Маргарита человек разумный часть 426

Маргарита человек разумный часть 426

Старик Хамид Ахметов, 70 лет, рассказал, что в 1952 г., выйдя рано утром из полевой сторожки на колхозном поле, он увидел на влажной земле следы двух детенышей «алместы», подходивших из кукурузы к самой сторожке. Через два года какие-то «алместы» бросали куски земли в ночевавших в сарайчике во время сенокоса колхозников, один «алместы» был замечен, но, по мнению Ахметова, кидали землю те же два детеныша. По этому поводу А.А. Машковцев замечает, что, если это верно, то в окрестностях селения Баксаненок в настоящее время живет, по крайней мере, одна семья «алместы», состоящая из отца, матери и какого-то количества детей разного возраста, которая, возможно, охраняется кабардинцами этого огромного селения, насчитывающего около 5 тыс. жителей. Из других рассказов Ахметова отметим лишь одну деталь: когда одного подсевшего ночью к очагу «алместы» на рассвете гнали собаки, «он бежал, а руки его болтались ниже его колен».
Елена Григорьевна Алексанова (63 лет, русская, жена кабардинца колхозника, с. Псыньшоко) рассказала, что в июне 1959 г. около 11 ч. утра она на своем участке услышала мяукающие звуки и нашла среди кустов картошки сидевшего на корточках ребенка приблизительно 6 – 7-летнего возраста. Все его тело было покрыто черными волосами, волосы на голове были всклокоченные, как бы слегка курчавые, лицо было человеческое, но кожа лица - совершенно черная. Как оказалось, этого «алместенка» гнали по огородам собаки и, видимо, увидав женщину, он искал у нее опасения, пока она ходила за мужем, детеныш скрылся в бурьян позади огорода. Е. Алексанова добавила, что ежегодно в период полевых работ она слышит от кабардинцев и кабардинок о встречах «алместы» то в лесу, то в кукурузе, то в кустарниках. Но, как доверительно сообщила А.А. Машковцеву колхозница Марят Алхасова, в 1957 г. к их соседу на усадьбу регулярно приходил «алместы», которого тот кормил, однако всячески скрывал это от всех жителей селения и, конечно, ничего не расскажет приезжему.
Объездчик Гедукинского заповедника Салим Загаштуков рассказал, что в 1946 г., в июле, он оставил в небольшом заброшенном домике на лугу свою мамалыгу и ушел косить траву, а вернувшись застал в домике «алместы» доедавшего мамалыгу, который выскочил и убежал в лес. Тем же летом он вторично встретил этого «алместы» в лесу, но, с тех пор более не встречал.
Вот что рассказал заведующий свинофермой Нашир Панжоков. В 1958 г. видели «алместы» возле старого свинарника, летом 1959 г. был встречен «алместы» очень высокого роста в Чегемском лесу (на р. Чегем). Тем же летом 1959 г. на горных пастбищах в районе гор Инал и Кинжал в урочище Домбей-Кермен разыгралась трагедия. Два пастуха-коневода увидали, как какой-то зверь с пастбища спустился в лесистое ущелье.
Один из пастухов побежал с ружьем в том направлении, вскоре раздался страшный крик, на помощь бросился второй с ружьем. Оба не вернулись к табунам. Только через два дня были найдены их страшно изуродованные трупы с оторванными руками и головами; стволы ружей были погнуты. Нашир Панжоков с основанием утверждает, что официально признанный виновником медведь никогда не расправляется так с жертвами. Нашир Панжоков окончил десятилетку, знает зоологию. «Думаю, - говорит он, - что пастухов убил огромный дикий горный человек, что-то вроде гориллы. У нас - добавил он, - кроме совершенно не опасных, безобидных «алместы», в горах и диких ущельях встречаются еще гориллоподобные страшно свирепые горные дикие люди».
Однако другие рассказчики дают то же название «алместы» этим существам очень большого роста (гораздо выше самых высоких людей), они очень похожи на людей, но их тело сплошь покрыто черными волосами, они издают сильный, острый, неприятный запах. От людей они спасаются с такой быстротой, что и собаки их догнать не могут. Интересно, что место обитания этих «алместы» приурочивается к районам прилегающим к горе Инал и Кинжал. А.А. Машковцев слышал от ряда информаторов, что в этих местах в пещерах обитают «алместы», которых пастухи из селения Куркужин и ветеринарный врач Бетал Кумыков ежегодно видят, когда летом пасут в этих местах колхозный скот. Ветеринарный врач Кумыков сделал наблюдение, что чаще всего «алместы» встречаются на этих горных пастбищах в период выжеребки кобыл, последы которых они поедают.
По утверждению нескольких жителей селения Кизбурун-Второй, около колхозного полевого стана в течение 15 лет жила пара старых, уже поседевших «алместы». Они не очень боялись людей, но очень боялись собак. Жившая постоянно на этом полевом стане сторожиха кормила этих «алместы» остатками пищи, которую она варила для колхозников во время летних полевых работ. Они не обладали членораздельной речью, а издавали звуки похожие на мычанье.
