А если завтра умирать?..

А если завтра умирать?..
Нет, правда – если завтра, вскоре?..
Когда всего лишь двадцать пять,
И жизнь – простершееся море,

Хоть ясно понимаешь ты,
Куда ведет тебя дорога,
Но время – повод для мечты,
Дано тебе как будто фора

Для начинаний, неудач,
Попыток, мук, борьбы, падений,
Оно ведь есть… несется вскачь,
Но еще множество мгновений

Устлали путь и горизонт,
И значит – теплится надежда,
Что хоть судьба приходит в срок,
Но что-то ты успеешь прежде.

Когда же сорок, то увы –
Тебя страшившее во мраке
Совсем не далеко, и ты,
Не просто вскрикиваешь в страхе

О том, что будет, предстоит,
О том, что знал и помнил юным –
Обратный счет считая, дни
Тебе как будто шепчут нудно:

А если завтра умирать?..
А правда – если уже завтра?!
С чем поплетешься пропадать
Во мгле настигнувшей внезапно?!

А если завтра умирать –
Каким же гнусным, подлым бредом
Предстанет то, на что терять
Привык ты жизнь, умом не слепнув,

Но принужденный адом дней
И вечной пошлости житейской!
Ты с ней сражался, как умел,
В ответ неслось лишь «бесполезно» –

Но разве это сбережет
Перед судьбы пришедшей взглядом?
Он в сорок так же обожжет,
Как жег и в двадцать – страха адом,

Но в сорок нет уже того,
Что было прежде – нету форы,
Не обороть судьбу, что в срок
Всегда кончает разговоры.

А если завтра умирать –
Какой безжалостною мукой
Ты будешь обречен страдать,
И хоть кричи, хоть стисни зубы –

Но не вернуть, не возродить
Того, что годы утекало
И сгинуло во мгле судьбы,
Как будто вовсе не бывало.

А если завтра умирать?
Каким проклятием бессильным
Окатишь ты привычный чад
Забот, бессмыслицы, рутины,

Мерзавцев с миною ума,
Тебе твердивших «так и надо»!
О, как ты будешь проклинать,
Какие будешь муки ада

Ты призывать на них, себя,
На неудачные попытки,
Как будешь вспоминать, вопя,
Все бесконечные ошибки –

Но все напрасно. У судьбы –
Свои, безжалостные счеты,
И погубить в мерцанье мглы –
Ее обычные заботы.

Какой же адской маской лжи
Предстанут праздные улыбки,
«Услады быта и семьи»,
И все привычные ужимки,

В которых прячут от себя
Судьбу и суд, вопросов правду…
Но прячь-не прячь – течет стезя
К уже зардевшему закату…

А если завтра умирать?
Осиль на миг воображеньем…
Представь, как будешь проклинать
Свои трусливые сомненья,

Всё, что напрасно, день за днем,
За годом год жизнь пожирало,
Что будто в прах – но не огнем,
Ее безжалостно сжигало…

А если завтра умирать?!..
Так оцени же, что не завтра!!!
Борись, пытайся создавать,
Чтоб до назначенной расплаты

Хоть те крупицы дней и лет,
Что есть еще – не растерялись,
Подобно прошлым, в вязкой мгле,
Но может – в чем-нибудь остались…

Хоть то немногое – увы –
Что не отобрано судьбою,
Пусть станет полем для борьбы,
Увековечится тобою.

Цени, что время есть еще
Пускай хотя бы попытаться…
Судьба живущих – смерть, «ничто»…
Но над судьбой дано смеяться…

7 июня 2018 года


Рецензии
Что мне нравится во многих Ваших стихотворениях, Николай, и в этом в частности - даже не возможность, а какая-то настоятельная необходимость отзеркалить написанное Вами на себя. Остановиться, посмотреть со стороны на своё бытиё и задать самому себе вопросы, которые зачастую проходят мимо сознания или тщательно упрятаны в подсознание. Снять внутреннюю цензуру.
С благодарностью,
Владимир.

