Маргарита человек разумный часть 596

Маргарита человек разумный часть 596

2. Исходя из пункта 1 (Керемет) – понятие Овда стало часто использоваться в марийском фольклоре  как общее обозначение нечистой силы. По легендам и преданиям  - Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей и в воде (ср. вюд ия), в лесу (ср. таргылтыш).
Иногда Овда ночуют под стогами, а утром всей семьей возвращаются в лес. Как нечистая сила, Овда боится осинового дыма. Женщины Овда имеют длинные растрепанные волосы, длинные груди, которые они перекидывают крест-накрест через плечи, повернутые назад ступни.
Поэтому в образе Овды прослеживаются черты различных мифологических существ: водяных (они живут в воде, ждут угощения от рыбаков, награждают большой рыбой), домовых (они любят щекотать людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха, который часто приводит к смерти). В одной быличке охотник находит в лесу плачущего в зыбке ребенка с серебряным рожком, приносит его домой и хорошо ухаживает за ним. Через некоторое время появляется его мать - Овда, забирает ребенка, а в благодарность оставляет во дворе большую рыбу (Акцорин).
Овду можно поймать, можно наказать, но не стоит этого делать, так как последует месть. Известны легенды, в которых мари женятся на овде. В этом случае они преимущественно живут хорошо, в достатке, поскольку женщина-овда очень вынослива, и трудолюбива. Дети овды и человека ничем не отличаются от иных детей, разве что несколько смугловаты. Следует напомнить, что среди старинных марийских имен есть имена, которые произошли от слова «Овда», это мужское имя - мужское имя Овдек, и женское имя – Овдачи.
Мужчина-овда прекрасный воин, причем в этом отношении обладает некоторыми волшебными свойствами - его не берут ни пуля, ни сабля. Следует добавить, что понятия злой дух Овда и существо овда со временем так смешались, что ныне этого культа практически не существует, и трудно попять, что имеется в виду в том или ином случае, когда произносится это имя. Таким образом, в марийской мифологии возникло несколько понятий со словом Овда. Однако кроме нечистой силы – Овда представлялась в реальных существах!