Р.Д. Варкасовым записано сообщение Хамила Тленкопачева. В 1937 г. в пионерском лагере, где он был секретарем комсомольской организации, кто-то ночью похитил мясо из котла, на следующую ночь поставили сторожа, в полночь он заметил на территории лагеря человекообразное существо, у которого были очень длинные руки, узкие плечи и удлиненная голова. Сторож поднял тревогу, все бросились за «алместы», но поймать его не удалось, его угнали от лагеря собаки.
Житель с. Баксаненок молодой кабардинский поэт X.А. Шублаков в конце октября 1957 г, бродя в районе Псеариша, заметил следы ребенка, очевидно, детеныша «алместы» на полузамершей болотистой почве около степной речки.
Преподаватель агрономии средней школы селения Баксаненок Апон Георгиевич Тетцоев, осетин, рассказал А.А. Машковцеву 31 июля 1960 г. о событии, происшедшем за два дня до того, ночью 29 июля на посевом стане №2, где он провел двое суток с бригадой учеников старших классов. Когда легли спать, собаки полевого стана лаяли на кого-то в стороне кукурузного поля и были долго возбуждены. Часа в два ночи галопом примчалась кем-то напуганная на лугу лошадь полевого сторожа. Затем раздались тревожные крики из домика, где спали девушки.
Одна из них, Л. Заракушева рассказала: она спала у порога, проснулась от шороха, разбудила подругу, обе с ужасом из-под одеяла смотрели на человекообразное существо, которое подошло к дверям и смотрело на спящих. Это был огромного роста и очень широкоплечий «алместы», немного постояв он опустился на корточки, продолжая рассматривать спящих. Услышав голос агронома, кричавшего на перепуганную лошадь, «алместы» медленно, не торопясь встал на ноги и вышел из домика. На утро агроном А.Г. Тетцоев расспросил полевого сторожа, ответившего, что около полевого стана №2 где-то в кукурузе или в конопле каждое лето живет «алместы», который в течение этого (1960) года вот уже третий раз приходит на полевой стан, к домику.
А.А. Машкоацев 4-го августа 1960 г. посетил этот полевой стан, беседовал со сторожем и с двумя поварихами, которые варят пищу для колхозников. Сторож сказал, что, переночевав несколько дней на полевом стане, приезжие может быть и увидят «алместы». Но поварихи принялись укорять прибывших за то, что они охотятся, ищут, хотят поймать «алместы», пугая, что делать этого не надо во избежание несчастья. У А.А. Машковцева осталось впечатление, что поварихи эти кормят приходящих на полевой стан №2 «алместы», может быть целую семью, по словам жителей с. Баксаненок, женщины колхозницы каждый год встречают «алместы» около этого полевого стана №2.
В с. Нартан на р. Нальчик со слов колхозника Бекулова записано следующее происшествие. Летом 1959 г. молодой кабардинец где-то в лесу поймал маленькую девочку «алместы» лет 7 – 8. Жители сбежались к околице, где он держал за руку дикую лесную девочку, одной рукой закрывавшую лицо. Сбежавшиеся кабардинцы приказали парню немедленно отвести ее в тот лес, где она была поймана, и отпустить на волю, во избежание несчастий, которые в противном случае неизбежно обрушатся на селение. По той же причине оказалось невозможным продолжить опрос жителей. Сам Бекулов не хотел продолжать беседу об «алместы» так как, по разъяснению его дочери, считает, что после того, как он столкнулся в каком-то сарае в поле с «алместы» и, испугавшись, ударил его вилами, в семье начались разные несчастья.
А.А. Машковцев приводит убедительные данные в пользу того, что «алместы» в какой-то мере находятся под защитой и покровительством корана. Кавказские мусульмане, замечает он, будут чинить препятствия в наших поисках этих существ. Этих достаточно наказанных аллахом джинов правоверный мусульманин должен щадить в их тяжелой неприглядной жизни. А.А. Машковцев проводит любопытную зоологическую параллель: как известно, мусульмане не охотятся на диких кабанов, поскольку кораном запрещено есть свинину, и поэтому кабан на территории Кавказа (как и Средней Азии) в большом количестве обитает в тех районах, где значительная часть местного населения - мусульмане. Как только в таких районах поселялось много людей, придерживающихся христианского вероучения, так в этих местах очень быстро уничтожались дикие кабаны. Вот точно, таким образом, исходя из иррациональных религиозных мотивов, мусульманство оказывается охранителем не только диких кабанов, но и диких волосатых лесных людей.
Анализируя все собранные записи, А.А. Машковцев приходит к выводу, что они просты, искренни и реалистичны; приходится допустить, что в самом деле какие-то человекообразные существа, может быть питекантропного или неандерталоидного типа, в очень небольшом количестве до сих пор обитают на территории Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии.
В летнее время они встречаются на равнинной лесостепной территории Кабардино-Балкарии. Вероятно, часть из них и зимует в лесостепной Кабарде, укрываясь от непогоды в пустующих полевых человеческих строениях, а может быть получая приют и подкормку от некоторых суеверных лиц. Однако не все «алместы» в Кабардино-Балкарии являются «нахлебниками» человека и живут вблизи поселков на равнине. Часть «диких лесных волосатых людей» живет в горах под Эльбрусом, в районе горы Инал и Кинжал в пещерах.


Рецензии