Маргарита человек разумный часть 488

Маргарита человек разумный часть 488

Какие есть свидетельства о пребывании «снежного человека» в Пудожском районе в наши дни? В феврале сего года близ деревни Каршево нашли разорванную, но не съеденную собаку. Рядом на снегу были следы огромных босых ног, похожих на человеческие. Возле поселка Водла охотники примерно в это же время видели лесного человекоподобного великана ростом под три метра. За Муромским озером, в глубине бесконечных болот, мы вывесили приманки для «снежного человека». Мы взяли вещества, которыми самки высших обезьян приманивают самцов. В других районах страны, таким образом, удавалось привлечь «снежного человека».
На сей раз, в течение нескольких дней, к нам являлись лишь лоси, порой засовывая морду прямо в палатку. Зато, когда мы ушли, местные жители вдруг с тревогой сообщили, что слышали в месте расположения феромонов жуткий свист. Разумеется, это еще ни о чем не говорит. Но нужно заметить, что есть данные о том, что «снежный человек» способен издавать свист, сильно действующий на психику. Существует гипотеза, что рассказы о таких звуках положили основу легендам о Соловье-Разбойнике.
Предвижу, что такие итоги экспедиции вызовут у некоторых читателей скепсис: так серьезно готовили экспедицию, а собрали, как обычно, лишь косвенные свидетельства. Я отвечу на это так. Профессиональная наука – это не поиск сенсаций. Это длительное, порой скучное, накопление знаний по мельчайшим крупинкам. Из них строятся здания новых концепций и теорий. А без серьезной теоретической основы, даже самая сенсационная находка, не сможет быть понята и не займет свое место в нашей картине мира. (В. Сапунов, «Молодежная газета», 6 июня 1992 года).

