Маргарита человек разумный часть 397

Маргарита человек разумный часть 397

Села - бог-громовержец
Сели, у ингушей Бог грома и молнии, отец бога Елта, Села Саты, муж богини Фурки. Села подвластны люди, боги; в его бурдюках заключены стихии: из одного он выпускает снежную вьюгу, из другого - мороз, и т. д. Радуга - это лук Села, который он вешает на небо, молнии - его стрелы. Из-за непослушания ему окривел Елта; он обрекает на вечные муки героя Курюко, выкравшего у Села овец, воду, растения для людей, и героя Пхармата, похитившего у него огонь для нарт-орстхойцев. Согласно более поздним представлениям, Села не столь всемогущ.
Предводитель нарт-орстхойцев Сеска Солса, вступив с ним в единоборство, поломал ему рёбра, и нарт-орстхойцы угнали белых Овнов, который ежегодно совершал в честь Селы. жертвоприношения. В весенний месяц сели-бут («месяц Селы») по ингушскому народному календарю в святилищах Селы совершали жертвоприношения; в молитвенных песнопениях, обращённых к нему, просили дождя и хорошего урожая. Селинг (инг.) село. Хермарт (с ингуш. яз. Пхар «Кузнец», Пхермарт украл огненное пелено у Селы и дал его нартам(ингушам-великанам, времен палеолита).
Ерд
Ерды, в мифологии ингушей бог, выступающий в антропоморфном (седовласый старик) или зооморфном (белый козёл) облике. В одном из преданий Ерд имеет облик мужчины, живёт в скалистых горах, в пещере, из которой исходит сияние. Ему были посвящены праздник в начале покоса - т. н. ветряной понедельник (отсюда делалось предположение, что Ерд был богом ветра), многочисленные храмы и святилища (Тхаба-Ерды, Галь-Ерды, Тамыж-Ерды, Мага-Ерды и др.).
Мелер-Ерда
Мелер-Ерда - Бог ингушей покровитель плодородия и напитков, изготавливаемых из хлеба.
Можь
Можь – у ингушей и чеченцев злая сестра солнца и луны. Можь сожрала всех своих родственников на небе и теперь постоянно гонится за солнцем и луною. Когда она догоняет их и заслоняет, происходит затмение. Можь отпускает солнце и луну только после того, как ее об этом попросит невинная перворожденная девушка.
Хьунан Йо (Лесная дева)
В вайнахской мифологии это богиня охоты, покровительница диких животных, леса. По легендам, она помогает охотнику, при условии, что он сохранит в тайне, что видел ее. В противном случае, охотник умирает в страшных муках. Лесных женщин ингуши представляют как людей, отличающихся необыкновенной красотой; роскошные волосы у них доходят до самых пяток и имеют золотисто-серебристый цвет. Но по характеру своему злы, коварны и опасны для людей, хотя и не особенно; но благодаря тому, что проклятия их имеют силу, они ненавидят людей и проклинают их род при встрече с ними Несколько отличается от приведенной выше характеристика образа «лесной женщины»
Боги природы
Гела - бог солнца. (Предположительно еще назывался Галь-ерд).
Дарза-нана (Фурки) - богиня вьюг.
Миха-нана - богиня ветра. 
Елта - бог охоты и урожая.
Села-Сата - богиня искусства и ремесел, покровительница девушек.
Тушоли - богиня весны и плодородия.
Эл-да (Эштр, Этер) - бог мертвых.
Уна-нана  - богиня смерти и болезней.
Хи-нана - богиня воды.
Аза - мать бога солнца Гелы. По другим преданиям является дочерью солнца
Бетта - божество луны.
Дели-Малх - солнце (букв. «божье солнце»).
Кинч - мать богини луны.
Мож - сестра луны и солнца.
Мехка-нана - богиня горной местности. Раньше жители аула Гвилети ее высоко чтили и обязательно ей молились, прежде чем взойти на гору Башлам. Эта богиня помогала путникам и тем, кто ходил в горы. Мехка-нана знает, где на горе спрятаны клады. Осенью она по низу горы протягивает невидимую веревку, и кто ее перейдет, тот неминуемо замерзает.
Боги покровители
Мятцели - старший брат Тамыжа и Амгали. Самый известный и почитаемый из всех богов. Его именем назван месяц июль и день недели (воскресенье). Особое покровительство он оказывает женщинам. В день праздника Мятцели, запрещается обижать и оскорблять их.
Тамаш-ерда  - (Тамыж-ерда). В переводе с инг. «крылатый дух» (там - крыло).
Амгали-ерда - брат Тамыж-ерда. Обитает на горе Будур-лам в селе Хули.
Молдз-ерд - Бог войны (в переводе с инг. «проворный дух»).
Сусол-дяла - подчиненный бога Мятцели.
Болом-дяла - По преданию, когда часть ингушской семьи переселялась поближе к бацбийцам, при подъеме в горы, одной девушке стало плохо, и она воскликнула «Даьлой, ва даьлой! (Боже! о Боже!). Вдруг все покрылось непроницаемым туманом, а когда он рассеялся, на голой до того времени песчаной почве зеленела сочная трава. После этого чуда половина семьи (Хили-уачи) вернулась об¬ратно и поселилась в Арзи.В честь ознаменования чуда выстроили храм Болом-дяла (Болом)».
Тхаба-ерда - в переводе «Святой (ерда) двух тысяч». Изначально был христианским храмом, который в дальнейшем превратили в языческий и устраивали жертвоприношения богам.
Магал (Маги-ерда) - Был предсказателем, в его доме жила звезда ветров, змея и птичка-несущая благодать (стриж).
Мелер-ерда - покровитель напитков (вино, пиво). На з. стороне Лаьжг, рядом с «Мелара-гала» в районе «Мелара кхаш» (пахотные земли,на которых выращивался хлеб и напитки для ритуальных праздников в окрестных селах)
Лесные духи
Подчиняются Елте - богу охоты и плодородия.
Хьунан Йо
«Лесная дева». У нее длинные серебристо-золотистые волосы, и она небычайно красива. Мужчина, который имел с ней связь, никогда не знал неудач в охоте. Но если он рассказывал кому-либо о ней, то утром его находили мертвым.
Вочаби
Имели образ горного козла, но чаще всего люди не могли их видеть, и лишь слышали их голоса. Наказывают охотников, которые могли убить их животных. После этого охотник терпел неудачи, или не осмеливался больше охотиться.


Рецензии