Тоска по брошенной земле
Ах Катя,Катя,Катерина,
Скучала тихо на скамье.
У каждого своя судьбина,
И скачет на своём осле.
Простор вокруг,закрыты окна,
В углу переднем образа.
Летали птицы под окошком,
Закрыв на небе облака.
Она сидела,как сиротка,
Среди заброшенных вещей.
Не видел взгляд её уставший,
Моих не прошенных очей.
Вот стол сколоченный из досок,
С ним рядом ржавые ножи.
Из кухни пахло вкусно щами,
И хлебушком из спелой ржи.
-Послушай,я совсем глухая,
И говорю всё не впопад.
В семье я рождена шестая,
Нас было семеро ребят.
Зардело рядышком оконце,
А под столом мурлыкал кот.
-Была когда то комсомолкой,
И ненавидела господ.
Сейчас живу одна в избушке,
Вот жду,вдруг дети прилетят.
Сама сижу я в меховушке,
Люблю и жду своих внучат.
Уехали вокруг соседи ,
Моя здесь воля и тюрьма.
Там наверху,что на портретах,
Их ждет конечно колыма.
-И не волнует их деревня,
Баюкают словами нас.
Здесь нету речи задушевной,
А дух людей давно погас.
-Погодь скажу о них немного,
Наверно разорят дотла.
Для них Россиюшка добрела?
Когда не ела, не спала.
-Ты глянь на руки,как трясутся,
В такой же тряске весь народ.
Когда на кости обопрутся,
Их бог калачиком свернёт.
Забыли с миром, Катерину,
А я горбатилась на них.
Как вол тащила,рвала спину,
Не видела я глаз своих.
Войну хлебнула,да с избытком,
Была и в пепле и золе.
И взрывы мне ночами снились,
На той истерзанной земле .
Тепло на солнце у оконца,
Ловлю заката тёплый свет.
Дышу со вздохом марафонца,
Когда от жизни мочи нет.
Смеётся щуря глазки лисьи,
На телевизор,что в чехле.
Там лизоблюды в закулисье,
Живут зажиточно в дупле.
Теперь сиротка Катерина ,
Вожусь,как курица в золе.
Живу почти,что при лучине,
С тоской по брошенной земле.
(Анатолий Котов)
Свидетельство о публикации №121051501114
Образ Катерины
Образ Катерины многогранен и символичен. Она олицетворяет поколение, прошедшее войну, трудившиеся на благо страны, пережившие лишения и страдания. Её одиночество подчёркивается заброшенностью дома («простор вокруг, закрыты окна»), отсутствием родных детей («жду, вдруг дети прилетят») и внутренней опустошенностью («глухая», «говорю всё не впопад»). Это ощущение потерянности усиливается контрастом между воспоминаниями молодости («была когда-то комсомолкой») и сегодняшним днем («живу одна в избушке»).
Тема забвения и разобщённости
Центральная тема стихотворения — разрыв поколений, утрата семейных связей и исчезновение традиционной сельской культуры. Деревня представлена местом, которое покидают молодые, оставляя стариков одних справляться с тяжелыми воспоминаниями прошлого («уехали вокруг соседи»). Эта боль чувствуется во фразах вроде «не волнует их деревня», «нету речи задушевной». Люди теряют связь друг с другом, теряя духовное богатство своего народа.
Символика пространства и предметов
Детали быта усиливают атмосферу заброшенности и упадка. Стол из старых досок, ржавые ножи, запах щей и хлеба подчеркивают убогость существования, контрастируя с прошлым теплом семейного уклада. Описание рук, дрожащих подобно народу, символизирует физическую слабость и моральную усталость старого поколения.
Ирония и критика общества
Автор подчеркивает противоречивость современной жизни через образы телевизора и «лизоблюдов в закулисье». Эти персонажи символизируют лицемерие и отчуждение власти от простых людей, равнодушие тех, кто должен заботиться о народе («там лизоблюды в закулисье живут зажиточно в дупле»). Таким образом, стихотворение становится не только личным монологом Катерины, но и обвинением современного общества в утрате нравственных ценностей.
Заключение
«Тоска по брошенной земле» — глубокое размышление о судьбе русского села, об ушедших традициях и поколении, вынужденном жить в тени прошлых заслуг и непонимания потомков. Стихотворение вызывает сильные эмоции благодаря своей искренности и эмоциональному накалу, заставляя задуматься о важности сохранения памяти и уважения к старшим поколениям.
Котов Анатолий Александрович 13.06.2025 13:40 Заявить о нарушении