Разговор о новом реализме
- Ты - талант!
- Какая линия и цвет!
И колорит!
- Гравюра
дышит,
И акварель -
горит!
- Мерцает
монотипия!
- Рисунок
говорит!..
Постойте,
дайте разобраться:
- Что говорит
рисунок,
Что
выражает цвет,
Как сей манере
зваться,
Что - ценно в ней,
Что -нет...
Вот -
хаос всяких пятен,
И в жуткой мгле -
извивы тел...
А чтобы смысл их был
понятен,
Над чем так долго он
корпел,
Художник - рядом,
без стесненья,
Таблички клеит
с поясненьем:
- «Вот здесь – Архаика»,
- А здесь –«Огня рожденье»
- А тут – «Рожденье птицы».
А эти спицы,
глаз
какие-то круги?
- «Борьба за мир»
А здесь -
друзья или враги?
Читаем:
- «Это -
пир над трупом
павшего коня,
Когда на свете
не было меня,
Когда архаика и тьма
Сводили всех живых с ума».
И так -
везде на стенах -
это «чудо»,
Перечислять
всю выставку
не буду.
Но вдруг
подумалось:
- «Такое «блюдо»
Не прожевать ни человеку,
ни верблюду»
Да!
Красота декоративных
пятен,
И в акварелях -
переливы цвета -
Всё это есть,
их вид приятен,
Хоть не поймёшь:
- зима в них
или лето?
- Ну а таблички
если
снять -
Кто сможет
что
тогда
понять?
К чему
формальные исканья
И бесполезные метанья?
Какой оставит в людях
след
Кошмарный,
явно,
этот бред?
- «Ну как же?!
Ценит эарубеж!..
- И выставки -
допрежь...
- И «их» журнал
печатал -
- Они уж знают толк!..»
- Ну что с того?
Им друг - тамбовский волк!
И убеждались мы не раз -
Там хвалят то,
что нам -
во вред,
Что разрушает
нашу цельность,
И наши принципы,
стремленья,
К чему
стремиться нам
не след! -
- Живи умом,
подаренным
с рожденья!
...Дама многомудрая
вещала как-то,
/Познавшая ученье об искусствах,
Причём в столицах,
что особо грустно/:
- «Открыл художник сей,
де-факто,
Новый реализм,
не боле
и не менее!
- Кто не согласен
иль - в сомнении
- Тот не дорос
или отстал...
Не чувствует
движения,
А то и -
просто устарел!
И не поймет он
те творения,
Хоть сколько бы
на них он
ни смотрел!»
И снова:...-«Пикассо!...
- Журнал за рубежом!..
- Подспудный образ!..
- Подсознанье!..
- Ах, как свежо!..
- Поймут потомки!..»
Всё это
было
на путях искусства:
Когда -
чем непонятнее -
длиннее объясненья,
А если на холсте
уж вовсе пусто-
Художник скажет
без смущения,
Что он так
«видит»...
Он выдаст мнение,
что зритель –
глуп,
Без промедления
на Пикассо
сошлется...
Ну, в общем,
слов достаточно
найдется!..
И будет!
Хватит головы
морочить!
Уж было:
фразы громки,
Любители пророчить,
И вознестись
особенным эстетством
Над толпой...
И над судьбой,
как им казалось...
С эдаким кокетством -
говорилось
и писалось
для секты
«избранных»,
«особых»,
А не для тех,
кто здрав рассудком,
Глазами смотрит,
не желудком,
И видит -
кто велик,
а кто -
с микроба!
И вряд ли вас
поймут потомки
Без груды слов
и пояснений:
И вдруг сочтут картины
за абсурд,
А не-
за эпохальный труд?
Сочтут за бред
в больном
воображеньи!.
март 1984 г.
Свидетельство о публикации №121052000832