Маргарита человек разумный часть 404

Маргарита человек разумный часть 404

Колхозник Кара Кочкаров, 70 лет, рассказывает, что до образования колхозов он сеял кукурузу в долине р. Малки, ниже с. Каменомост. Однажды в зарослях кукурузы он увидел самку «алместы», которая кормила детеныша. Шерсть черная, всклокоченная. Издавала сильную вонь. Была повязана тряпкой вокруг поясницы. Второй раз Кочкаров видел «алместы» на камне на самой середине реки Малка. Как он слышал от отца (объездчика), «алместы» часто воруют одежду, пищу, тряпки. «Далеко в горы не ходят. Там им кушать нечего». Часто видели прежде «алместы» за Пятигорском - в лесах и виноградниках.
Согласно записям С.Г. Мюге, некоторые кабардинцы различают две разновидности диких людей:
1) «алместы» - волосы длинные; глаза имеют вертикальный разрез, встречаются близко от селений, питаются падалью, воруют кукурузу и другие сельскохозяйственные растения на полях,
2) «мозыль» - лесной человек, водится вдали от селений; шерсть у него короче; грудь килевидная; глаза с горизонтальным разрезом; «мозыль» выше «алместы», больше похож на человека, одежды не носит. Ветеринарный фельдшер селения Каменомост, Балагов, интересовавшийся вопросом об «алместы», сообщил, что в дальних пещерах под Эльбрусом местные жители показывали ему череп, берцовые и другие кости, которые, по их словам, принадлежали «алместы» или «мозылю»; пещеры эти расположены на солнечной стороне долины Харбаза.
Балагову известна и пещера в районе Джаман-Кул, где, по словам местных жителей, водились «алместы». Предварительный осмотр этой пещеры, произведенный С.Г. Мюге, дал скудные находки: много кочерыжек сырой кукурузы, немногочисленные отдельные кости животных, нижнюю челюсть и мелко раздробленные кости черепа ребенка 5 – 6 лет современного физического типа, следов огня и человеческой культуры не обнаружено (Из сообщения С.Г. Мюге, 19 июля 1962 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»). Перейдем к записям, сделанным в Кабардино-Балкарии летом и осенью 1962 г. Ж.И.Кофман и членами ее группы - Л. Вегером, О. Ольшевской, В. Трошиным, Е. Сидельниковым.
Вот рассказ окончившей 3 курса Ленинградской консерватории кабардинки Л.С. Озроковой (36 лет, Урванский район, Старый Черек). «Раньше, до войны, алмасты в нашей стране была уйма. Очень многие люди видели их. Видела в частности моя мать в молодости. Она работала в поле с другими крестьянами. Вдруг подошла группа алмасты и стала их дразнить - повторять их движения: крестьяне работают тяпкой и алмасты, как будто держат тяпку, крестьяне сядут и те сядут. Крестьяне испугались, подошли к старику Али, который точил тяпки, так как работать он уже не мог. Он сказал: «не надо бояться, они не тронут».
Когда мы были маленькие и уходили в лес, мать всегда предупреждала: «если увидите алмасты, не дразните их, не бросайте в них камней, палок». Отец мой, был большим охотником, охотился он в горах, в лесу. Он встречал алмасты много раз… Алмасты мужского пола называются «мазыль», алмасты женского пола - «губганана» (полевая старуха). «Алмастын» же - общее собирательное название. Так по-русски говорят «мужчина», «женщина», а обобщающее название – «люди». После войны алмасты видят значительно меньше». Тогда же записан дополняющий предыдущее рассказ Шамилят Озроковой, 70 лет. Лет 40 назад она была разбужена ночью лаем собак, наскакивающих на что-то в углу сада, и отскакивавших обратно.
