О некоторых основах стихосложения. Часть 1

 В 4-х частях. Часть 1.

1. Вступление.
2. Основные и базовые понятия.
3. Способы рифмовки.
4. Основные типы (виды) стихов.
5. Поэмы и сонеты.
6. Заключение.

1. Вступление.
Уважаемый читатель, предлагаемая Вашему вниманию статья рассчитана на самый широкий круг любителей литературы и, в частности, непосредственно поэзии.
Написана эта работа на основании моего собственного опыта, человека без профессионального литературного образования, о том, как легче и проще войти в мир поэзии не только читателем, но, возможно, и сочинителем стихов.

В статье использованы стандартизованные понятия и некоторые методические приёмы, необходимые начинающим поэтам и нелишние простым любителям поэзии, а также кое-какие бытовые и сленговые наработки из поэтической практики.
Статья не претендует на углублённое изучение данной темы. В ней представлены только некоторые основные прикладные моменты стихосложения и, кроме того, некоторые практически полезные подсказки начинающим поэтам-любителям.

Профессиональным литераторам и опытным поэтам этот текст ничего нового не даст и, вероятно, покажется наивным с вершин их высокого  мастерства. А потому, людям, искушённым в этой области литературы, не стоит понапрасну терять время на прочтение этого материала.

Всю теоретическую часть, что представлена в данной статье, достаточно несложно почерпнуть из интернета самостоятельно. Однако, там это надо собирать по отдельным частям и фрагментам, а в данном тексте материал подобран целевым назначением.

2. Основные и базовые понятия.

2.1. Понятие о силлабо-тонике и иных базовых видах стихосложения.
Силлабический стих – это стихотворение, где учитывается только количество слогов.
Метрический стих – это стихотворение, где учитывается долгота или, наоборот, краткость слогов. Здесь можно сразу пояснить, что подобные виды стиха были наиболее характерны для поэзии античности, вроде «Одиссеи» или «Илиады».
Тонический стих – это стихотворение, где учитывается количество ударных позиций в строке.

Силлабо-тонический стих (СТС) – это стихотворение, где учитывается число слогов и количество ударных позиций. Для простоты понимания, нужно сразу заметить, что в современном русском стихосложении почти всегда (кроме отдельной экзотики) используется только СТС. Это связано со спецификой и традициями русского языка.

2.2. Стопа.
Стопа – это минимальная структурная единица стиха. Стопы в СТС (который мы и будем рассматривать в дальнейшем) объединяются в группу регулярно повторяющихся ударных и безударных слогов. Между собой они связаны иктом – ритмическим ударением в строке.
Чтобы упростить это понятие, можно сказать, что стопа – это две ближайшие друг другу гласные буквы (звуки) в строке. Причём, одна из них ударная, а другая безударная. Разумеется, это касается двухсложных стоп (далее мы рассмотрим и другие).

Пример двухсложных стоп. Мой дя*дя са*мых чест*ных пра*вил. Здесь представлены четыре стопы, последняя гласная («И») игнорируется при определении количества стоп (как стопа, не сформированная до конца).

В метрическом стихосложении, характерном для Древней Греции или древнего Рима, стопы могут быть от двухсложных до пятисложных (амбей, дохмий и пр.). В СТС, том самом которым мы обычно и оперируем, наиболее употребительны двух- и трёхсложные стопы. Кроме того, в силлабо-тоническом стихе попадается такая экзотика, как «пеоны» - четырёхсложные стопы, но это редко употребимый случай и здесь мы его рассматривать не станем.

Стопа в основных видах ударности в СТС.

Хорей – двухсложная стопа, с ударением на первом слоге.
Пример. Наша*Таня*громко*плачет*,
               Уро*нила* в речку*мячик*.

Ямб – двухсложная стопа, с ударением на втором слоге.
Пример. Я к Вам*пишу,*чего* же бо*ле,
               Что я*ещё*могу*сказать*.

Дактиль – трёхсложная стопа, с ударением на первом слоге.
Пример. Крутится*, вертится*, шар голу*бой,
               Крутится*, вертится*над голо*вой.

Амфибрахий – трёхсложная стопа, с ударением на втором слоге.
Пример. Союз не*рушимый*республик*свободных*
              Сплотила*на веки*едина*я Русь.

Анапест – трёхсложная стопа, с ударением на третьем слоге.
Пример. До свида*нья, мой лас*ковый миш*ка!
               Возвращай*ся в свой ска*зочный лес*.

Иногда встречаются редкие случаи двухсложных стоп:

Спондей – двух-сложная и двух-ударная стопа.

Пиррихий – двух-сложная и безударная стопа.
 
Последние два типа стоп – тоже большая редкость и для краткости изложения их можно не рассматривать.


Рецензии