Очерки о Свободе

В. Александров. Введение в философию православия.
http://proza.ru/2018/10/28/881
фото автора

Свобода и истина.
Свобода и необходимость.
Свобода и ответственность.
Свобода и воля.


 Свобода и истина.

 Пока не узнаем настоящего врага своей жизни, до тех пор, даже находясь в его ловушках,   будем осуществлять своё стремление к свободе таким образом, что это окажется её лишением. Всё дело в ложных целях, движение к которым и само их достижение, сужает границы возможностей нашего духа.  Силы его прибывают только в том случае, когда используются. Изначально духу присуща энергия творчества. Если его активность направляется не на созидание блага, т.е. того, что в конечном итоге служит укреплению жизни ближних, а наоборот, наша деятельность сопряжена с отчуждением ресурсов, необходимых для решения поставленных задач из окружающей среды, то эта активность неизбежно станет снижаться. Это естественно, то чем не пользуются быстро приходит в упадок.
Увлечение нашего духа ложными представлениями о целях жизни, устремление к ним, приводит к тому, что наши чувства, желания, мысли  пробуждаются только под воздействием внешних факторов. Поэтому получить знания о внутренней сфере личной жизни мы не стремимся, ибо не  понимаем, зачем нам это нужно. Того, на что  не обращаем внимания, как бы нет.  Душа, богатства которой находятся в забвении, подобна заброшенному саду, где всё способное принести добрые плоды заглушили дикорастущие травы и кусты. Наши природные достоинства, способности и таланты, если их не направлять на совершение добрых дел, достаточно быстро станут неуправляемыми. Чем большей силой  наделены от рождения, тем  большую опасность   представляем для окружающих, и, конечно, для себя.  Когда  не служим другим людям своими дарами, они вместо того, чтобы расширять границы наших возможностей (свободы) становятся оковами.
Настоящим проклятьем для человека, поражённого страстями, является сила его духа. Когда такой дух  устремляется по ложному следу, мало того, что он не считается с интересами тех, кто вольно, или не вольно, встаёт на его пути, он ещё вводит в заблуждение множество слабых людей, привыкших уважать и доверять силе. Настроение души способно передаваться другим, чем большей энергией она обладает, тем больше людей подпадает под её влияние, тем большую ответственность она и несёт. При этом совершенно не важно, то, признаём ли мы эту ответственность.
 Оставляет нас в постыдном состоянии рабства привычкам, болезням, страстям, конечно же, в первую очередь не умение отличить жизнь от смерти. Это есть следствие увлечённости внешними целями земного существования. Но, и оторвавшись от земли, мы не в состоянии постигнуть правды жизни. Душа есть место преображения земного небесным, есть место превращения хаоса в космос. Когда человек проявляет  волю, обеспечивающую его личное участие в удержании мира в единстве того, что кажется противоположным, тогда у него и возникает истинное представление о том, что происходит на самом деле.  Только когда начинаем оценивать происходящее с позиции соответствия  Слову, вечному основанию творения, у нас появляется возможность  активно в нём действовать, не погружаясь в поток пустой суеты, пожирающей время. Только соотнесение нами того, что задумываем и осуществляем с точки зрения Божьей Правды, позволяет нам узреть и то, что наносит прямой вред нашему личному бытию; то, что погружает нас в недолжное состояние, делает рабами внешних обстоятельств.
Как известно свобода есть возможность осуществления выбора.  А выбор у нас не велик. Каждое мгновение  совершаем действия, которые либо укрепляют, либо ослабляют основания нашей жизни. Настоящая беда не в  наступлении конкретных злых событий, а в том, что именно безответственные деяния, совершённые в прошлом послужили причиной их. И если  прямо сейчас не проявляем свои намерения и действия в свете соответствия их законам, заповедям Жизни, то, несмотря на видимость возможности осуществить  выбор линии своего поведения,  устремляясь к сугубо земным ценностям, мы настоящего выбора не произведём. Человек начинает терять свободу тогда, когда перестаёт узнавать истину. Но сама истина, если её истолковывать превратно, приводит к невероятному ограничению нашей свободы.
Всякий, кто полагает, что именно он обладает сокровенным знанием, истиной «в последней инстанции» уже попал в ловушку невежества. Ибо нет более явной лжи, чем та, которая основана на представлении о том, что истина кому-то может принадлежать, кроме, конечно, Бога. Ложь и возникла в виде следствия того, что ангел Люцифер, возомнил себе то, что он знает, как устроить творение лучше, чем сам Творец. Всякий произвол есть попытка ограничения истины, прямого или скрытого принуждения других следовать чьей-то личной воле.  Тирания, деспотизм, начиная с бытовых форм, формируется с возникновения ложного ощущения обладания знанием того, что необходимо другим для обретения ими же счастья. За тем  с помощью «кнута и пряника» пытаются вынудить действовать соответствующим образом. В этом случае для того, кто считает себя обладающим истиной, главным становится поиск возможностей лишения свободы тех, кого желает облагодетельствовать. Но к истине можно отнести только то, что с, одной стороны, ничем не может быть ограничено; с  иной – то, что не ограничивает свободу других, указывая, тем не менее, им на истину.