«Я посмотрела туда и увидела, что стоит губганана. Стоит прямо как человек, только очень большого роста, вся покрыта волосами, особенно длинные волосы на голове. Груди очень длинные, до низа живота. Лицо страшное, похожее на человеческое, только губы выдвинуты вперед. Похожа на обезьяну». Рассказчица сначала науськивала собак, но те боялись подходить слишком близко; затем взяла большую палку, подошла к «губганане» и сильно ударила ее, - та очень громко закричала и с места перепрыгнула через забор почти двухметровой высоты. «До войны очень много было у нас алмасты. Сейчас мало слышно. Они кушают все, что растет на огородах: огурцы, помидоры, початки кукурузы. Зимой они живут в лесу».
Рассказ Жандарби Дзахмишева (кабардинец, 59 лет, Лескенский район, Аргуданский техлеспункт). «Я видел алмасты в июле 1937 г. на южных склонах Западного Кинжала, точнее, на восточном берегу Тызыла. Я пас отару баранов, которые шли по берегу, а я выше их, по косогору. Было 10 – 11 час. утра, хорошая погода. Завернув за поворот, я вдруг увидел алмасты в 15 м. от себя, если не ближе. Он сидел на солнышке, в шерсти ковырялся. Я остановился, собак у меня не было, ружья тоже, а барашки внизу уходили. Тогда, постояв, я свистнул.
На свист он повернул ко мне лицо. Я видел длинные волосы на голове. Лицо, кажется, похоже на человеческое. И тотчас он встал на ноги, весь волосатый, шерсть похожа на буйволью, и ушел на двух ногах в пещеру, перед которой сидел. Я опустился вниз и обошел пещеру. На третий день нас туда пошло человек 5. Мы зашли в пещеру. Там очень воняло. Были следы, похожие на след человеческой ноги, только свода нет, стопа плоская. Костей, подстилки какой-нибудь не было. Пещера очень глубокая. За 10 лет, что я там пас скот, я видел алмасты только один раз. Но не было года, чтобы я не слышал от 3 – 4 человек о встречах алмасты.  Там много сусликов, много горных индеек…».
Ержиб Кошокоев (70 лет, селение Старый Черек) заявил, что до войны в их краях алмасты было очень много, «можно сказать - масса», сейчас же их очень редко встречают. Лично он видел алмасты дважды за свою жизнь. Первый раз это было в сентябре 1944 г. В составе отряда по охране порядка рассказчик ехал по конопляному полю, около Черной речки, когда ехавший впереди его резко остановил лошадь со словами: «смотри, алмасты!» Впереди, в нескольких метрах, говорит Кошокоев, стояла губганана, запихивавшая себе в рот верхушки конопляных стержней с семенами.
Увидев отряд, она быстро на двух ногах побежала и спряталась в стоявший неподалеку кош. Отряд спешился и окружил кош, причем рассказчик был как раз против двери коша. «Пока мы приближались, губганана два или три раза выскакивала из коша, она казалась очень взволнованной: выскочит, суетится, бросится в одну сторону, а там - люди, вбежит обратно в кош, снова выскочит, бросится в другую сторону, но там тоже люди. При этом она гримасничала, губы быстро-быстро шевелились и она бубнила что-то. Между тем наша цепь все ближе приближалась к кошу, мы уже шли локоть к локтю.
В это время губганана выскочила еще раз, заметалась, да вдруг закричала очень страшным криком и кинулась прямо на людей. Бежит она быстрее лошади. По правде оказать, люди растерялись. Она легко прорвала нашу цепь, с разбега прыгнула в овраг и скрылась в окружающих речку зарослях. Ростом она была примерно 1,80 м, здоровая, лицо плохо было видно из-за волос. Хотя на ней были обрывки старого домотканого кафтана, было видно, что груди до низа живота, а все тело покрыто длинными рыжими волосами, напоминающими волос буйвола. Я ходил смотреть следы в овраге: они очень маленькие, так что я очень удивился тогда несоответствию между ее ростом и длиной следа». Второй раз Кошокоев видел алмасты летом 1946 г., проезжая рано утром верхом вдоль кукурузного поля. Алмасты, сидевший у дороги, при приближении всадника встал и ушел в кукурузу.