 3. Продолжим разговор о настоящих существах по имени Овда.
По многим предположениям,   Овда (овыда, диал. овыча «овда», овда калык «народ Овда») - полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо «удмурт» и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный (?)  для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего, он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы.
Действительно,  как видно из сохранившихся исторических источников, восточные районы Марий Эл в X веке (и ранее) были заселены вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо-марий), которых было немало в нынешнем Моркинском р-не, и также в стороне города Арска (Татарстан). Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить эти земли. Памятниками их пребывания (например, в Моркинском районе)  осталось село Арино и гора Одо-Курык, а также деревня Абдаево - Одасола (то есть, с марийского, село, где жили Одо). Около Абдаево есть место под названием овданур. Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) также хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование.
 Вотяки по-другому назывались арскими людьми, отсюда и город Арск, и окрестные горы Большой и Малый (Одо) Карман-Курык, которые служили крепостью и временными укрытиями во время столкновения мари с вотяками.  Интересен тот факт, что на территории Арского и Балтасинского районов РТ до сих пор сохранились географические названия с корнем – «АР» (кроме Арска), также связанные с удмуртами (одо-мари), например, Арбаш, Арняш, Арбор, Кшкар, Утар, Арняк и т.д. А также очень много географических названий явно финно-угорского происхождения: Пшенгер, Кинер, Нуринер, Шишенер, Пукшинер, Тюнтер, Кушкет, Мокша, Шеленгур, которые доказывают тот факт, что раньше эта территория была заселена мари и вотяками.
 До сих пор старожилы близлежащей деревни Малонмаш могут показать место, где по преданиям находится древнее захоронение удмуртов. Место это считается нечистым (или проклятым), и местные мари туда стараются не ходить. Впрочем, в этих местах есть и другие древние поселения, например, на краю деревни Чевернур находится «Ярамари селище» - памятник археологии (7-8 км. от горы) - племена ярамари жили в тех местах почти тысячу лет назад. Местные жители, от греха подальше, также стараются и не поминать Овду, чтобы не навлечь на себя беды и болезни.
Аналогично про это говорят археологические памятники по реке Пижма, (у которой находится, кстати, селение ОДОшнур),  их относят к культуре удмуртов племенного объединения Калмез. Сюда, к западным рубежам расселения удмуртов (места племенного объединения Ватка), теснимые волнами переселений гуннов и пр. тюркских, угорских и самодийских племён Западной Сибири, удмурты-калмезы приходят к III в. н.э., а затем, спустя столетия, и войны с марийцами, вытесняются ими за Вятку.
С тех далёких времён, быть может, и ведут свои начала представления о жителях Одошнура как о странном, чуждом «народе овд».
При этом  Овды имеют свою культуру (земляные дома, одежду, быт, обычаи), понятный марийцам язык,  а также магические способности, связанные с «хтоническим» - в природе (обрывы рек, земля и подземные пространства, лесная чаща),  и в своём облике (длинноволосы, волосаты, грудасты, могут быть когтисты, «неправильность» - вывернутые ступни, прозрачная грудь и пр.). Они взаимодействуют с людьми (брачные связи с людьми, пристрастие кататься на хозяйских лошадях и пр.), но считаются стоящими на более низком уровне культуры – «ир енг», то есть дикими людьми.
В пользу этой версии говорит тот факт, что для мари язык Овд был понятен. Хотя и с трудом, но мариец примерно понимал: о чем говорят Овды, так как удмуртский язык принадлежит к той же языковой группе, что и марийский. По другим легендам: мари почти не понимали язык Овд, но некоторые марийцы довольно быстро ему обучались, так, что могли общаться с Овдами.
По этому поводу есть реальная история, которую нам прислали на сайт. Написал нам уже пожилой мужчина про случай, который произошёл в Параньгинском районе. Дело было ещё в довоенные годы, он (будучи мальчиком) шёл с матерью из соседней деревни, и они по дороге повстречали двух женщин. Женщины эти были очень странно одеты, и явно были не марийки. Мать остановилась около них, но сына подтолкнула вперед, мол, иди пока в деревню без меня. А сама стала разговаривать с теми женщинами на непонятном языке, но среди речи слышались как бы знакомые слова.
Потом мальчик ушёл по дороге и больше ничего не слышал. Через некоторое время мать его догнала, но на вопрос сына: «Кто это был?», ответила, что это не его ума дело! Больше про эту встречу мать никогда не вспоминала и ничего не говорила, но сына этот вопрос мучил всю жизнь. И уже через много-много лет, когда мать смертельно заболела, а у её сына были свои дети – он снова поинтересовался: кто были те женщины. Тогда мать ответила, что это были Овды, но больше так ничего и не рассказала!
Таким образом, ряд приведенных фактов указывает на некоторую идентичность народа Овды и удмуртов, как правило, это связано с тем, что в древности эти земли были обжиты удмуртами. Однако здесь есть явное противоречие, которое состоит в том, что племена удмуртов в те времена по своему уровню развития практически не отличались от марийских племён, то есть находились на одном уровне экономического и культурного развития. Поэтому при контактах мари и удмуртов (как мирных, так и военных) у народа мари не могло остаться такого мифологически-сказочного восприятия этого народа! Вряд ли мари могли осознавать соседний и похожий на себя народ (по языку, культуре, происхождению, образу жизни и т.д.) как «нечистую силу», или как чуждый «иной» этнос!
Это, кстати, выражено и в названии удмуртов – то есть одо-марий, получается, что марийцы практически их также называли, как и своё племя, или как близкое или родственное себе племя. А это было бы невозможно, если бы удмурты явно отличались бы от марийцев, то есть настолько явно, чтобы иметь такие фантастические свойства тела, образа жизни и поведения! Следовательно,  удмурты не могли в полной мере называться (идентифицироваться) мифическим народом - Овда!
Косвенно это подтверждается преданиями вятских мари, например, где рассказано о споре между марийскими и удмуртскими племенами за земли на правом берегу Вятки. В этом предании об удмуртах указано, именно, как о соседнем обычном племени; язык, нравы и особенности которого не вызывают удивления и не несут мистического образа. Удмуртов в этих преданиях никто не называет овдами. Поэтому можно рассмотреть следующие гипотезы.