Чтобы человек был в состоянии сделать правильный выбор, он должен обладать необходимым знанием и опытом. Когда нам пытаются дать широкую, но ограниченную информацию, например, расписывая только преимущества или недостатки системы, явления, человека то, это явный признак желания ограничить нашу свободу, а потому свидетельствует о том, что нас заманивают в ловушку. На этом принципе построена вся реклама и политическая, и иная пропаганда. Истину необходимо утверждать, но это возможно тогда, когда человек свободно, т.е. осознанно и ответственно « сердцем, душой и разумением» пытается исследовать, а затем принимать решение о необходимости внесения изменений в свой образ жизни.  Если  истину  рассматривать как некую цель, вершину, с высоты которой можно увидеть ранее скрытое, то свободу нужно отнести к условиям, обеспечивающим стремление к вершинам и радостное восприятия открывающихся перспектив.  Подумайте,  разве принуждают путешественника совершать предельно опасные экспедиции. Нет, он свободно устремляется к тому, что расширит горизонты его представлений о мире, и собственных возможностей. Это и есть устремление к Истине.
 Признаком того, что  идём верным путём, является осознание своей греховности. Это означает не что иное, как своевременное узнавание совершаемых промахов, стремление к уничтожению в себе их причин. Определение того, что оставляет нас в несовершенном состоянии, указывает на то, где следует  проявить силу воли, обеспечивающую преображение жизни, восхождение к небу,  причём, не отрываясь от земли.  Задача   земной жизни в том, чтобы воля Творца совершилась «и на земле как на небе». Тот из нас, кто отвергает ценность текущего  времени и стремиться выйти в  область созерцания истины,  ничего не делая для  восхождения к Небу, подобен дезертиру, покинувшему поле боя. Истина постигается только в реальной практике преображения собственной души. Это не возможно без исследования причин совершения нами промахов, недостойных поступков; того, что оставляет нашу душу и тело поражёнными болезнями. Не сам грех, не сами ошибки, ни сама болезнь представляют для нас опасность, а не желание от них избавиться.   
Верным является тот путь, следуя которым, мы принуждаем себя преодолевать  слабость, леность, безответственность, но только не в деле обретения благ земных, а в деле приведения в соответствие своих намерений и поступков заповедям. Тогда и земные ценности не смогут навредить нашей душе. Вера без дел мертва, но мы не в состоянии совершить благих дел, если они не исходят от чистого сердца, т.е. сердца в котором не угасает пламень религиозного чувства. В этом случае  способны видеть себя в свете истины и узнавать  именно то, избавляясь от чего, мы и в душах окружающих людей станем  пробуждать  волю к их преображению. В противном случае  не вправе рассчитывать на возможность  улучшения окружающего  мира.
О нахождении нашем на пути познания истины свидетельствует, во-первых, то, что мы не оставляем  без внимания причины, побуждающие нас к действиям; то, что пытаемся просчитать последствия планируемых проступков. Во-вторых, недобрые события в нашей жизни   воспринимаем не как приговор, а только как сигнал о том, что  в прошлом совершили ошибку, которую следует исправить. Мудрость проявляется в соединении способности узнавать настоящие причины происходящих  событий с волей преодолевать возникающие  последствия, и не допускать повторения соответствующих поступков. Другими словами дорога к истине открывается тем, кто осознаёт свою ответственность за происходящее с ним и близкими. В этом случае  уменьшается риск того, что  на себя возьмём ответственность за то, что находится за пределами границ наших возможностей. Именно эту опасную ошибку совершают деятельные люди, поражённые страстями, потому и попадающими под власть окружающих обстоятельств, т.е. утраты свободы.
Большинство из нас находятся в рабском положении не из-за того, что в душе  бушуют  нешуточные страсти, а по той причине, что все цели, к которым стремимся,  поверхностны, сугубо горизонтальны. Пуская свою жизнь на самотёк,  неизбежно оказываемся  в том же состоянии, что и  люди,  пускающие свою жизнь «под откос».  В первом случае опасность просто не ощущается, поэтому дно жизни достигается не скоро, а когда это происходит, человек настолько привыкает к своему медленному погружению в грязь бытия, что просто этого не замечает. Это и есть пошлость существования. Самый мерзкий раб тот, кто рабское положение считает естественным. Тот, кто, поставив перед собой значимые, но ложные цели, рушится вниз быстро, но имеет больше шансов опомниться, собраться с силами. Ибо  именно дно бытия, на котором оказывается человек сильный и горячий, может послужить и основанием  для быстрого подъёма, но уже к вершинам истинных целей.
Но чтобы не попасть во власть страстей или пошлости, для этого  Св. Писание и предлагает нам, ради укрепления собственной жизни прибегать к исповеданию грехов, покаянию. Конечно, это не призыв к тому, чтобы человек постоянно находился в состоянии печали о своём несовершенстве, и плача о будущем.   Мало у кого возникнет вопрос о том, почему, например, при совершенствовании техники необходимо непрерывно следить за тем, какие недостатки не позволяют конкурировать ей с лучшими образцами. Именно сравнительный анализ качеств и открывает стратегии совершенствования, например, автомобиля, для увеличения степеней его мощности и свободы маневрирования. Если нет системы выявления недостатков и их устранения, то и речи не может идти о развитии.
Поэтому и говориться, что верной может быть та линия жизни, которая предполагает своевременное выявление  и устранение в себе того, что не позволяет расширять  границы  личных возможностей; того, что лишает  времени, т.е. энергии. Каждый акт сопротивления, например, страсти гнева, можно сравнить с тренировкой  в спортивной секции, когда они проходят регулярно, то и результат не замедлит себя ждать.  Непрерывно проявляя усилия для того, чтобы нами не овладевали страсти или привычки,  тренируем и силу воли. Каждый акт преодоления какого-либо недостатка, есть ступенька совершенствования. Поэтому человек видит себя в свете истины только тогда, когда открывает свои недостатки.  Проявляя усилия, по их преодолению, увеличивает и степень своей свободы.

