Этюды о Пабло Пикассо

     1980-е годы

     I
Когда на выставке картин
Толпа плечами пожимает,
Всегда найдётся, хоть один
"Знаток",
               который "понимает".
И скажет он, весьма вальяжно
Примерно так:
- "Я, думаю, неважно-
Где ухо, глаз в портрете,
И человек то или зверь.
Но вы уж на слово
                поверьте:
Непонимаемый теперь
Художник этот создал чудо-
- Он в подсознание проник,
И полный символов язык
Его
        потомки не забудут,
Как Модильяни, Пикассо...
- Экспрессия важна -
                не форма,
А матерьял -
            любой, хотя б песок,
Или дрова, холсты,
                солома..."

И так готов он "просвещать" -
И час, и два...
                лишь кто бы слушал.
И тут развесившие уши,
Таких порою и не счесть,
Затылок лезут почесать...
-..."Ну раз великий Пикассо
Писал примерно так...
И говорят, что ценят в миллион
Его любой пустяк –
Его попробуй приобресть...
Так может
           Что - то
                в этом
                есть?..

И ошарашенно взирая
На непонятные "творенья",
Стараясь делать
                "умный вид",
Как бы в восторге
                замирая,
Наш зритель
                что-то спутнице
                твердит...
Поверил сразу он,
                бедняжка,
Что, если лысым был Сократ,
То каждый лысый,
                в аккурат,
С Сократом-
                вроде как двойняшки -
Не только в лысом естестве,
Но также
              - "в сером веществе".

1881-1973 гг.

I
...Пабло Пикассо,
                каким ты был?
Великим почему тебя зовут
И до сих пор звенят литавры?
И многие так алчно ждут
К себе примерить твои лавры?
К тому же,
               опираются частенько,
Как на костыль или на стенку,
На твои способы письма?
И слышу я со всех сторон:
..."Мы так же пишем,
                как и он
и, значит,
         мы - великие весьма!?."

II
Да, он действительно велик!
Остёр и крепок на язык,
Любитель парадоксов,
                розыгрышей,
                шуток...
Трудился так,
                что не хватало суток,
Он -
          в возрасте за девяносто лет!
Такое раньше видел свет?..


Писали кой-какие репортёры,
Рождая сплетни, слухи,
                ну и споры:
-"Чудак!
Зачем-то коммунистом стал,
В политику под старость
                впал...
- Глядите, люди, как одет:
В каких-то клетчатых
                штанишках,
Что носят только
                ребятишки,
На бой быков
                бежит смотреть,
Когда же будет он
                стареть?"
Вот уж, действительно,
                стареть он не хотел!
Он в сорок пять -
                учился обрабатывать
                железо,
А в шестьдесят -
               искусству литографии,
                в чём очень даже преуспел,
А в семьдесят -
                стал гончаром...
И так -
          всю жизнь:
                писал,
                лепил,
                и резал...
В свои шестьдесят восемь лет,
Всё так же полный юных сил,
Он даже ...
               дочь себе  "родил" -!
- Так вот каков
                был этот "дед"!
Всегда невозмутим,
                как древний стоик,
Хоть на язык,
           как уж отметили мы,
                боек,
Своим лицом,
         пронзительно - глазастым,
Спокойствием,
        и выражением бесстрастным,
Он собеседника легко вгонял в тупик-
Своею речью,
                этот каверзный шутник!

III
Что главное для Пикассо -
                так это - труд.
Его терзал какой - то
                рисовальный зуд:
С утра он кисть держал,
                пока светло,
По вечерам брал в руки карандаш
                или стило...
Пусть в мире бушевали грозы,
                гром гремел,
Рождались дети, лились слезы,
                а он - горел!
В калейдоскопе выдумок крутился
                он день за днём,
И в мастерской огонь светился -
                - чёртик в нём!
Да!
В этом маленьком тщедушном теле
И голове,
               где так глаза горели,
Как будто вечный двигатель
                вращался,
Какой - то чёрт на жерновах
                катался!
В метаньях творческих
                крутил могучий бес,
Вселяя страсть в него
                и жадный интерес
Всё к новым Формам,
                средствам, матерьялам
И способам изображенья:
              кистью, красками, металлом,
Глиной, сажей, тряпками, мелками,
"Сокровищами"
                свалок мусорных,
                стихами...
Не мог он видеть равнодушно
                незарисованный клочок,
Не ведал слов:
                - "Мне это скучно".
Очередной давал толчок
         экстравагантным новым стилям...
Он вспоминал классический приём...
И были критики бессильны
                классифицировать
                всё в нём!

