Мысли об образовании
Чему должны учить своих детей
Мы в наше время крайне непростое?
Вот мудрость из глубин далёких дней
Доносит наблюдение такое:
Не столько важно много знать,
Сколь знания уметь те применять,
Ведь даже ограниченный умишко,
Прочтя одну, другую, третью книжку,
Учёности достигнуть может,
Однако, не умея рассуждать,
Впросак лишь будет попадать,
И вряд ли кто ему поможет.
Покуда своего недостаёт ума,
Вовек чужая не поможет голова.
II
И тут встаёт серьёзнейший вопрос.
Возможно ли в процессе обученья
Внедрить систему строгих правил в мозг,
Очистив этим мысли от сомненья?
Увы, приходится признать,
Что нет возможности создать
Такие нужные всем схемы.
Наука логики суждения проблемы
Не может в принципе решить.
Поскольку люди не машины,
Иные движут ими силы,
И в череп нам нельзя вложить
Набор универсальных схем
От всех напастей и проблем.
III
Так что же получается тогда,
Ум – это дар генетики иль бога,
И как бы ни старались мы, всегда
Одна лишь будет верная дорога?
Среди детей придётся нам искать
Лишь тех, кому решила даровать
Природа редкостное благо,
А остальных, конечно, надо
От даровитых быстро отделить.
Поступком этим, видимо, поможем
Развиться тем, чей ум так славно сложен
И не дадим таланты погубить.
Ну что ж, по кастам разделив детей,
Построим новый дивный мир скорей?
IV
Насколько я могу судить,
На свете есть ни мало
Господ, готовых научить,
Как нынче жить пристало.
Но к счастью нашему всё то,
Что описал я только что,
По существу неверно
И даже крайне вредно.
Природа даровала нам,
Без всякого сомнения,
Лишь орган для мышления.
И если ум есть всё же дар,
То я уверено могу одно сказать,
Лишь общество его способно даровать.
V
Способность мыслить не дана
Нам с вами от рождения.
Приобретается она
В процессе освоения
Того, что часто называем мы
Общественно-культурные плоды,
По сути же мыслительной культурой,
Ума, бесспорно, базовой структурой.
А потому не следует пенять
На бога или матушку-природу,
Когда её недостаёт народу,
Но стоит всё ж подумать и понять,
Как ум нам должно прививать,
Чтоб каждый мог великим стать.
VI
Сегодня, впрочем, как вчера,
Живёт на свете карапуз смышлёный.
Он как другая детвора
Всегда такой подвижный и весёлый.
Ему всё хочется играть
И мир в игре той познавать.
Такими вы, уверен, были
И так же изредка шалили,
Сердиться заставляя мать.
Вот так растёт, не ведая невзгод,
Наш славный карапуз из года в год,
Пока всю эту благодать,
Хоть наш герой того не понимает,
В момент какой-то школа не сменяет.
VII
А тут его, к несчастью, ждёт
Отнюдь не храм науки,
А просто-напросто зубрёж
И океаны скуки.
Ему, конечно, повезёт
И многое он сам поймёт,
Коль не педант учитель,
Душ юных повелитель,
А очень мудрый человек,
Что истины-химеры
Выводит в ранг проблемы
И не даёт на всё ответ,
Чтоб мог бы ученик уверенно сказать,
Что сведущ в том, как знанья трудно добывать.
VIII
А что, по сути, есть зубрёж,
И отчего, скажите,
Так много льётся детских слёз?
Вы сами посудите.
Неужто всё не от того,
Что здесь насилие одно?
Ведь трудно грызть зубами
Гранитные скрижали.
Неплохо если ученик,
Лишь только номер отбывает
И догмой мысль не отравляет.
Тогда в какой-то жизни миг
Он сможет истину познать
И нечто в мире поменять.
IX
Скажите честно мне, прошу,
Коль довелось мне ошибиться.
Быть может я лишь не пойму,
Как следует распорядиться
Той грудой знаний, кой сполна
Детей забита голова.