           СВОБОДА и НЕОБХОДИМОСТЬ
 
 Существует мнение: «свобода есть осознанная необходимость». Но, допустим, кто-то из нас вполне осознанно начинает считать, что ради достижения  своей цели необходимо лишить свободы другого человека. Если он в конечном итоге займёт его место, то произойдёт ли на самом деле увеличение степени его свободы? Конечно,  границы осуществления власти во внешней среде возможно при этом и раздвинутся. Но расширение власти неизбежно влечёт за собой и умножение груза ответственности. Причём совершенно не важно, признаём ли мы это или нет. Возьмём пример из  обыденной жизни. Когда  даём свободу своим чувствам, допустим ощущению голода, в нашей власти есть и средства его утоления. Когда  начинаем этой властью бесконтрольно пользоваться,  неизбежно наносим удары по собственному здоровью, ибо будем не в состоянии удержаться в безопасных границах потребления пищи. В результате такого проявления нами свободы,  превращаемся в больного раба своего чрева. Это относится к любой из страстей. Стремление к расширению границ удовлетворения своих желаний неизбежно приводит к сужению границ наших сил.   Обретение свободы связано с возможностью наращивания  энергий собственного духа, обеспечивающих контроль внешних обстоятельств. Когда же  осознаём необходимость достижения сугубо земных ценностей и предпринимаем для этого соответствующие  действия, т.е., производим актуализацию свободы во внешнем круге жизни, то тем самым угашаем энергию источника сил, необходимых для достижения поставленных целей.
В человеке происходит соединение небесных и земных потенций. Если нами осознаётся необходимость осуществления деятельности только в одной из сфер, будь то духовно-небесной, или сугубо земной, то  перестаём исполнять своё призвание, а потому получать для этого соответствующие энергии. Все попытки обретения свободы хоть на «земле», хоть на «небе», если не происходит их взаимодействие, приведут к утрате смысла жизни, ибо никакие успехи, не позволят получить удовлетворения от своих усилий. Нетрудно догадаться, что может произойти с человеком, вся жизнь которого связана  только с поисками того, что позволит удовлетворять, например,  желание славы.  Печальна судьба и тех, кто смог достичь соответствующих вершин, и тех, кто свою жизнь считает несчастной по причине не достижения желаемых целей.
На самом же деле каждый человек в своей земной жизни не просто достоин счастья, но и способен его достигать, несмотря на всю окружающую его бытие грязь. Дело в том, что мы со «своей колокольни» не можем видеть то, что на самом деле происходит с людьми. Нередко тех, кто находится в совершенном аду, воспринимаем как настоящих небожителей, окружённых райскими кущами;  а  жизнь, исполненная невероятным по силе творческим напряжением, нам представляется скучной, унылой, серой. Наше бытие наполняется смыслом во-первых, когда не оставляем  своего земного поприща, добывая в поте лица «хлеб свой насущный». Во-вторых, - небесного, следя за тем, чтобы не угасало в душе религиозное чувство, и совесть не загонялась на её задворки. В этом случае  действительно, осознавая необходимость осуществления Его воли «и на земле, как на небе» достигаем свободы.
Пока  наш дух не преисполняется синергией  одновременного устремления к целям небесным и земным, до тех пор  будет находиться в опасности захвата в плен какой-либо из страстей. Только понимание необходимости приведения своего поведения в соответствие   с заповедями  любви, открывает нам возможность раскрытия  талантов, а потому и исполнения своего земного призвания. Жизнь становится пошлой и никчёмной, когда мы, занимаясь сугубо обыденными делами, а именно из них и состоит почти вся жизнь, не видим необходимости укрепления своего религиозного чувства.  Именно вера придаёт значение и самому заурядному, на первый взгляд, человеку. Ибо всё чтобы он не делал во внешнем круге своей жизни, на этом будет лежать печать духа, находящегося в состоянии преображения. В свою очередь, для людей занятых духовной практикой осознание необходимости труда на земном поприще, выполнения обязательств перед  близкими людьми, забота о них, является обязательным условием того, что их время не будет потрачено напрасно. Если мы, трудясь  на духовной ниве, не осознаём того, что рождаемые при этом энергии должны быть направлены на облагораживание своего поведения, то и в этом случае время будет потрачено напрасно. Лишь осознание необходимости проявления усилий, обеспечивающих соединение целей земного и небесного бытия, позволяет нам сохранять и свою свободу.

                СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
               
               Каждое мгновение жизни человек проявляет активность, в результате которой наступают последствия. Они могут быть проявлены либо в виде того, что нашу жизнь укрепляет, либо того, что ослабляет. И так как мы наделены совестью и разумом, то уже на стадии формирования намерений, способны просчитать последствия их осуществления. Люди, находящиеся в здравом  уме всегда имеют возможность оценить своё поведение с точки зрения безопасности, увидеть несоответствие своих дел законам жизни. Ведь ни у кого не вызывает сомнение, что дорогу с интенсивным движением следует переходить по правилам. Не должна вызывать сомнение и прописанная врачом больному диета.
Обыденная жизнь обычного человека напоминает обычную автомобильную дорогу, на обочине которой установлены  знаки, предупреждающие и об опасности, и указывающие на то, как достичь цели. Ответственно поступает тот, кто на эти знаки внимание не только обращает, но и следует им. Каждый из нас, двигаясь по линии своей жизни, получает сигналы, свидетельствующие об уклонении на линию смерти: утраты времени и сил. То, что относят к греховным деяниям, не есть отражение обычной человеческой заботы о нашем земном благополучии или желания перестраховать нас от неприятностей, а прямое указание на то, что  способно сохранить от смертельной опасности.
Грех – это промах мимо цели. Целью нашей жизни является Жизнь, т.е., очищение себя от всего, что делает её смертью.  Отец наш Небесный непрерывно говорит с нами, посредством других людей, происходящих с нами добрых или не очень добрых событий. Иным попускается болезнь и несчастье, но только для того, чтобы увидели в себе то, от чего должно избавиться. Прежде чем произойдёт значимое событие, об этом будут даны нам все знаки и предупреждения. Нам, всё время, так или иначе, говорится о том, что в наших деяниях добро или зло. Мы поступаем безответственно, когда получаемую информацию игнорируем. Разве  не способны удержать свой язык от злых слов, когда нечаянно или по причине не доброго настроения нас заденет близкий. Если этого не делаем, то не истощим ли  себя очень быстро во взаимной брани? Если  не желаем ограничивать притязаний своего чрева, не поступаем ли  безответственно?  Стоит посмотреть разумным оком на возможные последствия приверженности нашей к любой из страстей или привычек, разве  не обнаружим абсолютную ценность заповедей Христа. К ним ничего невозможно прибавить, от них ничего нельзя отнять. Глубина каждой из них беспредельна. Если  поставим целью соблюдения хотя бы одной, например, избавления от чревоугодия, то следуя по этому пути,  начнём обретать свободу от греха вообще.   
Обретение свободы, безусловно, связано с действиями, не допускающими захвата жизни различного рода болезнями, привычками. Но это не означает того, что мы в состоянии  избежать их. Неприятности лишь свидетельствуют об опасностях, на которые нужно обратить внимание, но только с целью выявления и устранения причин нашего поражения ими. Если посмотреть на жизнь людей, нас окружающих, среди них  обязательно обнаружим тех, кто из самых трудных обстоятельств выходит, сохраняя человеческое достоинство. Такие люди способны, то, что для многих, будет казаться поражением, или непреодолимым препятствием, обращать в условие укрепления своих сил. Кто стремиться поступать  ответственно, т.е., не только слышать, но и отвечать на наказы, посылаемые нам из глубин бытия, тот и самые тяжёлые обстоятельства  жизни сможет использовать для её укрепления. Для ответственного человека самым серьёзным стимулом жизни является то, что несёт прямую угрозу смерти.
Сказанное выше не означает того, что если  не заражены сильными страстями и не поражены тяжёлыми болезнями и несчастиями, то нам ничего и не угрожает. Напротив, если  в своём повседневном быту не видим совершаемых промахов, ошибок, случаев нарушения заповедей, тогда  точно находимся в  более опасном положении, чем тот, кто пытается преодолеть тяжёлые последствия своего поведения. Справедливо говориться: «дьявол находится в деталях». Враг никогда не прекращает атак, с целью лишения нас свободы. Прежде всего, он стремиться проникнуть в наши чувства, намерения, мысли. Ведь до тех пор, пока  не совершили какое либо грязное деяние во внутреннем круге своей жизни,  этого не сделаем и во внешнем. Поэтому необходимо с полной ответственностью относиться к тому, что происходит в сердце. Злые помыслы рождаются именно в нём, а значит необходимо следить за тем, чтобы вовремя пресекать попытки установления их власти над нами. В противном случае не избежать совершения преступных поступков. Последствия не замедлят себя ждать. Всякое действие вызывает соответствующее ему изменение. Любое впечатление, получаемое нами из мира, остаётся в нашей душе, точно так же и мир сохраняет в себе впечатление от нас.
Особое значение имеют вовсе не наступившие  события, а те, которых удалось избежать. Необходимость ответственного отношения к делу исполнения заповедей вызвана только тем, что в результате нам не придётся всё своё время тратить на исправление допущенных ошибок, на освобождения себя из пут проблем, болезней, несчастий, т.е., на отражение атак эскадронов смерти.
Плохо дело, когда эти атаки осуществляются на нашей территории, т.е. когда прорвана первая линия обороны жизни. А это и есть результат безответственного отношения к тому, что происходит в сердце, душе и разуме. Ибо у нас всегда  достаточно сведений, обращая внимание на которые, можно было не допустить  захвата врагом нас врасплох. Чувство ответственности есть то, что ограничивает наше желание свободы до тех пределов, перейдя которые  можем утратить своё человеческое достоинство. Ответственность рождает силу, сохраняющую в нас образ Божий; силу, позволяющую обретать Его подобие.  Когда  не проявляем воли, ограничивающей влияние  страстей, то нас можно сравнить с озером, у которого дамба, удерживающая воду начала разрушаться.  Страсти, это то, что создаёт  проломы  в душе, через которые свободно выплёскивается в мир наша энергия. Именно потому ответственное отношение к наказам о необходимости воспитания в себе добродетелей,  ограничение свободы удовлетворения своих желаний и потребностей, позволит нашему духу обрести смирение.  Достижение его есть необходимое условие расширения границ своей личной свободы.

