Впечатления от дилогии Фанаты Юлии Волкодав

       Я не люблю расхожую поговорку «Success is 1% of inspiration and 99% of perspiration». И не только потому, что, по слухам, некоторые изобретения Томаса Эдисона принадлежат вовсе не ему.
       Дело в другом: в интерпретации на русский эту фразу почти всегда заменяют на «Гений – это 1% таланта и 99% труда». И все три существительных приобретают совершенно другое значение. С «трудом» никто не спорит. Но 1% таланта? У гения? Вы серьезно?!  Только не в творчестве! Как минимум, в пропорции 50/50.
       Наверное, поэтому в последние годы развелось очень много плохих писателей, бездарных фотографов, посредственных художников, безголосых певцов… Они все вооружились русским «переводом» цитаты Томаса Эдисона. Хотя, что-то мне кажется, о его существовании подавляющее большинство этих «деятелей искусства»  даже не подозревает.
       К счастью, есть исключения. Именно таковым является Юлия Волкодав и ее дилогия «Фанаты», состоящая из романов «Фанаты. Счастья хватит на всех» и «Фанаты. Счастье на бис». О прототипе главного героя, Всеволода Алексеевича Туманова, нетрудно догадаться. Талантливый прозаик пишет о талантливом певце, ставшим легендой советской, а, затем, российской эстрады.  И не только о нем.
       То, что сейчас называют «современной русской прозой» в своем большинстве не кажется мне важным и ценным.  Как и современное российское кино. И там, и там с великим пафосом показывают вещи, очевидные всем, кто сохранил интеллект. И выдают это за глубокое откровение. Так и хочется послать сообщение: «Ребят,  уж лучше пишите фэнтези». Хотя, на мой взгляд, быть оригинальным в жанре фэнтези или фантастики гораздо сложнее…
       И в какой-то момент я совершенно разочаровалась в перспективах русской литературы. Настоящей, добротной, стоящей. 
       Тем больше была моя радость, когда весной 2020-го, во время карантина, на глаза мне попалась первая книга дилогии – «Фанаты. Счастья хватит на всех». С ознакомительного фрагмента я поняла, что это – автор, появления которого я так долго ждала. А уж когда прочитала книгу полностью, и затем познакомилась с другими произведениями…
       Многие со мной не согласятся, но я глубоко убеждена, что «настоящая» литература должна быть социально значимой. Без темы и идеи  любой роман – всего лишь набор симпатичных и читабельных фраз. Этим, кстати, грешат многие (почти все) современные авторы реалистического жанра. «Пишут красиво», но ни о чем. Писать хорошо можно только о том, что действительно трогает и интересует. И в произведениях часто ощущается эта фальшь – написанного не ради идеи, но ради строк.
       Юля для меня – образец того, как надо создавать прозу. Это тот редкий случай, когда есть Тема, Идея, Сюжет. А не только умение изысканно складывать слова в предложения.
       Я пишу так потому, что читала и эпичного «Волка советской эстрады», и шедеврального «Маэстро», и фундаментального «Кигеля Советского Союза». Книги, погружающие нас  во времена, когда песни писались на стихи Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Николая Добронравова. Когда в песнях были и мелодии, и текст, и смысл. Впрочем, как и в литературе.
       Недавно пересматривала выступление Льва Валериановича в 1972 г., на Международном фестивале  в Сопоте, с композицией «За того парня». Эта песня, отмеченная первой премией,  – ошеломительная, глубокая, полная скорби, благодарности и надежды. Ее невозможно слушать без слез. «Для Вселенной двадцать лет мало…» - да уж, мало и двадцать, и тридцать, и пятьдесят. 
       И таких песен в то время было очень много – настоящих. Поэтому мы любим и слушаем их до сих пор.
       Мне импонируют произведения автора во многом еще и потому, что Юлия Волкодав – писатель моего возраста. Даже моего года рождения. Родись мы на 5, тем более, 10 лет раньше – и мы бы более осознанно застали и угасающий коммунизм, и смутные 90-е. –  то голодное время «настоящей свободы».  К тому же, мы родом из пусть и не маленьких, но провинциальных и южных  городов. Поэтому настоящие политические волнения тех лет и «очереди в Макдональдс» прошли мимо нас. Но мы застали время, когда заслуженные мэтры советской эстрады не выглядели гротескно.