«Алмасты, - говорит Кошокоев, - надо выслеживать по ночам возле конопли, когда она созревает. Конопля - самая любимая его еда, он съедает ее очень много - ходит по полю и запихивает в рот грозди семян. При этом все время-бубнит «бум-бум-бум», чавкает, сопит, шуршит стеблями, так что когда алмасты ест коноплю, его ночью далеко слышно… Алмасты любят также арбузы. Раньше они приходили на бахчи и много вредили. Однажды я шел к колхозному сторожу на бахче между старым Череком и Аргуданом.
Смотрю - много испорчено арбузов, изгрызаны как-то странно, середина вся выедена. Взял один, посмотрел, там следы больших зубов. Я понял, что это алмасты. Подхожу к своему другу, смеюсь, говорю ему: «что же ты за сторож, посмотри какая у тебя бахча стала». Он отвечает: «не говори! измучил меня алмасты. Каждую ночь приходит и кушает арбузы. Я выхожу к нему с палкой, а близко подойти боюсь. Я кричу ему: как тебе не стыдно, уходи отсюда! он в ответ «бум-бум-бум». Я опять кричу: совести у тебя нет! ведь я отвечаю за арбузы.
А он свое: бум-бум-бум. Так вот и переговариваемся с ним всю ночь». Кроме этого колоритного рассказа, Кошокоев в ответ на расспросы сообщил также, что лет 30 – 40 назад два пастуха нашли в лесу голову алмасты, недавно загрызенного собаками или волками. Рассказчик вспоминает, как сокрушенно говорили пастухи: «как жалко, как жалко алмасты». Как видим, во всех этих сценах нет открытой враждебности между человеком и «алмасты».
Скорее налицо признаки известной взаимной адаптации. По словам того же Кошокоева, люди жалеют алмасты, прикармливают, когда те приходят к дому или в дом, а то и выбрасывают им старые лохмотья, «чтобы им не было холодно». Еще чаще «алмасты» сами воруют еду и одежду, последнее, может быть, они делают из любопытства и непреодолимого подражания. Если человек искупался на берегу речки, после его ухода нередко из леса к этому месту выходит «алмасты», осматривает, трогает и нюхает место, где лежала одежда.
Ибрагим Гулиев, балкарец, 31 года, вспоминает, что, когда ему было 7 – 8 лет, он в поисках потерявшейся козы наткнулся на лежавшую в траве «алмасты», свернувшуюся клубком. «Алмасты» была вся покрыта волосами темного, рыжеватого цвета. Она спала. Ростом она была примерно с девочку лет 13-ти. Некоторые сообщения о подобных случайных встречах относятся к совсем недавнему времени.
Балкарец Салим Хучуев, работник того же маслосырзавода «Коштан», 39 лет, сообщил, что в 1959 г. ночью лошади близ коша чего-то сильно испугались, и он выскочил с ружьем. «Вижу, ко мне приближается человек. Я окликнул его, но он не ответил. Он приближался и все время скалил зубы и смеялся, как истеричная женщина. Я направил на него ружье и крикнул: «стрелять буду!» Он засмеялся еще громче. Я зажег костер и тут понял, что это «алмасты». Увидев огонь, он начал пятиться и ушел”. Назир Кулиев сообщил, что в октябре 1961 г. охотник из Тырны-Ауза, отправившийся вниз по речке, вскоре вернулся в сильном волнении: его напугало человекообразное существо, которое он увидел в ущелье близ Чертовой ямы.

Это существо сидело на корточках, руки его были настолько длинны, что предплечья как бы лежали на земле. Это был мужчина, без всякой одежды, покрытый шерстью серого цвета, очень худой; похоже было, что он либо болен, либо очень стар. Тогда же, осенью 1961 г. произошло следующее происшествие с Хазизом Бечукуевым, балкарцем, 19 лет. «Я пас лошадей недалеко от центральной усадьбы совхоза «Эльбрусский». Как-то холодным туманным вечером мы с Хозыром Байдаевым сидели у костра.
