе, но способны существовать и под водой. Но есть и другая сторона. В ней они обретают плоть и действуют как вполне реальные разумные существа. Попытаемся разобраться в их поведении на примере «лесных жительниц». В сказках они встречаются реже, чем мужские «особи», зато поведение их более объяснимо.
В существование лешачих, русалок, кикимор и других лесных баб, живущих в дремучих чащах, на болотах, в реках или озерах, верили издавна во всех русских деревнях. Но вот что странно: почему-то эти «сказочные существа» вместо того, чтобы спокойно жить в глухих непролазных лесах, упрямо держались около людей. Их постоянно встречали охотники, выходившие на ранней зорьке пострелять уток, бабы, собиравшие в лесу ягоды, мальчишки, сторожившие коней в ночном. И вот что странно: описания их внешнего облика, поведения, удивительных способностей у крестьян, живших в южных губерниях, практически не отличались от рассказов жителей северных окраин.
Сегодня такие встречи редко, но происходят. Причем описания странных существ женского рода практически не изменились. Чаще всего лесная баба имеет облик знакомой по народным сказкам кикиморы. Вот, например, с каким чудищем встретились молодые парни на лесной дороге около мордовского села Аскулы: «Все случилось на обратном пути, когда вся подвыпившая ватага переезжала мостки на дне глухого Тайбакского оврага. Впереди на дороге вдруг показалась неясная, будто закутанная во что-то белое фигура. Подъехав поближе, парни вмиг протрезвели: перед ними стояло настоящее страшилище. Вроде женщина, но жуткого вида, громадная, нагая, укрытая до самых пяток лишь копной лохматых волос».
Таких чудовищ до сих пор можно встретить возле глухих сел и деревень Самарской Луки, из которых выехали почти все жители. Называют их здесь по-разному: лишенками, русалками, а чаще шишигами. Бродят они, голые и раскосмаченные, по лесам и болотам и особого вреда людям не наносят. А вот подшутить, особенно над мужчинами, шишиги любят. Нырнет, например, парень в пруд, а они подкрадутся, и давай его щекотать. Могут и у ребят, которые лошадей в ночном пасут, одеяло утащить.
В то, что шишиги - не выдумка, а действительно существуют, верят в деревнях на Самарской Луке все: и мал, и стар. Да как можно не верить, если был случай, когда шишигу поймали в лесу, точнее, не поймали, а нашли, замерзшую от холода. Вот как описал этот случай краевед Юрий Киевский в мордовском селе Торново. Однажды трое братьев, отправившись зимой за дровами, откопали в сугробе «виряву», так называют здесь лесную женщину: «голая, волосы длинные, пальцы длинные». Замерзла она, лежа на снегу, и стала «твердой, как колодка». Парни привезли виряву в избу и стали отогревать на печи. Когда та «оттаяла» и ожила, то принялась безудержно хохотать. Человеческой речи не понимала, одежду с себя срывала, от людей испуганно пятилась. Подумали, подумали мужики, да и отвезли виряву в лес, где ее нашли.
Но не всегда лесная баба имеет облик кикиморы - костлявой, угловатой женщины, порой она больше похожа на огромную обезьяну. Но вот что удивительно: все эти лесные существа, как бы они ни выглядели, любят подшутить над пришедшими в болото или на берег озера парнями. Произошел такой случай далеко от Волги на Кольском полуострове. Пришел на берег Сейдозера молодой лесоруб, так его там едва не задушила в объятиях лесная волосатая красотка.
Парень рубил толстое дерево, когда вдруг почувствовал легкое похлопывание по плечу. Он удивленно обернулся и увидел огромный волосатый торс, поднял глаза и… так и остался стоять с открытым ртом. Над ним возвышалась особь женского пола. Лесной «красавице» такое поведение парня явно не понравилось, и она просто-напросто зашвырнула его в кусты. До смерти испуганный лесоруб бросился к лодке, завел мотор и отдышался только тогда, когда отплыл далеко от берега.
Довелось встретиться с «лесной бабой» и великому русскому писателю Ивану Тургеневу. Прямо можно сказать, ее назойливое внимание произвело на него неизгладимое впечатление, которым он поспешил поделиться со своим французским другом Ги де Мопассаном. Во время своей поездки в Полесье писатель встретился на берегу реки с волосатой женщиной. Увидев Тургенева, женщина пришла в восторг и бросилась к нему, «издавая звериные крики». Но Иван Сергеевич не оправдал ее надежд и поспешил удалиться от места неожиданной встречи.


Рецензии