1901 г.

I
На рубеже веков, вкусив ученья,
Почуяв в творчестве свободу,
Имея двадцать лет от роду,
Наш юный Пикассо, в самозабвеньи,
Поплыл по голубому небосводу
                своих страстей.

II
В сине-голубой вибрирующей гамме
Проходит череда испитых лиц,
Упавших перед тяжкой жизнью ниц,
В какой-то выстраданной драме,
Подраненных напоминая птиц,
                на склоне дней.
Вот в синем сумраке-
                картина  "Мать и сын":
А здесь - застыла за абсентом
                женщина в печали,
И будет в этом мире счастлива едва ли,
И доживёт в тоске ли до седин
                средь горестей?..


1904 г.


I
Мир художника теперь
                светлеет и теплеет.
В золотисто-розовых
                и нежно-голубых тонах –
Пишет сцены дружбы и любви,
                детей в руках
                милых матерей,
Рисует циркачей
                и зреет
Немало новых образов
                и замыслов в холстах.
Сложные ньюансы серо-голубого,
                розового цвета
Служат для раскрытия
                тончайших настроений,
Поэтичной прелести
                изящных силуэтов,
Хрупких образов,
                их грусти и сомнений.


II
На перепутье, средь дорог,
                застыли люди:
Дети, женщина, мужчины -
                циркачи –
"Семья из Салтинбанка"
А дом их - всюду,
И нигде.
              Куда идти?
                Их солнца жгут лучи,
Дожди и ветры им знакомы
                не понаслышке...
Стоят в раздумье циркачи:
                - вот - взрослые,
                вот - их детишки...

III
В картине "Девочка на шаре" -
                в бликах света,
В контрасте с телом
              мощно-неподвижного атлета,
Сидящего в угрюмом созерцаньи
                в мире где - то,-
- Фигурка девочки.
В движеньи беспокойном тонких рук,
Улыбке шаловливой, мимолётной-
Радость и испуг...
И словно то не шар вращается,
А некая планета, А на планете-
девочка в небесном платьице одета
Цветочек красный в волосах-
                как красная комета ...


1906 г.


I
Был Пикассо вне всяких партий и течений,
Он плыл лишь по морям находок и сомнений
Своих изобразительных страстей,
                не слушая советов,
Не соблюдая -
           ни старинных, ни новейших
                правил и заветов.

Пробовал свести он видимые формы тел
К геометрическим объёмам:
                кубам, плоскостям.
Что тогда найти он в них хотел?


Думал ли о том он иного лет спустя?
Что поимел в душе своей
                от тех исканий?
И не жалел ли после -
                тех метаний?

II
Кубизм.
О нём - различных толкований, мнений -
И не счесть:
             проклятий, "как вершине безобразия",
И восхвалений пылких,
                всяких словопрений,
Теорий народилось много
                Науко -
                образных:
- Что, де,-
         исчерпанность традиционного искусства
И, мол, -
               "нужда в ином подходе зренья
Диктует нам сегодня,
                как ни грустно,
Искать в кубизме лишь одном спасенье.
- Словарь изобразительный
                нам надо разложить
На элементы,
                составные части и субстанции.
А форму, цвет, пространство, технику -
                сменить
Их произвольной
                и живой...
                интерпретацией...
- Чтоб мог художник двигаться
                вокруг предмета,
Включать былую информацию
                в изображение,
И проникать
                во внутрь частиц
                его скелета...
Дух
        надматерьяльный
                приводить в движение...