Из тумана показалась человеческая фигура. Когда она приблизилась, мы увидели, что это был алмасты. Алмасты сел у костра напротив нас и все время на нас смотрел. Это был мужчина. Волосы на голове у него были очень длинные, весь он был покрыт черной шерстью. Подробно мы его не разглядели. Он не уходил часов до 3-х ночи, но утром его уже не было. На вторую ночь мы привязали верховую лошадь около костра. Он снова подошел к костру и все время был около лошади, но она осталась привязанной, он только ходил вокруг нее или сидел».
То же было на третью ночь, и еще несколько раз алмасты подходили к костру пастухов, когда бывала плохая погода. Вот сообщение еще более свежее. 21 июля 1962 г. Нина Бодаева, кабардинка 19 лет, с 10-ти классным образованием, сообщила, что две недели назад, когда она, работая на прополке кукурузы на поле Псых о, около полудня пошла набрать воды в реке Черек, у самой воды под плетнем бахчи она увидела человека, сидевшего в тени на корточках, подойдя ближе, увидела, что он весь с ног до головы покрыт рыжими волосами. Девушка испугалась и, бросив ведро, убежала.
Вот несколько сообщений о поимках и случаях приручения «алмасты». Абузер Жабоев, кабардинец, 28 лет, тракторист из с. Аушигер рассказал, что в 1939 г. его отец на конопляном заводе в с. Герменчик, въехав как-то вечером на лошади в конюшню, в углу увидел человека и окликнул его, но тот бросился к выходу и выскочил из конюшни. Отец погнался за ним на лошади и при дневном свете увидел, что это «алмасты», весь покрытый волосами, а волосы с головы достигали даже земли. «Алмасты» забежал в какое-то помещение, то ли в цех, то ли в баню, вызвав там переполох, а отец вбежал туда и схватил его за волосы.
Подоспевшие люди помогли отцу задержать его. «Алмасты» заперли в сарае и держали 2 – 3 часа, затем решили отправить его в Нальчик. Отец получил за поимку «алмасты» 500 руб. награды. Точно так же многие жители с. Сармаково сообщили, что летом 1962 г. Харитон Бекулов (пос. Новая Жизнь, Прикумского района) во время заготовки камыша и купания сумел захватить «мозыля» - человекообразное существо, покрытое густой черной или темно-бурой шерстью. Отец его, Зачи Бекулов, подтвердил факт поимки его сыном «мозыля» и получения 500 руб. премии.
С.Т. Штымов, кабардинец 45 лет, кандидат педагогических наук, директор средней школы рассказал так о чуть не состоявшейся поимке и поисках «алмасты» его братом. «Это правда, что в нашей стране есть алмасты. Я сам видел его в детстве. Это было летом 1924 г., во второй половине августа. Мы возили лен на теребилку, в районе Урочища Псытауша, в 9 км. от Баксаненка по, направлению к г. Прохладный. Меня оставили возле повозки с лошадьми. Но мне было скучно, я стал ходить поблизости и забрел в старый, заброшенный кош. Это было во 2-м часу дня и вначале, после солнечного света, я ничего не заметил в коше. Потом, когда глаза привыкли к темноте, я разглядел какое-то волосатое существо, которое сидело в углу на корточках.
Я стоял в дверях, закрывая выход. Я закричал от испуга. На крик прибегал мой старший брат Саша, которому было тогда 40 лет. Он сразу определил, что это «алмасты», так как ему приходилось неоднократно встречать их. Он сказал мне: «не бойся, не обращай внимания, это существо безобидное, ты видишь - оно почти такое же, как мы», и стал подходить к нему. Тогда алмасты издал пронзительный громкий писк, как обезьяна. Брат пытался схватить его. Алмасты сопротивлялся. Возились они несколько минут. Наконец алмасты вывернулся и на двух ногах выбежал из сарая. Он нырнул в заросли. Сам я все это время стоял в стороне и дрожал от страха. Шерсть на алмасты была густая, черная. На голове очень длинные волосы.
