Апология Декарта 13

     Декарт писал: " Тут меня осеняет, что мышление существует: ведь одно лишь оно не может быть мной отторгнуто. Я есмь, я существую — это очевидно. Но сколь долго я существую? Столько, сколько я мыслю. Весьма возможно, если у меня прекратится всякая мысль, я сию же минуту полностью уйду в небытие".

     Я догадываюсь, что последняя его фраза была добавлена им словно по наитию, Декарт не мог знать, что именно этот опыт и будут испытывать на себе его потомки - ставить эксперимент насчёт границы "уйду в небытие". Потому что мне кажется, что "нормальное существование" обычного современного человека сегодня - это состояние "нигде" - находится нигде - ни там и ни здесь, повсюду присутствовать, но как бы частично, мимоходом, а в целом и целиком не присутствовать нигде. Направляюсь на работу, еду в метро, слушаю музыку, жую жвачку, смотрю кино, жую попкорн, что-то подсчитываю в уме - где бы я ни находился и чтобы ни делал, я никогда не сосредоточен на чём-то одном или внимателен в чём-то одном. Даже когда я что-то обдумываю, я рассуждаю, а не думаю, даже когда я захвачен, я захвачен либо витально (брутально) либо социально (как потребитель масс-медиа). Это как раз тот случай, о котором Декарт высказывался как о гипотетическом подтверждении своей формулы, даже не представляя, что всё это может превратиться в кошмарную реальность. Словно бы человек действительно сказал - а давайте проверим уйду ли я и как быстро в небытие, если выкину своё мышление вон? В общем формула Декарта прежде всего сказалась в заключительном своей фазе - в своём ужасе.

    Бытие это или не-бытие - то существование, которое мы ведём? Мы ведь не до конца ещё ликвидировали все остатки мышления. Зачистка пока ещё продолжается, пока ещё идёт, но уже хорошо ощущаются, и причём повсюду, её весомые и зрелые плоды. Какой такой тип нового человека возникает на этом эксперименте, вырастает на нём как на дрожжах? Человек "отмороженный", человек отключённый (такой. которого можно включать и отключать, как и любую технику)? - во всех вариантах и модификациях - человек какого-то небытия, человек с чертой какой-то специфической зловещести. Не злой человек, а приобщённый к некоторому типу "зловещности" - присовокупленный, приученный к ней. Например, приученный ни во что целиком не погружаться, приученный не уметь быть с самим собой, или например, приученный всю свою жизнь располагать исключительно в пределах ячеек техники.

    Конечно, Декарт не мог разбирать все эти варианты, им это было сказано для того, чтобы ещё раз подчеркнуть, что достижение такого состояния в принципе невозможно - невозможно совершенно "не мыслить", поскольку автоматически исчезает вместе с этим и всё остальное - весь человек вообще. Но декартовское состояние в виде пульсаций "мыслю" - не мыслю" заменили растёртым в порошок безразличием между "мыслю" или не мыслю" - а кто его разберёт? - вроде какие-то там движения в нашей голове осуществляются. Я хочу сказать, что само различие было погашено. Поэтому даже если бы современный человек и спросил вполне серьёзно у самого себя - "мыслю ли я?" - он не смог бы ответить на этот вопрос, ввиду отсутствия всякого сравнения, или возможностей для всякого сравнения. Нам давно сравнивать больше не с чем - в нашем мире что Платон, что Пелевин, что любой школьник Артём - все одинаковые "мыслители" - ведь все они имеют голову, в которой что-то происходит или обладают сознанием самого себя (а других критериев мы не знаем).

    Поэтому первым делом не произошло так, что раздался щелчок и исчезло мышление, а первым делом произошло так, что исчезла разница - между тем, кто "мыслит" и тем, кто не знает что это такое. А вместе с исчезновением разницы были открыты и новые "возможности" для нивелирования истинного процесса мышления. И работа наконец пошла полным ходом. Но декартовскую формулу то никто не отменял - я имею ввиду, что бытийную формулу отменить невозможно - это никому не дано. И вот, она и работает, но увы, не в положительном смысле "увеличения естественного света разума", а в отрицательном - обосновывает увеличение моего небытия в соответствии с уменьшением моего мышления.


Рецензии