       Родись на 5, тем более, 10 лет позже – мы бы не только не видели многих вещей, но и не задумывались о них, и, возможно, воспринимали бы жизнь по-другому.
Но я рада, что мы – люди своего поколения, и «Фанаты. Счастья хватит на всех» - книга о нас. С «Фанатами» снова проносишься через детские 90-е, противоречивые юные 2000-е и взрослые 2010-е, с их надеждой на лучшее. Мы все немного «Сашка». Вернее, все, да не все.
       Кто из нас не вешал на стены плакаты из журналов  «Cool» и «Все звезды»? Не сидел у телевизора, карауля выступления любимых групп, певцов и певиц, чтобы записать их на видеокассету,  и потом пересматривать до дыр? Кто не бежал к магнитофону, чтобы успеть нажать «record», когда по радио заиграла понравившаяся песня? Помню, у меня была даже «толстая» тетрадь, куда я вклеивала статьи и заметки о Spice girls, Бритни Спирз, Кристине Агилере и Backstreet boys. И – да, я всерьез собиралась поехать в Америку, стать известной певицей и познакомиться с Ником Картером.
       Но мы повзрослели,  вектор интересов сменился, а привязанности детских и подростковых лет остались не более, чем приятными воспоминаниями. 
       Не таковы героини «Фанатов». И Сашка, и Тоня, и Нурай имеют разные психологические и социальные портреты.  И по-разному приходят к увлечению творчеством и личностью Туманова. У каждой из них своя история, которые автор виртуозно и реалистично переплетает. Черты характера героинь еще ярче проявляются в их взаимодействии. Также сквозь повествование мы наблюдаем эволюцию их отношения к Туманову. 
       Выбор кумира у героинь «Фанатов», на первый взгляд, может показаться странным. Но лично меня он нисколько не удивил. Если говорить о российской музыкальной действительности тех лет, то этот выбор, и вовсе, очевиден.
       Но автор сумел ответить: «Почему?». Так, чтобы это было понятно для всех читателей. Особенно на примере Сашки, когда образ Туманова подается на контрасте с образами ее ровесников. И увлечение главным героем сильнее, чем что-либо другое, толкает ее вперед, заставляя искать свое место под солнцем (точнее, поближе к «сокровищу») и помогая преодолевать трудности.
       Кто из нас в те годы мог даже помыслить о поступлении на бюджет в лучший медицинский ВУЗ страны? То-то же.
       Роман показывает, какими хотелось бы видеть истинных поклонников. Ибо что значит кумир без поклонников?
       Что бы я хотела изменить в произведении? Скорее, дополнить и расширить. Мне не хватило страниц в истории Тони, но это, как сейчас говорят, «личный триггер». Ее линия с Тумановым – моя любимая в романе.
       Мне нравится, как автор показал главного героя. Не только как великого артиста. Правдоподобно, не приукрашивая, со всеми страстями и недостатками, но при этом деликатно и бережно. Чтобы и героини, и вслед за ними читатель, сохранили уважение и любовь к своему кумиру. Не все достойно пройдут этот путь до конца. Но каждый найдет свое счастье. Его хватит на всех.
       «Фанаты. Счастье на бис» - книга, по большей части, о любви и заботе, но в ней также поднимаются другие важные темы. О том, как не просто жить с творческим человеком. Особенно если он привык к поклонению и обожанию. Не могу не отметить, как отчетливо автору удалось воплотить тоску артиста по сцене, его стремление ухватиться за призрак былой славы. И что настоящий артист остается таковым при любых обстоятельствах, даже когда лучшие времена остались в далеком прошлом.
       Потому что ничто не заменит человеку искусства радость творить. Быть нужным публике. Блистать – талантливо и с достоинством. Только в такие моменты герой ощущает жизнь во всей ее полноте.
       Но, прежде всего, для меня это роман о бесконечной силе любви. О том высшем ее проявлении, когда главное – не твои чувства, а его счастье и комфорт. Особенно если понимаешь, что твой любимый человек – далеко не святой. И никогда таким не был. Очень немногие на это способны – и в литературе, и в жизни. 
       Есть книги, о которых нужно рассказывать. И дилогия «Фанаты», определенно, относится к их числу.


Рецензии