III
И, как ни странно,
                но картины те пошли в цене.
А обыватель был смущен
                своим "непониманьем",
Публика -
               запугана и сбита с толку
                по вине
Газет,
          торговцев тех картин,
                и их стараньем
Залезть в кошель
                эстетствующих снобов,
А "хулиганам кисти"
                дать на всё свободу.


IV
Вы,
Пикассо, и Брак, -
                родоначальники кубизма!
Во что был превращен
                ваш поиск смелый? -
- Подхвачен алчущими выгод в модернизме,
Толкавшими и вас
                к писанью тех "изделий"
Ведь сколько развелось потом
                бездельников - повес,
Порхающих в искусстве,
                мыслию ленивых,
В основе своей -
                хитрых,
                утончённо-лживых,
Питавших лишь к деньгам
                и лёгкой славе интерес!

1917г.


I
Ещё война смертельной колесницей
Катила по Европе разорённой,
Пятою жизнь давила
                раскалённой,
В бреду тифозном
                продолжала сниться –
Безумен мир,
                где человек всего боится.
Но жизнь не замерла -
                пусть - слезы, смерть,
Былинкой,
               сквозь асфальтовую твердь
Она на воздух,
                к солнышку
                стремится!


II
Пабло захватили новые виденья:
И на картинах появились
                Арлекины,
Парочек влюблённых
                откровенья,
Улыбчивые девы -
                Коломбины,
Из русского театра - балерина,
Хохлова Оля, ставшая женой,..
Портреты Поля, маленького сына –
- Художник не хотел жить
                горем и войной!

1925 г.


"Танцующие" -
                новый поворот
                в искусстве Пикассо
Сплетаясь в дикой пляске
                в атмосфере хмурой,
Членами уродливыми
                кружат колесом –
Три искажённых
                неестественных
                фигуры.
И нарастают деформации в картинах,
Фигуры превращаются в пучки
                сплетённых линий...
С трудом отыщешь взглядом
                ноги, руки, спины
В рисунках и картинах Пабло
                черно-синих.



1931 г.


Не только монстров и уродов
                он рождает –
Офорты тонкие
                к Овидию, в "Метаморфозах"
Людей, животных
                в их естественнейших позах
Упругой линией
                в листах располагает.

А серия листов
                к поэмам Элюара?
А те рисунки,
                что назвал "Сюитою Воллара"!
Они изящны,
                как на тех античных вазах,
Понятней
               самых многословных сказов.

1934 г.
I
Но мысли Пикассо
                опять
                в тревогах!
В картинах
              всё настойчивее
                многих -
- Две сцены
                яростной
                расправы,
Две темы
              мрачных
                и кровавых:
- Ребёнок
               с женщиной
                убиты -
Лежат,
          приняв за что-то
                муки,
Ничком или раскинув
                руки,
Следами
            тления
                покрыты.
И лошадь -
                вспороты бока
Рогами
          дикого
                быка,
В убийце -
                месть и ужас,
А жертва -
                в чёрных
                лужах...
II
К чему идиллию
                "Метаморфоз"
Топить
           в потоках
                крови, слез?
Зачем
          изображала
                кисть
Жестокость,
                убивающую жизнь?
Не лучше ли
                уйти в себя –
В любовь,
               в цветы,
                в античность?
Но в сердце -
                крик!
                Зовёт, трубя:
- "Эй, Пикассо!
                Ведь ты же -
                личность!
Ты повзрослел,
                художник,
Былой шутник,
                безбожник.
Зло просто
                не сдается –
За всё,
           что так
                любил,
С ним следует
                бороться
Насколько
                хватит
                сил!..
- Закрылся мир
                во мраке туч,
Всё меньше
                солнечного
                света! -
- Ещё один
               фашистский
                путч, -
Чума
           коричневого
                цвета!
Звенит
          бессильный
                крик!
Гаснет
         смертный
                стон...
Мрак
        со всех
                сторон...
Оборван
              жизни
                миг...



1937 г.

Во мраке ночи ветер стонет,
Дождем колотится по крыше,
Раскатом грома небо колет,
Каким-то трубным рыком свыше...

...Валы офортного станка
Вращает крепкая рука,
И за листом снимает лист,
Что был минутой ране чист.