СВОБОДА и СМИРЕНИЕ

«Смирение в мистической своей сущности есть акт Свободы, и предполагает Свободу». Так считал Бердяев. И, действительно, свобода без смирения не достижима, уже только по той причине, что она предполагает в человеке наличие неограниченных сил. Но смирение предполагает ограничение свободы  нашей воли. Как можно утверждать, что свобода положительно связана с ограничением? Но, это действительно так. Ибо, до тех пор, пока возможности наши ограничены, то остаётся ограниченной и свобода. Преодолеть же рамки, удерживающие наши силы возможно только  путём растворения своего «я» в мироздании. Смирение и есть то, что стирает границы между человеком и творением, между человеком и Творцом.
Если честно попытаться ответить себе на вопрос, что делает нас рабами внешних обстоятельств жизни, разве  не увидим, что виной всему являются наши страсти? Именно они погружают нас в состояние непрерывной войны, за блага, достижение которых предполагает, в свою очередь, войну с окружающей  природой. Разве, добытое силой и хитростью у других, может сделать нас более свободными? То, что необходимо удерживать будет удерживать нас. Поэтому, тот, кто основной целью своей жизни ставит достижение славы, богатства и власти и укрепление достигнутого положения, полностью попадает под власть того, что желает сохранить. Но в земной жизни всё находится во власти смерти и времени. И их цепей человеку, забывшему о небесных ценностях не разорвать.
Высшей целью человека может быть только его освобождение от смерти. На истинном пути находится  тот, кто свои намерения и деяния проявляет в свете  данной цели. В чем смысл жизни Христа и Его учения? Конечно же, в указании на путь, следуя которым человек способен обрести свободу, сказав, наконец: «Смерть, где твоё жало?». Христос своей  жизнью показал нам, что «смертью смерть поправ» можно достичь главной цели – Жизни вечной. Но иного пути к свободе, кроме смирения в себе того, что жизнь делает смертью, нет. Выше множество раз указывалось на то, что враг пленяет нас посредством пробуждения страстей. Делает он это весьма искусно, на то сатана и есть отец лжи. Его ловушки поджидают нас на каждом шагу, для каждого человека приготовлены они в соответствии с его особенностями. Например, приземлённого в своих целях он уловляет посредством сребролюбия, а возвышенного в духе – самообольщением-прелестью.  Самая хитрая ловушка дьявола  срабатывает тогда, когда начинаем считать, что со своими проблемами  и трудностями справимся сами, без помощи Божьей. Такой человек быстро доходит до состояния уныния и отчаяния, ибо все усилия, которые он предпринимает, не приносят ему никакого удовлетворения, а успехи – опустошают силы. Если нет мира в нашей душе, то в окружающей действительности  не найдём места, где  могли бы ощутить состояние настоящей свободы. Возможность получения удовольствий ни как не связана с возможностью обретения удовлетворения от своей жизни. Ибо удовлетворение  даёт ощущение единства с миром и его Творцом.
Что нас удерживает во власти смерти, конечно же, то, на что попусту тратим  время. Стоит внимательно взглянуть на обычную, повседневную жизнь и  обнаружим, что большую часть своих сил  направляем на достижение вовсе не того, что будет нам во благо. Подумайте, к чему нас, в конце концов, приводит стремление насытить всё более изощрёнными яствами чрево, накопить больше денег, ублажать похоть и т.п. Ни к чему иному, как утрате жизненных сил. Освобождает нас из ловушек смерти то же самое, что и усмиряет  страсти.  Пока наши потребности не вернутся в свои естественные границы, до тех пор всё наше время и силы придётся направлять на исправление допущенных при попытках насытить  желания, промахах и ошибках. Не следует заблуждаться тому, кто не имеет успехов на земном поприще, но всем сердцем желающий достичь высот благополучия, он не в меньшей степени, чем пресытившийся сластолюбец, будет напрасно тратить своё истинное богатство - время.   
