Разговор о новом реализме

Он часто слышит:
                - Ты - талант!
- Какая линия и цвет!
  И колорит!
- Гравюра
                дышит,
И акварель -
                горит!
- Мерцает
                монотипия!
- Рисунок
                говорит!..

Постойте,
                дайте разобраться:
- Что говорит
                рисунок,
Что
        выражает цвет,
Как сей манере
                зваться,
Что - ценно в ней,
Что -нет...

Вот -
           хаос всяких пятен,
И в жуткой мгле -
                извивы тел...
А чтобы смысл их был
                понятен,
Над чем так долго он
                корпел,
Художник - рядом,
                без стесненья,
Таблички клеит
                с поясненьем:
- «Вот здесь – Архаика»,
- А здесь –«Огня рожденье»
- А тут – «Рожденье птицы».
А эти спицы,
                глаз
                какие-то круги?
                - «Борьба за мир»
А здесь -
                друзья или враги?

Читаем:
          - «Это -
                пир над трупом
                павшего коня,
             Когда на свете
                не было меня,
             Когда архаика и тьма
            Сводили всех живых с ума».

И так -
           везде на стенах -
                это «чудо»,
Перечислять
                всю выставку
                не буду.
Но вдруг
           подумалось:
                - «Такое «блюдо»
                Не прожевать ни человеку,
                ни верблюду»

Да!
Красота декоративных
                пятен,
И в акварелях -
                переливы цвета -
Всё это есть,
                их вид приятен,
Хоть не поймёшь:
                - зима в них
                или лето?
- Ну а таблички
                если
                снять -
Кто сможет
                что
                тогда
                понять?

К чему
           формальные исканья
И бесполезные метанья?
Какой оставит в людях
                след
Кошмарный,
                явно,
                этот бред?
- «Ну как же?!
                Ценит эарубеж!..
- И выставки -
                допрежь...
- И «их» журнал
                печатал -
- Они уж знают толк!..»
- Ну что с того?
Им друг - тамбовский волк!
И убеждались мы не раз -
Там хвалят то,
                что нам -
                во вред,
Что разрушает
                нашу цельность,
И наши принципы,
                стремленья,
К чему
             стремиться нам
                не след! -
- Живи умом,
                подаренным
                с рожденья!

...Дама многомудрая
                вещала как-то,
/Познавшая ученье об искусствах,
Причём в столицах,
                что особо грустно/:
- «Открыл художник сей,
                де-факто,
Новый реализм,
                не боле
                и не менее!
- Кто не согласен
                иль - в сомнении
- Тот не дорос
                или отстал...
Не чувствует
                движения,
А то и -
             просто устарел!
И не поймет он
                те творения,
Хоть сколько бы
                на них он
                ни смотрел!»
И снова:...-«Пикассо!...
                - Журнал за рубежом!..
                - Подспудный образ!..
                - Подсознанье!..
                - Ах, как свежо!..
                - Поймут потомки!..»
Всё это
               было
                на путях искусства:
Когда -
           чем непонятнее -
                длиннее объясненья,
А если на холсте
                уж вовсе пусто-
Художник скажет
                без смущения,
Что он так
                «видит»...
Он выдаст мнение,
                что зритель –
                глуп,
Без промедления
                на Пикассо
                сошлется...
Ну, в общем,
                слов достаточно
                найдется!..

И будет!
                Хватит головы
                морочить!
Уж было:
                фразы громки,
Любители пророчить,
И вознестись
                особенным эстетством
Над толпой...
                И над судьбой,
                как им казалось...
С эдаким кокетством -
                говорилось
                и писалось
для секты
             «избранных»,
                «особых»,
А не для тех,
                кто здрав рассудком,
Глазами смотрит,
не желудком,

И видит -
                кто велик,
                а кто -
                с микроба!

И вряд ли вас
                поймут потомки
Без груды слов
                и пояснений:
И вдруг сочтут картины
                за абсурд,
А не-
          за эпохальный труд?
Сочтут за бред
                в больном
                воображеньи!.

                март 1984 г.


Рецензии