Маргарита человек разумный часть 603

Маргарита человек разумный часть 603

У друга дома...
Решил поведать о произошедшем со мной случае около года назад.
Есть у меня два друга, оба братья, старший и младший, разница в несколько лет. Как - то раз, остался я ночевать у них дома. Дома был только младший брат. Поужинав и поболтав мы отправились на боковую. В его комнате стояло две кровати, его и старшего брата. Я лег на кровать старшего, младший на своей. Пытаюсь заснуть, никак не получается, лежал, ворочался и, случайно, взглянул в дверной проем в темноту. А тревожно как - то на душе было и, как это банально и неправдоподобно прозвучит, увидел прозрачное лицо с рогами, как - будто маска проплывала по воздуху... Будучи в трезвом уме я подумал, что показалось, и, перевернулся на живот, пытаясь заснуть.
Чувство тревоги усиливалось и я почувствовал, как что - то острым предметом (как - будто коготь) проводит мне по спине. Тут уже мне стало далеко не до сна, я резко вскочил и включил свет, весь пол был в тараканах. У друга их не было никогда. Я начал спешно давить их и будить моего друга. Тот проснулся, я показал ему тапки и рассказал, что сейчас было. После этого он уже рассказал свою историю, правда, на следующий день.
Сами они из Мордовии и, когда его родители только собирались пожениться, на них порчу навели. До этого случая у них дома была одержима его племянница лет пяти. Она запрыгивала на шкаф, который два метра в высоту и, лежа на нем, порвала кожаный кошелек пополам, на глазах у изумленной матери. После походов в храм все прошло, но началось у старшего брата. Бессонные ночи, кошмары, думал с ума сходит, спал только днем. Потом уже он начал регулярно посещать храм и все прекратилось.
Еще один случай был у них дома. Пришел их отец с работы и заснул.
Просыпается от того, что дверью входной хлопнул кто - то. Начал звать сыновей, но никто не отвечал. Он встал с кровати и подошел к входной двери и увидел старую бабку. Как только он увидел ее, она резко побежала на кухню, отец за ней побежал и увидел только то, что она в окно выпрыгнула в закрытое и пропала, понятное дело, что ни стекол выбитых, ничего этого не было. Вот такая история, хотите верьте, хотите нет.

Русалки и встречи с ними
Одна из тайн и загадок отечественной мифологии связана с существами, ставшими героинями легенд и страшных рассказов – русалками. Кто же они такие – эти странные существа, так пугающие людей? Кем только не была населена земля наша в древности! Какие только необыкновенные тайны не открывались далеким предкам нашим… Одна из них связана с загадочными существами, ставшими героинями многочисленных легенд и страшных рассказов, – русалками. Неделя от понедельника Троицыной недели до понедельника следующей недели, Духова дня, издавна называлась в народе «русальной», или «грязной» неделей.
Полагали, что до этого времени русалки спокойно живут в воде и без особой надобности из своих жилищ не выходят.
Кто же они такие, эти странные существа, так пугающие людей своим хохотом, умением защекотать буквально до смерти? Происходят русалки из времен весьма древних, языческих. Можно предположить, что в те далекие времена они были чем-то вроде местных речных богинь, подобно греческим нимфам. А являлись они на свет, как думали наши древние предки-славяне, в качестве душ умерших родственников.
Тогда принято было хоронить умерших не только в особо насыпанных курганах, но и на распутье дорог, в лесах, а также спускать в воду. Чтобы задобрить русалочьи души – ведь от представительниц загробного мира никогда ничего хорошего ждать не приходится, – крестьяне ходили в лес, где устраивали пиры-тризны, приносили русалкам-душам скромные жертвы. Совершались такие походы в современный нам Духов, или Троицын день.
Существа, подобные русалкам, описаны во многочисленных преданиях и легендах – от Нила до Клязьмы. В Европе в существование нимф искренне верили даже в век Просвещения, в XVIII столетии. Слово же, близкое по значению к русалке – красавице или роду духов, есть почти во всех европейских языках. Русский исследователь XIX века профессор В.Ф. Снегирев считал, что все поверья о русалках имеют одно, весьма близкое происхождение. Разница в деталях определяется исключительно разницей в климатических условиях, почве и народных традициях.
Самое древнее предание говорит, что русалки явились на свет в момент падения с неба сатаны. Некоторые из его единомышленников, также изгнанные из рая, упали в воду. Из нее они и начали творить всякого рода козни против рода человеческого. В языческие времена русалки считались не только речными богинями, требовавшими себе многочисленных жертв, но и владелицами сокровищ и чаровницами. Даже в XVII столетии в России веру в существование этих представительниц древней формы жизни официально именовали волхвованием и чарованием.
Особенно популярны днепровские русалки. У них имеется даже собственная Роща Русалок над Днепром. Им посвящена прекрасная опера А.С. Даргомыжского «Русалка», созданная на сюжет одноименной поэмы А.С. Пушкина. Этим героиням посвящена и одна из лучших картин передвижника-демократа И.Н. Крамского.
Сообщество русалок в прежние, весьма богобоязненные, времена непрерывно пополнялось за счет всех грудных девочек, родившихся мертвыми или умершими без крещения, утопленниц и самоубийц. Также становились русалками все дамы, имевшие привычку купаться без нательного креста. Теперь, конечно, от такого способа пополнения русалочьих рядов пришлось отказаться – найти купающуюся с нательным крестом даму весьма затруднительно, а ведь и воды не бездонны… (Алексей Буторов)               