4. Вероятнее всего, народ Овда жил на нынешних марийских землях ещё до прихода удмуртов. Ведь в древности не было такой плотности заселения территорий, как сейчас. Поэтому в глухих и дремучих лесах, достаточно близко друг от друга могли параллельно существовать два разных народа, которые находились на разном уровне общественного развития (что говорить, частично это можно наблюдать даже в наше время!). По археологическим памятникам известно, что эти территории заселяли пермские племена азелинской культуры. Например, их поселения были в долине реки Юшут, около д. Мари-Луговая, в Звениговском, Моркинском и Куженерском районах.
Например, из преданий деревни Кужмара (Звениговский р-н) известно, что не менее тысячи лет назад в этих краях (на левобережье  Волги) обитали бургасы - одно из многих финно-угорских племен. Название села образовалось сочетанием двух слов: «куж» - поляна, долина  и «мар(ий)» - человек, мужчина, мариец. По-марийски название села так и звучит - Кужмарий. Видимо, в древности слово «кужмара» обозначало род людей, живущих на полянах.
В отдаленные времена Марийское Поволжье сплошь было покрыто лесами. Некоторые роды здешних племен стали переходить от собирательства плодов к земледелию, от матриархата - к патриархату. Они могли жить только на полянах, то есть на земельных участках, расчищенных от деревьев. В противоположность «кужмарцам» - полянным или долинным жителям - основное население края тогда вело прежний образ жизни. Они жили в лесу, собирали ягоды, грибы, охотились на зверей и птиц. Их называли «Овда», так как в их роду главенствовали женщины.
Предания о древних племенах также сохранились в местностях около озер Большой Плеер и Зелёное (Волжский р-н). Аналогичные  поселения древних племен были недалеко от Карман-Курык в Моркинском районе. По этой причине народом Овда, скорее всего, называли не удмуртов, а более древние племена, которые находились в первобытном состоянии, и явно отличались по образу жизни от марийцев.
Как вариантом данной версии можно назвать и другое предположение – среди удмуртов (как и среди прочих средневековых народов) всегда выделялась группа людей, которая жила обособленной жизнью (знахари, целители, колдуны, ворожеи и т.д.). Обычный человек старался избегать общения с ними без особой нужды, так как знал об их необыкновенных способностях. Но когда удмурты стали отступать на восток – за Вятку из-за натиска марийских племен, то эти люди остались в своих глухих урочищах и берлогах, так как движение народов в те времена было достаточно условным.
На самом деле, можно было веками прожить в лесной глуши, не ведая, что по твоему краю проходят гунны, хазары, мари, булгары, монголо-татары, славяне, так как отсутствие дорог, дремучесть и болота этого края надежно скрывали отшельников от посторонних глаз. Но, тем не менее, этот таинственный народ жил в марийской тайге! И когда мари стали осваивать лесные чащи, основывали новые илемы, расширяли поля и луга, то уже явно столкнулись здесь с загадочными Овдами, которые и были аборигенами на этих землях. Подобную легенду можно прочитать в статье про Юрдурскую гору (Ёртур-курык).
Похожая ситуация была и у восточных славян (русских), когда они двигались на восток и занимали территории финно-угорских племён, в те времена они также сталкивались с остатками загадочного народа в лесных чащобах. Народ этот звался собирательно – «Чудь», вероятно, это были отшельники-представители разных племён. Многие из них владели ведовством, колдовством и магией, и от этого и пошло их название – от слова «Чудо». Вполне возможно, что мари также сталкивались на новых землях с остатками «чудесного» народа, который до них населял эти таёжные девственные просторы.
Данные встречи происходили не только на востоке Марий Эл и на Вятке, но и на землях восточных мари (Пермский край, Урал), так указывалось, что у пермских мари кроме великих почиталось и множество мелких божеств. Известны были марийцам духи хозяйственных и жилых построек: хозяин дома порт ойза, хозяин конюшни, банник шукшондал. Из духов природы марийцы особо почитают хозяйку воды вуд ава, рассказывают истории о русалке вуд ия, хозяйке леса нур ава.
Прежде чем зайти в лес, считалось необходимым предупредить хозяйку: «Ты не пугайся, мы пришли за грибами и ягодами!» По сей день бытуют в деревне Тляково многочисленные рассказы о мифологическом персонаже обда, овда. Неподалеку от этой деревни располагалась гора Обда курык, где, по преданиям, обитало это существо. То есть, налицо многочисленные факты встречи мари с представителями загадочного народа практически по всей территории марийского расселения от Волги до Урала. В связи с этим есть ещё одна версия происхождения Овды.

5. Из истории народов ханты и манси было известно, что в 17 веке Царь Алексей Михайлович за большую помощь при завоевании и освоении земель остяков (хантов) и вогулов (манси) подарил одному из вогульских (мансийских) князей   большую территорию Европейской тайги в районе Яранска (от слова «яранге» – «чум»)  - ныне Кировской области.
Этот мансийский князь переселил туда весь многочисленный род, с оленями, чумами и прочим добром. Они жили там долго и хорошо, так как  климат в тех краях намного лучше Ханты-Мансийского! Разводили они оленей, лошадей, которые и зимой питаются подснежной травой. Кто был на «Северах», тот знает, что таежные олени намного крупнее и упитаннее тундровых. Предки марийцев в Моркинском, Куженерском и Сернурском  районах даже охотились на них («пучо», аналогично озеро Пучеер).
Куда делись эти вогулы (манси)? Конечно, ассимилировались. Мужчины манси женились на марийках, языки в данном случае были хотя и отдаленные, но родственные. А уродов-женщин даже в те годы не брали в жены, изгоняли. Вот вам и «овды», «керемети» и «таргылтыши» (ведьмы).   Отсюда же и браки между мари и овдами, а также общие дети от этих брачных союзов. Надо также отметить, что манси имели свои магические культы, в частности, шаманизм, что, конечно, не могло быть незамеченным марийцами, которые вступали с ними в контакт, вероятно, от этого и пошли разного рода легенды и предания про Овду. (Прислал пользователь по имени Павук)


Рецензии