Маргарита человек разумный часть 446

Маргарита человек разумный часть 446

Я уже часто упоминал о воздушных духах и которые по Ламайскому баснословному учению совершают великая дела, и общим именем Тенгри называются. Калмыки уподобляют их Ангелам. Некоторые из них добротворящие, а другие злые духи: но как те, так и другие не могут равняться с бурханами, и при том они не безсмертны. В протчем разделяют их на разные роды, кои все мне не известны, и определяют им жилища в других светах, да и в обширном пространстве. Также знают, сколь они велики, и как долго живут. Близь нашей земли обитают четыре такие воздушные духа, михараза называемые, и они вышиною только в 125 сажен.
Поверьх сих живут вышепомянутые 33 воздушные духа, кои вышиною во 150 сажен; но в числе их находящейся дух Теюс-Бияс-Хулинту еще выше протчих. Иной род духов Хубилгаксам Едлекши называемый ростом до четырех верст, и сии духи живут по десяти милионов 206000 лет. Еще есть такие, коих название для труднаго выговора внести не могу, и рост их в вышину простирается до девяти милионов и 28000 верст. У сих духов день столь велик, что в нем заключается 50 наших лет, и по таким долговременным дням их год считая, должны они пять сот лет прожить.
Коль чудны их свойства, толь примечания достойно и сие, как сии духи плодятся. Иные рождают только от того, что друг друга обнимают и целуют; другие же посредством взаимнаго улыбания, а некоторые производят молодых духов на свет одними только взаимными веселыми взорами. Сколько я из речей Калмыцких духовных мог заключить, то они думают, что все грозныя бури и злоключения, к коим и вышепомянутыя неблагополучный епохи принадлежат, произходят от злых воздушных духов. Которые однако подвержены силе некоторых Тангутских молитв и заклятиям, и принуждены уступать. На против того Бурханы и добрые духи, у коих белое лице сияет, защищают людей. За важное и главное дело Ламайсксй веры до нравоучения касающееся почитается учет о состоянии души по разлучении ея от тела, также о аде и воздаяниях. Я собрал о том многия известия, из коих сообщу только самое достоверное.
Ад находится в средине между небом и землею, и так в неопределенном месте; однако яснее описывает следующее: В большом белою каменною стеною окруженном городе, в котором беспрестанно бьют в литавры, Ерлик Хан сильный бурхан, самовластный повелитель ада и судья отлученных дуть от тела имеет свое жилище. По сию сторону онаго города находится пространное море из мочи и кала состоящее, и почитается первым мучительным местом осужденных. Чрез сие море лежит вышепомянутая железная тропинка, столь чудное свойство имеющая, что, естьли беззаконныя души, которые презрели три главныя вещи их веры, или гурбан-ердени и не почитали духовенства, идут по оной, то она под их ногами сделается так тонка, как волос, напоследок разорвется и беззаконники без всякаго дальнаго суда ввергаются в сие для мучения определенное море.
Далее видно кровавое море, в котором плавают головы таких людей, кои в своей жизни заводили ссору и кровопролитие между приятелями и сродниками. По том еще далее видна белая твердая земля, на которой осужденные ищут себе хлеба и воды, и не могут найти, напоследок разбитыя от рытья руки отваливаются у них по плеча и опять выростают для новаго мучения. Сии осужденные суть такие люди, которые в жизни своей не давали духовным ни пищи, ни питья, ниже одежды. Все протчия адския отделенныя места, коих считается осмнадцать, находятся в округ жилища ерлика-хана. В каждом таком месте претерпевают осужденные определенное за их грехи наказание: в каждом есть особливые адские стражи езед называемые, и дияволы для мучения осужденных.
Сии злые духи имеют разной страшной вид, и представляются черные с козьими, львиными и протчими звериными головами. В одном месте ада многие ползают без ног за то, что они презирали учение духовных. В другом адском месте сидят богатые, которые живучи в роскоши не подавали бедным милостины, и за то превращены в чудовища, у коих голова и тело величиною с гору, а шея так тонка, как волос. В несносном месте ада, где непрестанный вопль произходит, мучатся такие, кои умертвили своих родителей или других людей, либо скотину или какую гадину: ибо по строгой Ламайской вере почитается за грех с умыслу умертвить и самое малое насекомое, которое мучит людей. Они думают, что все переселяющияся в другия тела души убиенных животных после стараются отомстить. В другом месте находится толпа пересмешников веры, коим дьяволенки безпрестанно сыплют в уши горящую сажу, дабы они не могли слышать и друг друга разуметь.
Тех безбожников, которые разхитили святой храм бурханов, сожгли священныя книги и жили гордо, бросают в особливом адском месте в кипящей змеями наполненный котел. В других же местах безпрестанно жарят осужденных на решетке или на вертеле. Еще есть такое место, в котором из нечистаго облака висит сто восемь крюков. На сию крюки вешают грешников, и естьли ветром их сорвет, то падают они на другие в низу находящиеся зубцы, и таким образом все изорваны бывают; по том слышан будет глас, который их опять оживит.