Сейчас на нём
                в чудовищном обличье,
Прочь театральное
                и дутое величье, -
- Диктатор Франко,
                как бесформенная масса,
Полипов с щупальцами
                дьявольская клякса.
Вокруг
             гадюк и жаб плодит -
- Намёк на "пятую колонну",
Вот - хочет статую разбить –
В ней -
            Разум воплощенный,
Вот -
        молится единственному богу,
С названьем «Деньги»,
                тянется из тьмы,
Вот - женщины
                в рыданьях на дороге
С растерзанными
                чудищем детьми!..
II
Мерцает в бездне
                Млечный путь...
Уставши за день,
                сонной ночью
Стремится город
                отдохнуть...
Но вдруг -
                покой
                разорван
                в клочья!..
В пике идут
                стальные
                птицы,
Стирая в пыль
                цветущий
                сад,
Людей,
           дома,
                театр,
                больницу! -
- Над Герникой
                разверзся
                ад!..


III
Совсем он не был
                бастионом,
Ни "стратегическим"
                районом:
Работал,
          и отплясывал
                фиесту,
Чтил мудрость
                и невинную
                невесту.
Был городок
               приветлив
                мирен,
                стар...
Но принял на себя
                "психический"
                удар!..
По - подлому!
               Впотьмах!
                Смертельно!
                В спину!
Мир увидал
                Фашистскую
                личину!

Отринув
            душу
                человечью
На мир
           пошли
                "сверхчеловеки"
Людей ковать
                в рабы
                навеки,
И лить на землю
                крови
                реки!
Грядёт
          невиданная
                сеча,
Уничтожая жизнь,
                калеча!..
Уж задымили
                смрадно
                печи!..

IV
...Душное
              жаркое
                лето
Знаменитый
               Парижский
                салон.
Холст
        черно- серого
                цвета –
Огромных размеров
                панно.
В тридцать
             квадратных
                метров
Втиснут
           хаос
                крушения,
Агония
            жизни
                и света,
Мгновения
                их
                разрушения!
Лошадь бьётся
              в предсмертных
                метаниях,
Всадник, упав,
             раскололся,
                как статуя.
Женщина,
           с мёртвым ребёнком,
                в рыданиях,
В небо свои
              извергает
                проклятия...
Застыл на мгновение
                в ужасе
                бык.
- Распадается
                мир...
А с холста -
                его крик!..


1980-е годы


I
Рождая мини - Герник сотни:
В картонках, акварельках и холстах,
Гравюрах,
               поисчерканых листах,
Иной художник возмущается сегодня,
Терпя на выставках, порою,
                полный крах.
Мол, - как же так?
                В картинах бык
И женщина с ребёнком -
                всё на месте.
Вот - света луч,
                вот - темень,
                вот и крик,
Совсем как Пикассо.
                Всё честь по чести.
А где же слава?
                Где почёт?!
Толпы где восхищенье?..
Художник вглубь вещей зовёт,
"Как Пикассо!
            - А зрители - в недоуменьи?!
Конечно ж - ясен сей вопрос:

- "Наш зритель
                просто не дорос
До "гения",
               до "мини - Пикассо",
Отсюда
           процветают в нём
                сомнения!..."

II
Но зря он расточает гнев:
Художник сам в заблудших.
Стремясь из побуждений лучших,
Едва верхушки одолев
                художнических грамот,
Создать
           без всяких тягот
Великие творения,
                всем на удивление,
Художник,
                обругав натурализмом
Традиции,
               законы реализма,
Сам стал
        на скользкую дорожку
                модернистского
                письма;
- Теперь всё "просто" -
              пропорции предметов -
                прочь!
Центр,
какой-то там "оптический" -
                мура!
Неважно -
               на картине утро или ночь,
Город современный
                или мрачная "дыра"!

III
Пабло Пикассо -
                родоначальник многих "измов",
Любил эксперименты,
                поиск самый смелый,
Многообразье дел
                для рук своих умелых.
Не отрекался никогда от реализма –
- В рисунке виртуозен был
                до артистизма!
А сколько сил он посвятил
                в своих трудах
Борьбе за мир
                и человеческое счастье!
"Голубка"
               Пикассо, взлетев в 40-х годах,
Летит досель сквозь бури и ненастья!