Свободой обладает тот из людей, которого не вынуждают окружающие обстоятельства тратить свои силы и время для удержания достигнутых благ. Свобода связана с возможностью, не придавать особого значения тому, за что ведут борьбу друг с другом люди. А воюют они  за тем, чтобы расширить границы потребления земных ценностей. Пока мы это делаем, до тех пор нашими настоящими господами будут страсти.  Насытить их не возможно, их можно только укротить, смирить. Как только  уразумеем простую истину, что пока время своё  тратим на достижение того, в чём на самом деле не нуждаемся, жизнь наша будет переходить в смерть.
Смирение – это та добродетель, посредством проявления которой  ограничиваем в своей жизни власть  ненасытных страстей. В результате этого высвобождаются силы, которые представляется возможным направить действительно на созидания блага, на творчество. Чем прикрывается человек, занятый достижением земных целей, оправдывая себя за то, что не воспитывает,  так как необходимо, своих детей, не уделяет должного внимания своему здоровью и образованию и т.д., тем, что у него не хватает времени. Но само по себе свободное время не есть ещё благо, оно должно быть облагорожено энергиями смирения перед волей Божьей, смирения перед необходимостью исполнения заповедей - законов жизни.
Свобода связана  с ощущением возрастания сил нашего духа. Дух же крепнет, когда сила его  используется, т.е. применяется с пользой.  Смирение как раз и предполагает проявление духом усилий, обеспечивающих удержание наших чувств, намерений, мыслей от того, чтобы в них не смогли укорениться зло и  ложь. Именно они за тем проявляются в совершении  не должных проступков и промахов в обыденной жизни, т.е., греха. Поэтому акты смирения ведут к очищению нашего сердца и души. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». (Иак.4:6). Дух же, который открыт для восприятия благодати, проявляется в человеке посредством раскрытия его талантов и возможностей. Но это и является условием обретения нами  истинной свободы. Не даром говорится  мудрецами, что владеющий собой, владеет и миром. Ведь смиряя свои страсти, мы уничтожаем и стены, отделяющие нас от вселенной и людей, стремящихся жить по совести. Поэтому для человека по- настоящему смиренного не существует задач, которые он не способен был решить. Ибо он не может делать это не во благо жизни, а потому с ним всегда Господь сил. Поэтому Святые Отцы указывают: «Не только святость, но и смирение творят чудеса».  Знаем мы и то, что условием обретения свободы является обладание истиной. А она открывается лишь тем, кто не стремиться к присвоению достигнутого знания. Ибо Истина есть то,  что никому не принадлежит, т.е. принадлежит всем. Она доступна тому, кто ступеньки, которые он построил, стремясь к ней, оставляет свободными для всех желающих ими воспользоваться. «Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным». (Сир.3:19). Настоящие причины явлений и событий, могут быть открыты разумом только при достижении сердцем состояния смирения. Как невозможно увидеть солнца или звёзд на небе, если оно  покрыто облаками, так и очи разума не в состоянии  узреть истины, если небеса души закрыты  смрадным дымом, исходящим из сердца, поражённого огнём страсти.
 