Лица я не видел из-за свешивающихся с головы волос. Ростом он был небольшой - 1,30 – 1,35 м. Вскоре после этого, в 1925 г., в то время как брат мой был председателем сельсовета, к нему из Баку или из Еревана приехал товарищ врач. Этот врач интересовался алмасты. Он специально приехал к брату потому, что брату приходилось, когда он был партизаном в гражданскую войну, неоднократно, видеть эти существа в лесных трущобах и зарослях.
По просьбе этого врача брат вместе с ним в течение июля занимался поисками алмасты. Они объезжали верхом весь район, заходили в заброшенные коши, сараи. Наконец, однажды, в том же районе, где я видел, брат наткнулся в коше на алмасты. Он бросился на него, крича товарищу, чтобы тот поспешил на помощь, но, прежде чем врач успел сойти с коня, алмасты вырвался и убежал. Я помню, что они потом сожалели о том, что выехали только вдвоем, а не взяли с собой целую группу».
Очень чтимый среди балкарцов старец Тапа Хазиевич Шаваев, около 100 лет (сел. Былым, ныне Угольное) дал очень любопытные сведения о приручении и прикармливании «алмасты» балкарцами в прошлом. «Раньше их было много и они часто жили у людей. В нашем селении, например, была одна семья, Ахматовы. У них постоянно жил алмасты в доме…
В Каменомосте (по нашему, Кармакабак) тоже жил алмасты в одном доме. Я часто ночевал в том доме. Каждый раз, когда семья садилась за обед или ужин, во двор выносили паек алмасты. Один раз забыли оставить, и когда вернулись вечером, оказалось, что он все перерыл в доме в поисках своего пайка: перешвырял всю посуду, все кастрюли, ложки, миски… Раньше можно было найти алмасты. Теперь очень трудно. Сараи, в которых он жил, сгорели, а люди (приручавшие его) все умерли. Зимой они живут в пещере или в том доме, с которым познакомились. Но только люди, у которых алмасты живет, редко когда говорят об этом…».
Наконец, вот еще одна из записей 1962 г. Вернее, это соединение двух независимых друг от друга записей, относящихся к одному и тому же случаю. Главный механик Сармаковского маслосырзавода М. Темботов рассказал, что года 2 – 3 назад ночной сторож одной из летних ферм Умар Урчуков сообщил ему о следующем происшествии. Поздно вечером сторож, сидел в коше у огня. В кош зашел огромного роста алмасты - мужчина, покрытый волосами, который открыл бидон с молоком и долго пил, а, напившись, бросил бидон, не обращая внимания на льющееся молоко, и направился в дальний угол коша, где и находился всю ночь. Утром его уже не было.
М. Темботов попросил сторожа на случай, вторичного прихода алмасты выкладывать у входа сырую глину для получения отпечатка следа. Действительно, сторож через несколько дней сообщил, что отпечаток получен, однако, по приезде М. Темботова, оказалось, что след затоптан скотиной, ночевавшей в коше. Через несколько дней сторож сообщил по телефону, что у него украли тюк шерсти. Отправившись по следу, сторож пришел в пещеру, где на разбросанной шерсти спал его ночной гость. Сторож испугался и убежал. М. Темботов немедленно приехал, и они вдвоем пошли к пещере. В ней была обнаружена шерсть, служившая кому-то постелью. Эту шерсть, говорит М. Темботов, мы со сторожем отнесли к нему в кош (Из записей 1962г. группы под руководством Ж.И. Кофман. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Все эти весьма обильные сообщения, поступающие из Кабардино-Балкарии, если принять их за несомненные, характеризуют эту область как занимающую особое положение на Кавказе не только по количеству наблюдений, но и по двум ясно выступающим особенностям. Во-первых, здесь много сведений о детенышах, что давало бы основание рассматривать именно данную часть Большого Кавказа как очаг размножения кавказского «снежного человека» в наши дни. Во-вторых, здесь многочисленны упоминания о приручении или полу-приручении этих существ, об их подкармливании, об использовании ими посадок культурных растений и пустующих строений, словом, об определенных элементах какого-то своеобразного синантропизма. (Борис Федорович Поршнев).


Рецензии