Но не смотря на то их наказание, продолжается несколько сот милионов лет, и при том таким образом, что иногда бывают разорваны на части, а иногда раздроблены все члены, или разтолчены в ступе. Еще есть железные, темные; однако прежаркие ады. Так же есть студеный ад, в котором грешные люди до возхождения солнца замерзают, и адские духи мучат их до тех пор, пока они опять оживут для новаго наказания. По том находится такое место, в котором наказывают тех, кои щеголяли платьем и жили роскошно. Множество диаволенков разкаливают там железные прутья в горну и оными водят по спине виноватых.
Напоследок есть еще такое место, в котором преступников разтирают между железными плитами так, как между жерновами; однако они опять оживают. Так же находится такая страна, в которой согрешившую скотину наказывают тем, что она ест и пьет безпрестанно; однако сыта не бывает. Дивиться не можно, что и скотине есть место в Ламайском аде; ибо она по их вере имеет право входить и в рай бурханов и воздушных духов. Но только для блудодеев нет в сем аде места для наказания, что со строгостию Ламайскаго духовенства весьма не сходствует.
Похождения разлучившейся с телом души, разположены следующим образом: великие и святые жрецы, которые ревностно свою должность наблюдали, и все страсти преодолели, возходят силою своих молитв, из коих главнейшая в шести словах (ом ма ви пад ме хум) заключается, без препятствия на небо к бурханам, где они с другими благочинными душами наслаждаются блаженством, и упражняются в благоугодных делах до тех пор, пока опять придет время им родиться.
Простыя души берет диавольский посланец, о котором выше упомянуто, и отводит их к Ерлик хану. Там должны они оправдаться добрыми делами. Естьли они толь благочестивы, что нет в том никакого сомнения, то с честию отправляют их в страну к бурханам: ибо тогда Ерлик-хан повелевает летучему облаку принять сии души на золотой престол. Естьли же найдутся такие, которые в жизни своей сделали много добра и много худа, то случившийся при том доброжелательный бурхан заступает место стряпчаго для решения спора между грешником и диявольским полномочным. Тогда Ерлик-хан приказывает принести большую книгу беалтан-тоали называемую, в которой записаны добрыя и худыя дела всех смертных.
Естьли же и тогда найдется сомнение, то Ерлик-хан берет весы и сравнивает добрыя дела с грехами души, а после того уже и делает приговор. Тогда смотря по обстоятельствам отпускаются души или к бурханам и добрым воздушным духам, или предаются адским стражам для определеннаго наказания: или дают им паспорты для преселения на небо. Ибо Ерлик-хан имет власть оживлять бездушныя тела низпосланием разлученных душ от тела, и возкрешает некоторых добрыя свойства имеющих грешников для того, чтобы чрез то преподать живущим людям душеспасительное наставление; и такие от смерти возставшие сообщают достоверныя известия о аде и о предбудущей вечной жизни.
Однако адское мучение, по Ламайскому мнению, не почитается вечным, и для каждаго наказания определено время, которое почти столь же продолжительно как и безконечное. В протчем часто случается, что всеведущий Бурхан Хомшин-Боди-Сада, который почти также изображается, как Джакджимуни, оказывает милосердие некоторым осужденным, или какой из света преселившийся святой Лама не нарочно зайдет во ад, и силою Тангутских молитв освободя несколько душ от мучения, отпускаешь в блаженныя места. Но можно думать, что сие освобождение бывает только таким, которые не сделали преступления пред духовным саном или Бурханами. Ибо сим преступникам никогда не отпускается наказание.
У них есть такия чудныя книги, силою которых и беззаконники освобождаются от достойнаго изтязания, естьли они только в жизни своей прилежно читали, или списывали, или с собою носили. Одна из таких книг называется непонятное откровение (Дорже-Джодло) или Джобдово таинство. Хотя содержание сей книги мне не известно, однако разсказывали мне ея чудеса, что она прогоняет болезни, продолжает жизнь, сокращает духов, и освобождает от тягчайшаго адскаго мучения.
Из всех вышепомянутых выписей и собранных известий, которыя кажутся пространными, но заключают в себе все естественное пространнаго Ламайскаго баснословнаго учения, довольно явствует, что оное учение, так как и многия другия суеверныя предания суть ничто иное, как выдуманныя жрецами басни и ослепление, дабы чрез то незнающей народ сделать себе покорным. Конечно надлежит приписать то суеверию, которому все непросвещенные люди вообще подвержены, что духовенству Ламайской веры удалось знатных господ и князей сделать себе покорными, и произтекающие от того духовному чину прибытки знатно умножили число жрецов у всех их одноверцов.


Рецензии