А если всё ж проблема
Гигантского размера
И впрямь стоит перед людьми,
А наша с вами школа
Из раза в раз и снова
Ломает детские умы,
А после с важным видом заявляет:
«На чаде сём природа отдыхает»?
X
Достался этот недостаток нам
Когда-то по наследству
От, в целом, неплохих программ,
Так много давших детству.
Но как бы ни были они
Продуманы и хороши,
Они не совершенны,
А ныне даже вредны.
Поэтому хочу сказать,
Мы крайне ошибёмся,
На них коль обопрёмся,
Не став в них ничего менять.
Но чтоб высокую культуру передать,
Нам с вами тонко мыслящими нужно стать.
XI
При этом я не склонен утверждать,
Что электронные безделицы
Нам нечто ценное способны дать,
Мне в чудо технотронное не верится.
И коли прямо без увёрток говорить,
Машина лишь машину может обучить,
А детям нужен всё ж учитель,
Культуры трепетный хранитель.
Для них он есть живой пример
Не алгоритмов сочетанья,
Но дух взрастившего созданья.
И тут лежит водораздел
Между свободными творцами
И механизмами – рабами.
XII
Уж если верно нам философ говорит,
И впрямь реальная система отношений
Меж всеми нами словно демиург творит
Ту личность, что нужна для трудовых сношений,
Становится понятно то,
Откуда возникает зло,
Что так глупца создать желает,
Который мало понимает,
И почему, в конце концов,
Усердно рвутся связи
Детей с учителями,
А вместо гениев – творцов
Другие люди в жизнь идут,
Мечты земные их ведут.
XIII
Не требуется в нынешние времена
Огромного количества рабочих.
Тем более читающих хоть иногда
Шекспира, Пушкина и прочих
Непримиримых бунтарей,
Носителей дурных идей.
Востребован сегодня специалист,
Чей ум от дум высоких был бы чист
И для кого жизнь словно сон.
Такому легче будет примириться
С тем обстоятельством, что измениться
Он сможет в случае лишь том,
Когда хозяин пожелает разрешить
Мозг словно ЭВМ почистить и прошить.
XIV
Не сможет школа сохранить
Себя в том новом мире,
Где жаждут рабство возродить,
А многие забыли,
Что значит человеком быть
И существо сие любить.
Глашатаи уже провозглашают,
Что вовсе гуманизм отменяют
Какие-то там господа,
Наследники бандитов и пиратов,
Хозяева огромных капиталов.
А люди так же как вчера
Намерений не видят сих,
Покуда те не стукнут их.
XV
По сути школа - просто инструмент,
Отлаженная мастером машина,
Производящая ассортимент
Людских существ различного пошива.
Хотите умных иль тупых?
Она вам сделает любых,
Лишь только щедро заплатите,
Да малость самую заказа подождите.
А что не так в словах моих?
Мы виноваты в этом сами.
О жизни сладкой так мечтали,
Что обрекли детей своих
Быть куклой в лапах тех идей,
Что убивают в них людей.
XVI
Сюжет вам этот не знаком,
Его нигде вы не встречали,
В рассказе, фильме ли каком,
Где нам машины навязали
Свою эгоистическую цель?
Подумайте, коль будет вам не лень.
Быть может, создана та сила –
Поработительница мира,
И мы уже давным-давно
Усердно надрываем жилы
На стройке тела той машины,
Которой нужно лишь одно,
Чтоб биогенный материал
Работал и не возбухал.
XVII
Мы не имеем права забывать,
Что школа тот лишь облик примет,
Какой ей пожелаем мы придать.
И право это не отнимет
Никто из нынешних господ,
Покуда древний наш народ
Собою наполняют не мещане,
Чьё счастье продаётся на базаре,
А истинно свободный человек,
Что жизнь свою не отчуждает,
Но мудро ею управляет.
Таков мой будет вам на всё ответ.
И помните, от сей борьбы
Нам не позволено уйти.
17 мая 2021 года
Свидетельство о публикации №121051904038