Владимир Скакун   29.05.2021 13:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, как обычно. Я не знаю... профпииты учат, что стихотворение мол должно быть "произведением искусства", и потому его создание должно подчинять определенным правилам - краткость (иначе проблема с печатью, что он настоящего творчества конечно же неотделимо), упражнения поэтому в имаженистском символизме, когда в три четыре строфы, тщательно придуманными строчками и оборотами можно что-нибудь сказать, не нарушая принцип краткости (только это поэзия, а остальное графоманство), и подобное. Поэзия тогда начинает походить на конструирование ребуса или кроссоврда, правда самовыражения и вдохновения как акта самовыражения, ддля которого в органичном ощущении найдена форма, из нее уходят, но зато соответствует правилам провинциальных и столичных литкружков и сообразным методичкам. Я так не пишу и просто не могу. Для меня писать - что-то, конечно же намертво сращенное с собой выкричать, иначе спалит. Ибо иначе никак и нельзя, собственно. А талантливо это или нет - мне лично наплевать. Отсюда те особенности, которые Вы подмечаете и цените. Что до предыдущего стихотворения - я специально переобубликовал его в связи с событиями. Это картинка кафкианского карнавала "евросвободы", который попытались провернуть и чуть севернее. с надлежащим пафосом "борьбы за святое" и минами квартальных проституток, которые, почувствовав "лоха", заводят разговор о любви. Для меня свобода и совесть, уверяю вас, слова не пустые, но опыт и правда не позволяют в священной борьбе за свободу увидеть что-то иное... кажется подчас, что под ее лозунги становится самый отборный, при всей быть может развитости сброд, для которого ничего святого и на самом деле ценного, нравственно императивного нет, по сравнению с которым честно верующий в Симоньян, Верховного Вождя и Господа Иисуса работяга-слесарь - настоящий праведник. И последний случай тому подтверждение. Тошнит...
Спсибо, с уважением.
Отвечу вам чуть позже...

Николай Боровой   29.05.2021 13:33   Заявить о нарушении
Поймал себя на мысли, Николай, что читать Ваши отзывы не менее интересное и познавательное дело, как и чтение Ваших стихотворений.
Касательно "профпиитов". Думаю, что у них профессионализм зачастую вырождается в ремесленничество, даже не в ремесло. Я не сильно в теме, но искренне не понимаю, почему именно имажинизм должен выступать мерилом профпригодности. Я вполне приемлю Есенина периода имажинизма и, отчасти, Мариенгофа, остальные редко вызывают понимание.
Ваше понимание творчества сродни моему. Нерв важнее техники в стихотворении, это так.
С уважением,
Владимир.

Владимир Скакун   30.05.2021 19:10   Заявить о нарушении
Опыт общения с ними таков - максимальная краткость, три четыре, от силы пять слов, ультраметафоричность, мол намеками передавать бесконечное. И вместо правды самовыражения, крика и плача, исповеди - как в настоящем Есенине, позднем и гибнущем, запечталевающим его гибель в стихах - сочинение пристойных, выверенных ребусов. Но может я не прав и слишком резок. А что же делать с Некрасовым, любившим разлиться рифмованной мыслью эдак страниц на пять? А с походим в этом на него правдой самовыражения, экзистенциального и философского Быковым, то же совсем не сторонником кратких форм, ни в настоящей лирике, ни в памфлете? Я думаю, что подобная "эстетика" св=формировалась в советский период и от вульгарных условностей социально-повседневного толка.

Николай Боровой   30.05.2021 20:10   Заявить о нарушении
Строф, вы поняли

Николай Боровой   30.05.2021 20:11   Заявить о нарушении
У Вас, Николай, гораздо больший опыт общения с литераторами, в отличие от моего, стремящегося к нулю. И у меня вызывает непонимание, каким образом можно глубину чувств, крика, исповеди - ограничивать количеством строф. Действительно, наследие ушедшей эстетики.

Владимир Скакун   30.05.2021 20:23   Заявить о нарушении
а вы просто почитайте стихи николаевой ))) там это дано как концепция. мне их приводили как эталон поэзии.

Николай Боровой   30.05.2021 22:02   Заявить о нарушении
А у Николаевой имя есть? Фамилия такая, что думаю десятки авторов найдутся.

Владимир Скакун   30.05.2021 22:18   Заявить о нарушении
ОЛЕСЯ. Возможно, вам понравится, отчего же нет. А мне было не интересно. Каждому свое. Мне ближе Быков. Льющаяся и вовлекающая в себя мысль.

Николай Боровой   30.05.2021 22:24   Заявить о нарушении
Нет такой здесь.

Владимир Скакун   30.05.2021 22:29   Заявить о нарушении
Нашел в инете. Почитаю. Поделюсь мнением.

Владимир Скакун   30.05.2021 22:31   Заявить о нарушении
Она классик, так сказать. Учила Быкова. Всю жизнь преподавала в Лите.

Николай Боровой   30.05.2021 22:48   Заявить о нарушении