СВОБОДА и ВОЛЯ

 Святые Отцы  учат о том, что воля бывает трёх видов: Божья воля, Воля сатаны и воля человека. Свобода связана с наличием условий, обеспечивающих реализацию человеком своей воли.  Именно поэтому свобода, как набор внешних условий для достижения человеком своих целей имеет весьма широкое толкование.  Если  воля нас влечёт к тому, чтобы реализоваться, например, как производителя материальных благ, нам необходимо создание условий, обеспечивающих свободу предпринимательства.  Если человек реализуется как наёмный работник, то свободу он может представлять как справедливость оплаты труда, возможность профессионального роста. Если занимается политической деятельностью, в этом случае главным для него будет создание условий для свободных выборов. Творческому человеку необходимы условия, для свободного раскрытия его внутреннего потенциала и т.п.
Если  обратим внимание на себя, то обязательно увидим, что наши желания, чувства и намерения связаны в некую систему отношений, проявляемых как стремление достичь определённого набора целей. Помимо главной цели жизни, если, конечно, таковая существует,  у каждого из нас есть целый набор второстепенных задач, которые  желали бы решить.   В  течение жизни её приоритеты неоднократно меняются. В ранней молодости, например, главной задачей, ставим получение образования, за тем профессии, потом – воспитание детей и т.д.  Но всегда наряду с усилиями, обеспечивающими достижение основной цели, проявляем волю, призванную обеспечить удовлетворение иных потребностей. Мы непрерывно  сталкиваемся с тем, что мешает нам достичь желаемого. Именно это  воспринимаем как препятствия, ограничивающие нашу свободу. Воля же,  не желает видеть на своём пути ограничений. Свобода предполагает наличие барьеров, которые человек ставит либо сам для себя, либо для других.
Естественные меры ограничения свободы достижения того, что желает воля, устанавливает разум во взаимодействии с совестью.  Это нашло отражение в  христианских заповедях. Они есть проявление абсолютной истины. Ибо только стремление к их исполнению позволяют человеку, как части единой системы, оставаться в этой системе, открывая своё естество для восприятия  её энергий.  Когда  религиозное чувство сильно, но не воспитано  в свете христианской истины, оно будет пробуждать в нас волю к поиску правды, установлению справедливости, противостоянию злу, только, при этом, цели будут располагаться на горизонтали бытия, или под ней, там, где царит зло. Именно такая воля рождает революционеров и бунтарей, полагающих, что если насильственными мерами установить «свободу, равенство, братство», то можно построить рай на земле. Только опыт показывает, что когда хотят даровать человеку (народу) свободу, предварительно не  воспитав его чувств, желаний, требующих освобождения от всего, что не позволяет достичь  своих, весьма смутных, целей, этот человек объявляет войну другим людям.  Достанется и тому, кто дал ему свободу. Разве не воспитанные дети, не есть самая главная беда для родителей.
Воля, устремляющая к целям, расположенным только во внешнем круге жизни,  неизбежно приведёт нас к столкновению с теми, кто попытается ограничить нашу свободу. И если она  не была облагорожена энергиями, рождающимися в результате сознательного принуждения  самого себя к исполнению заповедей жизни, то она вынудит нас к объявлению миру войны, что приведёт неизбежно к нашему поражению. Насколько бы благородны не были цели человека, не смиряющего своих страстей, не воспитывающего в себе добродетелей, его воля обязательно проявится виде действий, направленных на ограничение свободы тех, кто желает добиться того, к чему он сам стремится.
Воля человека поражённого страстями доброй не может быть, хотя мечты могут быть самыми светлыми. Но, как гласит известная мудрость: «Добрыми намерениями выстлана дорога в ад». Пока  не проявляем воли, обеспечивающей достижение нами реального освобождения сердца и разума от зла и лжи, в них всегда будут свободно чувствовать тёмные ангелы смерти. Это нам только кажется, что если даём волю своим страстям, то тем самым осуществляем своё право на свободу. Спору нет свободное падение приятно, оно захватывает дух.  Служение страстям позволяет, конечно, получать удовольствия. Но  в жизни  стремимся, всё же, достичь удовлетворения, а это возможно только при устремлении к целям, которые  обеспечивают прилив сил.