Легенды Поганого озера
Озеро, названное Поганым, просто обязано пугать народ всякими былями и небылицами. Местное население – мордва - генетически лесные жители, их на русалочий испуг не возьмёшь. Поэтому в Старом Пичеуре легенды имеют скорее романтический, чем мистический характер.
Рассказывают, например, что обручённая невеста уронила как-то в озеро колечко. Жених сильно осерчал, потому что не поверил девушке и обвинил её в коварной измене. Невеста совершила суицид путём утопления. После её похорон сердитый жених пошёл к роднику под горой умыться. Наклонился он к воде. Глядь, - а на дне то самое колечко сверкает. Не обманула невеста: колечко она обронила в озере, а наружу его подземная река вынесла. Понятно, что жених совершил джентльменский поступок: он женился и свою третью дочь назвал в честь бабушки безвинно погибшей барышни.
Говорят, так же, что по берегам озера любит гулять леший. В глаза его никто не видел, но запоздавшие рыбаки слышат порой, как без ветра ломаются ветви деревьев и как человеческим голосом кричат берёзы и осины. Случаются на озере истории вполне вероятные. На Поганке очень активно растут сфанговые мхи. Ковёр из них выдерживает вес человека.
Есть два довольно больших плавающих острова из мха, на которых растут деревья. Как-то заезжий рыбак разбил под деревом палатку неподалёку от своей машины. Когда он утром проснулся, то не увидел ни машины, ни берега. Ночной ветер отогнал плавучий остров с рыбаком и его палаткой на середину озера. После того случая в больнице имени Карамзина стало одним пациентом больше.
Мордовская владычица вод - Ведява
Не одну сотню лет ходят по нижегородской земле сказки, предания и рассказы о русалках. Однако истинные хозяйки вод в нашем крае - вовсе не русалки, потому что согласно древней мифологии коренного населения края, поволжских финнов - эрзи, мокши и исчезнувших на сей день терюхан, в каждом водоеме юга Нижегородской области живет мордовская владычица вод - Ведява.
Олицетворяя опасность водной стихии, образ Ведявы вызывал у людей чувство страха. Они верили, что Ведява могла не только утопить, но и наслать болезни, если не совершить жертвоприношение ей. Полагали, что Ведява покровительствует любви и деторождению. Она будто бы может рассердиться на мужчину или женщину и обречь их на бесплодие. Бездетные женщины просили Ведяву дать им детей, устраивали особые моления (ведьозкс). В то же время люди понимали, что без воды не может быть жизни: она делает плодородными поля, луга, леса, в реках и озёрах можно ловить рыбу и т. п. Поэтому в произведениях устного народного творчества образ Ведявы наделён не только отрицательными, но и положительными качествами.
Русалочка, да без хвоста
Этот случай произошел в эрзянском селе Акузово Сергачского района. О нем мне рассказала пожилая знахарка Зоя Семеновна Сорокина. Было это после войны. Шла ее крестная вдоль берега Пьяны. Глядит, на высоком берегу сидит нагая женщина и волосы гребнем расчесывает.
Лица ее не видать, а волосы длинные-предлинные. Хотела было подойти любопытная крестная к женщине, однако та, завидя ее, вдруг вскочила, громко захохотала и спрыгнула с высокого обрыва в омут. А всплеск был таков, что вода вышла из берегов. Только тогда поняла баба, что не смертная женщина это была вовсе, а эрзянская богиня, дух вод - Ведява.
И действительно, мордовское языческое божество - дух вод - Ведь-ава («ведь» - вода, «ава» - мать, женщина) в религиозных верованиях мордовского народа представляется как высокая, красивая, обнаженная женщина, сидящая около водоема и расчесывающая гребнем длинные русые, белые или зеленые волосы. У соседних марийцев тоже есть аналогичный персонаж - Вуд-ава. В отличие от славянской утопленницы с рыбьим хвостом - русалки, Ведява представляется с ногами и имеет более привилегированный - божественный статус.
Кстати, вместе с ней в легендах живет седобородый мужской дух Ведь-атя - водяной-старик, который считается мужем женского божества. Тем не менее главенствующая роль в мордовской мифологии отводится именно женским божествам, а все потому, что архаичные верования в эти божества возникли в эпоху матриархата.
Обширные этнографические материалы эрзи, мокши и терюхан свидетельствуют, что человек отождествлял богов и духов с теми природными объектами, которые, в первую очередь, пользовались почитанием у него самого. А одной из самых необходимых и в то же время опасных сред в жизни людей, конечно же, была вода.


Рецензии