Великаны в древней Карелии
Живое народное предание во всей Финляндии и некоторых уголках Карелии приписывает принадлежность, кое-где сохранившимся еще могильным каменным грудам и курганам, нефинскому народу, населявшему в древнее время всю Финляндию, северную часть Скандинавии и даже Карелию на нынешних территориях Кемской и Олонецкой губерний. Финское название этого древнего народа – хийси. Именно под названием хийси, этот древний народ в преданиях финнов слыл великанами, обладавших исполинской силой.
В связи с тем, что с началом систематических путешествий и географических открытий вся земля до Белого моря и далее становилась известной, явилась необходимость создания этнографических карт, с указанием народностей, проживавших на этих территориях, однако с представлениями о севере всегда связывалась «страна великанов».
Известно, что «Белое море» - название русское. Путешественники, приезжавшие в средние века к устью Северной Двины, впадающей в Белое море, уже застали это название, на что указывает обозначение моря на карте самого знаменитого картографа ХVI века Меркатора. К концу ХVII века окончательно восторжествовало уже русское название Белого моря. Хотя в далекие стародавние времена оно называлось Гандвиком. Интересно, что «Гандвик» у скандинавов означал «Залив чудовищ».
Отрывок одной саги об открытии Норвегии начинается так: «Форниот назывался король: он властвовал над Йотландом, как называли тогда Финланд, и Квенландтом. Король этот являлся прадедом Нора, но других подробностей мы о нем не знаем». Эти строки писались о временах, когда еще ни Норвегия, ни Финляндия не были заселены историческими народами. Тем интереснее для нас само имя Форниот, которое обозначает «великан прежних времен».
По мере заселения северных территорий, великаны уходили все дальше на север. Так датский историк Саксон Грамматик (1140-1206 гг.) упоминает, что «гиганты теперь удалились в те пустыни, которые лежат по ту сторону Гандвика, на север от Норвегии». Кстати, у многих народностей (финнов, шведов, саамов, карел) сохранилась память о переселении «гигантских людей» в стародавние времена.
Арабский историк Ибн-Фадлан, в начале Х века узнав, что «есть в Волжской Булгаре какой-то необыкновенный великан», обратился с запросом к самому булгарскому царю. Царь отвечал, что действительно был такой великан в его стране, но помер; да и был он не из его людей и «не настоящий человек». «А был он ростом локтей двенадцать (около шести метров), голова у него была с большой котел, огромный нос, глаза и пальцы преогромные. Был он от народов веси. Я видел кости его – они необъятной величины»,- отмечает Ибн-Фадлан.
Весь – предки нынешних вепсов – стали занимать территорию Карелии к концу I – началу II тыс. н. э. Первые сведения о веси в русских письменных источниках относятся к 859 году. А арабский путешественник, ученый и богослов начала ХI века Абу Хамид Андалуси также посетил столицу Волжской Булгарии и встретил там такого же великана из племени адогитов, но только живого. «Он брал лошадь под мышку, как человек берет маленького ягненка. А сила у него была такая, что он спокойно ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень»,- указывал Андалуси. Отметим, в связи с этим, что в VI веке н.э. готский историк Йорнанд писал о землях, расположенных на восток от Скандинавского полуострова, что «внутри этой земли находится очень обширное озеро, из которого, как из чрева, выходит река Ваг и катится стремительно к Океану».
Еще русский историк И. Забелин отмечал, что «на востоке от Скандинавии расположено самое большое озеро Ладога, из которого, действительно, как из чрева, катит свои воды в Океан, то есть в Финский залив, река Нева. Кроме того, озеро Ладога соединяется с Онежским рекой Свирью, а от Онежского озера недалеко течет река Выг, впадающая в большое озеро Выг и из него, также, как из чрева, протекающая в Белое море и в Океан».  На этой территории, по словам Йорнанда, «проживают различные народности, в том числе чудь, а еще далее на восток – адогиты». Кстати, название «адогиты» созвучно Ладоге и ладожанам по мнению арабских писателей.
В «Истории» датского короля Христиана 4 за 1601 год есть следующий любопытный рассказ. По преданиям лапландских старцев «был некогда в Кореле и во всей корельской земле великан по имени Валит. И посажен был тот Валит на Корельское владение от Новгородских посадников. Он сам собою был дороден, ратный человек и к рати необычайный охотник». Однажды, «во славу свою, принесши с берегу, своими руками положил камень, в вышину от земли есть и ныне больше косой сажени. Тот камень по сей час слывет «Валитов камень».
Легенды о великанах еще до недавнего времени можно было услышать в отдаленных уголках Карелии. Наиболее интересные из них – легенды о роде Пайвиэ, ведущего свое начало «из богатой песнями Корелы». Из трех сыновей Пайвиэ, Олоф был самый знаменитый. В доказательство силы Олофа из поколения в поколение передается следующий рассказ: «Раз Олоф возвращался с рыбного лова и был настигнут непогодою. Опасаясь грести против волн, грозивших потопить его лодку, нагруженную сетями и рыбой, решился он пристать к берегу. Пристав, взвалил он тяжелую лодку на плечи и понес ее на себе».
Другой рассказ был следующего содержания: «Раз Олоф ходил по лесу, видит Стало силится поднять камень. А камень был такой неслыханной величины, что Стало поднять его не мог, почему стал его тихо ворочать. Притаясь, подглядывал Олоф на усилия Стало, наконец, вышел из своей засады, посмеялся бессилию Стало и перенес камень на место, куда следовало».
К рассказам этим следует прибавить, что Стало древних корел совершенно соответствует йятте (великан) шведов и хийси финнов. Стало рисуются обыкновенно племенем диким. Во времена язычества они обитали на нынешних территориях Лапландии и северной Карелии, по введении же христианства и приходом новгородцев удалились в еще нетронутую тайгу. В книге выдающегося российского этнографа и археолога Теодора Швиндта «Народные предания северо-западного Приладожья, собранные летом 1879 года», которая давно уже стала библиографической редкостью, приводятся уникальные сведения о «великанах древней земли Корельской».
«На Ладожском побережье, - пишет Т. Швиндт, - существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны». Метелиляйнены отличались громадным ростом и невероятным шумом, который они производили при своем передвижении по лесу, откуда, собственно, происходит и их название (от слова «meteli» – шум).
«Легенды о метелиляйненах, - указывает далее Т. Швиндт, - сохранились почти повсеместно, но особенно много их в Куркийокской волости (ныне поселок Куркийоки Лахденпохского района). Вероятно, потому, что в некоторых местах существует немало реальных доказательств деятельности людей-великанов: это и очищенные от леса поля, и время от времени попадавшиеся в земле громадные человеческие кости, и брошенные метелиляйненами плуги, а также огромные валы в горах и на островах».
Выдающийся художник и мыслитель Н. К. Рерих, будучи в начале двадцатого века в Карелии и Финляндии, проявлял пристальный интерес к древностям и фольклору северных народов. На основе слышанных им легенд о «северных великанах», он написал даже поэтическую сказку «Лют-великан», в которой описывает могилы исполинского народа: «Знает народ Люто-озеро, Знает могилы длинные… А длина могилам – тридцать саженей… Великаны снесли камни на могилы. Как ушли великаны, помнит народ».
 
 


Рецензии