Естественным  является такой образ жизни, при котором, несмотря на  необходимость выполнения тяжелого труда, возраст, наличия внешних неблагоприятных условий и даже поражения болезнью не происходит истощение  силы воли. Этого достичь не возможно, преследуя, пусть и благородные цели, но расположенные на горизонтальной линии бытия. Если наша активность направлена на достижение, созидание сугубо земных благ, то и линия нашей жизни не будет переходить за границы текущего времени. А всё что подвержено тлению, т.е. разрушению во времени, не может служить источником энергии.  Истинность целей определяется тем, что в результате их достижения  происходит не накопление усталости, а наращивание сил духа.  Только человеку «приземлённому», не ведающему о том, или не верующему в то, что у него есть и Небесная Родина кажется невероятной возможность умножения внутренних сил до самого рубежа жизни.
Основной причиной того, что в человеке со временем угасает воля к жизни, является  отсутствие духовного воспитания. Светская система образования связана с применением технологии  «морализации» воли человека.  Ему дают знание о  социальных законах, прививают  общежительные навыки, многие способны к состраданию, милосердию, благотворительности. Нельзя сказать о том, что общество не нуждается в высоконравственных членах и не осуществляет меры, обеспечивающие ограничение возможности проявления людьми злой воли. Помимо воспитания нравственного начала у членов любого гражданского общества, в нём предусмотрены и меры уголовного преследования  тех, кто посягает на права и свободы других людей. Но всё это не приводит к тому, жизнь становиться более безопасной, справедливой и свободной. Внешние меры принуждения  к сохранению и развитию высоких моральных качеств не гарантирует того, что добропорядочный гражданин всегда будет оставаться таковым. Всё дело в том, что если его воля не воспитана таким образом, что она свободно осуществляет усилия, обеспечивающие сохранение в чистоте  совести, то желания, чувства, намерения, мысли будут непременно проявлены не в добродетелях, а страстях.   
Воля человека становится волей к жизни только тогда, когда она начинает совпадать с волей Жизнедателя, Творца неба и земли. На  это способна только одухотворённая воля. Преображение её происходит при условии воспитания, укрепления  религиозного чувства. Оно отличает человека от всех иных существ. Но  и все живые твари по мере подъёма со ступени на ступень, приближаясь к человеку, обогащают свои чувства и потенции разума. Высшие животные способны не только к проявлению любви, они не редко  демонстрируют и вполне разумное поведение. У них нет только одного – религиозного чувства, т.е., ощущения своей связи с Творцом мира,  ощущение того, что необходимы усилия, обеспечивающие собственное преображение.  Религиозный человек понимает, что состояние, в котором он находится, следует преодолевать, посредством проявлении воли, обеспечивающей узнавание и уничтожение в себе того, что делает зависимым от внешних обстоятельств, а во внутреннем круге жизни оттого, что оставляет сердце, душу разум во власти зла и греха. Это приводит к затруднению общения нас с другими людьми,  как людьми.
Сказано о том, что Царствие Небесное находится внутри нас и силой берётся. Поэтому, до тех пор, пока  воля устремляет нас преимущественно в мир внешний, на завоевание ценностей земного царства, мы никогда не будем в состоянии обрести смысла жизни. Ибо смысл её в том чтобы жить вечно, т.е. в бессмертии. Пока не найдём положительного ответа на вопрос, каким образом его достичь, до тех пор все успехи будут призрачными, станут приводить  к тому, что воля из активного состояния перейдет в состояние угасания.


Рецензии
Вячеслав, Ваши строки для меня при каждом без исключения прочтении как ответ на вопрос или разрешение сомнений. Спасибо за Ваш труд!

Марина Николаевна Каменская   16.05.2021 18:23     Заявить о нарушении
Марина Николаевна, большое спасибо за внимание. Ваши слова показывают мне то, что мои поиски ответов, на вопросы, волнующие лично меня, могут быть полезны и другим людям.
С благодарностью В.А.

Вячеслав Александров 2   17.05.2021 04:03   Заявить о нарушении