Маргарита человек разумный часть 597

Маргарита человек разумный часть 597

6. Овда – это Снежный человек.
Такая версия  в настоящее время часто встречается в прессе и на телевиденье, а также в интернете. Действительно, образ Овды, который был показан в истории (в начале нашей статьи), очень похож на снежного человека. В частности, шерсть на теле, способ передвижения, поведение и т.д. Если бы на месте мальчишек был бы профессиональный наблюдатель, однозначно, он расценил бы это как встречу с йети!
В пользу этого факта также говорят параллели образа Овды с персонажами марийской мифологии, например, с марийским лешим (таргылтыш). Он чем-то напоминает медведя, зарос шерстью, живет в берлогах и пещерах, прячется в лесной глуши, редко появляется у человеческого жилья. По лесу передвигается бесшумно, поэтому неожиданно появляется и также быстро исчезает. Но его чувствуют собаки, поэтому Овда старается избегать их. Он оставляет огромные следы на земле.
Марийские охотники, грибники и пастухи нередко находили жильё Овды, как правило, оно находилось в пещерках или под корнями поваленного дерева (типа берлоги). Дно жилища было устлано лапником, сухой травой или звериными шкурами. Повсеместно отмечалось, что при вырубке лесов, расширении полей и лугов – Овды покидали эти места, так как были лесными жителями, и обычно не могли перенести приход человека в их край.
В легендах и быличках Овдам приписывались многие волшебные свойства, некоторые из них можно объяснить, изучая особенности поведения снежного человека, которые описаны в литературе. Как указывалось выше, Овды могли неожиданно появляться и быстро исчезать, так как имели сноровку лесного жителя. Вывернутые ступни  (следы) - это способ, которым снежный человек путает свои следы, отводя охотников от своего жилья или других мест, в этом случае он идёт задом наперед. Поэтому кажется, что у Овды вывернуты ступни.
Овды были покрыты густой шерстью, поэтому периодически она у них облазила, линяла, и если снять клочки шерсти с груди было легко, то, вероятно, на спине комки шерсти имели большой размер  По этой причине человек думал, что у Овды груди находятся сзади. По мифам и рассказам известно, что Овды явно тяготеют к геопатогенным местам. Скорее всего, такое свойство их организма.
Напомним, что кошка также часто лежит в доме на патогенном месте, где человеку лучше не находится, а вот собака в таком месте никогда не ляжет! По этой причине Овды часто жили в «плохих, нечистых» местах, а человек в таких местах себя плохо чувствовал, терял ориентацию, болел! Поэтому в народных быличках для таких зон указывалось, что, мол, леший в чаще закружил, что привиделась всякая чертовщина, что Овда послала порчу и т.д.
Этим также можно объяснить и феномен «проклятых деревень» в Марийском крае. Такие предания (и они ведь сбываются!) встречаются практически в каждом районе Марий Эл, и особенно часто в восточных частях республики. Про географию этих мест мы поговорим попозже, а сейчас следует понять, что, если Овды водились в геопатогенных местах, то в этом месте не следовало бы строить деревни, добра людям от такого поселения не будет! Конечно, в древности у марийцев было много способов определения «чистоты» или «нечистоты» места, мари безошибочно определяли тот участок леса, где будет священная роща, новый илем и т.д.,  например, делалось это по быкам…
Но ведь в жизни бывают и такие случаи, когда спешно бежали марийцы от всякой напасти большими семьями по тайге, и если попадалось удобное место (река, озеро, ключ), то селились здесь. Ведь впереди была зима, морозы, вьюги! Времени на поиск «хорошего»  места не было! Так и появлялась деревня в «нечистой» геопатогенной зоне. Эта же зона притягивала Овд, либо они уже жили здесь, но уходить не собирались.
Рано или поздно человек вступал в конфликт с Овдами, что могло закончиться плохо как для человека, так и для Овды (мари были воинственным племенем). Но с исчезновением Овды из окрестностей деревни – напасти для людей не заканчивались, приходили моры, от молний часто возникали пожары, происходил падёж скота, умирали младенцы, продолжительность жизни была небольшой и т.д.
Все эти факторы марийское народное сознание связывало с проклятием Овды, которые жили в этих краях, но  которых потом прогнали (или убили) люди! Мол, перед смертью Овда прокляла деревню (род, семью), и теперь счастья в этом месте никому не будет! Действительно, если деревня находилась в патогенном месте, то такие «проклятия Овд» сбывались, и людям приходилось, либо уезжать отсюда, либо наблюдать, как чахнет их род!
Примеров этому великое множество!
Например, история деревни Нурото, что была расположена недалеко от Галицкого тракта (между Шигаково и Шелангером – Звениговский р-н).  Из архивных данных известно, что в 1902 году дворов здесь было  7, но впоследствии их число уже не увеличивалось. С этой цифрой связана легенда. В марийском фольклоре существует полумифическая женщина по имени Овда.
Однажды она чем-то прогневала своего покровителя, и Кугу Юмо проклял ее, повелев жить в пещере под землей. Она ночью выбиралась из пещеры и каталась на лошадях, которых нередко загоняла насмерть. Хозяин лошадей как-то намазал им спины серой. Овда прилипла к крупу лошади, и хозяин, как следует, ее проучил. Овда прокляла и мужика, и его деревню. Считается, что это проклятье коснулось именно деревни Нурото. Этой деревне, якобы, предстояло навсегда оставаться деревней семи дворов, появляющийся восьмой дом приносил беду - или кто-то умирал, или один из домов сгорал.
Судите сами:
В 1902 году дворов здесь было  7.
В 1922 году в деревне Нурото Большешигаковской волости Краснококшайского кантона в 7 дворах проживали 32 человека.
В 1926 году в деревне Нурото Большешигаковского сельсовета в 7 хозяйствах проживал 31 житель.
Примерно в 1935 году 7 семей крестьян подали коллективное заявление с просьбой разрешить им переселиться в основной населенный пункт колхоза и оказать материальную помощь в размере 1000 рублей на каждый двор.
В итоге - выселок Нурото  (Большешигаковского сельсовета)  Указом Президиума Верховного Совета Марийской республики от 27 ноября 1940 года исключен из списка населенных пунктов! Рассказ про эту «заколдованную» деревню (а также про загадочные места вокруг неё) будет в наших следующих статьях, а сейчас особо подчеркнем, что в случае с Нурото (и с другими историями о проклятых деревнях)  есть своя статистика и свои закономерности.
Из архивных данных сел и деревень Марий Эл (а также на основе собранной нами  информации, часть которой предоставлена читателями сайта)  мы выделили около 25 населенных пунктов (и мест) в различных районах Марийского края, где явно встречаются легенды или упоминания про Овду (о некоторых деревнях мы уже рассказывали), а также существуют объекты (овраги, поляны, рощи, леса), в названиях которых встречается «Овда». Это не может быть случайным совпадением, или игрой фантазии марийского народа. Явно Овды присутствовали в реальной жизни мари, а также и влияли на неё. Марийцы нередко вступали в контакт с этими загадочными существами.

               


Рецензии