IV
Жан Кокто - поэт, художник, сценарист, актер и режиссер,
Приятель Пикассо ещё с начала века,
                и тоже на язык остёр,
Сказал примерно так:
- Для молодого человека
Художник Пикассо - что ураган,
Что дуэлянт - бретёр:
Идти за ним - уткнешься в замкнутую дверь,
И вместо почестей желанных
Готовь подсчёт своих потерь.

V
Стравинский, Пикассо, Аполинер, Матисс, Кокто и Модильяни
Вносили беспокойный дух эксперимента:
- Рождались, жили, угасали вдруг,
                моментом,
Какие- то теченья, школы -
                и отдельно, и - в слияньи...
Они не замыкались на одной каком-то «изме»,
Но шли от жизни, обстановки и запросов века,
Горели жаждой "новой классики" и
                неореализма,
Воспеть стремились горе, счастье человека!
Они изобретали, создавали, открывали!
Ошибки, тупики у них не раз бывали!
Иначе б не стремились
                будоражить страсти вновь
То новым "измом",
                то возвратом к классике отцов.

Меняя формы творчества,
                манеры, стиль и темы,
и называя то "стратегией сюрприза",
                удивленья,
Они всерьез решить питались
                все проблемы
Литературы и искусств
                под необычной точкой зрения.
Стремились увидать и отразить всё свежее,
Что в век ворвалось,
что грезилось во мгле -
-:"Прочь утонченности,
                изысканности прежние!
Даёшь искусство для хожденья по земле "!
Каждый след тех искренних людей
- Хоть штрих, оставленный рукой пытливой –
Всё на учёте страсти или зависти ревнивой,
В реликвиях музеев наших дней!
То - дань любви и уважения творцам,
Событиям эпохи прошлой и тревожной,
Озорникам, мужам пытливым, мудрецам,
Прожившим жизнью бурной,
                очень сложной!

VI
Мир наш стареет день за днём,
Но человек всё так же
               тянется и добру, любви и свету,
Так отрази, художник честный, в нём -
- Каков он есть,
                да не уродуй ты при этом!
Ты хочешь новое сказать,
И выплеснуть души своей богатства
В мир правды, красоты и братства?
- Давай!
Твори мир с солнцами и грозами!
Начни «хотя бы» так писать...
Как Суриков
                "Боярыню Морозову"!
Ты во главу угла поставь
                не самолюбованье,
Не смутные тебе же самому переживанья,
И не заботы об особенных мазках -
- Успех - в твоих же собственных руках:
Он в отраженьи жизни,
                тех событий,
                и тех свершений,
                тех открытий,
Которые вокруг проистекают,
Над чем смеются в мире,
                плачут и мечтают!
Начни с эскизов и живой натуры:
Покомпонуй, поошибайся, поищи-ка вновь
И колорит, и содержанье, и фактуру...
И облекай картину
                в плоть и кровь.
Определи - что главное, что - нет,
О чём твой образный рассказ...
Где тени, где рефлексы, свет,
Держи часть света "прозапас"...
Дай отстояться своему творенью,
Начни другое, но вернись к нему опять
Найди в себе достаточно терпенья
И новый, свежий, вариант начать!..

Работай, думай, что есть мочи,
Пусть в сердце будет горячо –
Проявится со временем «лицо»,
Возникнет свой неповторимый почерк!

Да! Этот путь к раскрытию таланта сложен –
Иного не придумала история искусства.
И если ты к нему не расположен,
Стремишься лишь чужое повторять,
В копилке твоей творческой негусто-
- Тебе не надо бы искусство засорять.

И пусть твое нутро не гложет
Надежд несбывшихся тоска –
Ведь далеко не всякий может
Ваять творенья на века!

Иди на стройку, за баранку,
За пульт, станок, прокатный стан,
Беги за делом спозаранку,
Скорее нужным людям стань!
Поверь, дружок, не так уж плохо
Своим трудом творить эпоху!


Рецензии