Сказ об Александре

                К 800-летию со дня рождения
Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского (13 мая 2021 г.)


«Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке - имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.» Г. В. Вернадский



       СКАЗ О СВЯТОМ БЛАГОВЕРНОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ               


                I
Солнце восходит ясное, небо щебечет ласково
Над колыбелью святости юной Руси-кормилицы.               
День, озаряя спаленку, ждет у крылечка красного.
У Александра-княжича встреча с Отчизной милою!
Не было детства-праздника, будни питали праведность.
Княжеский постриг воина принят на пятилетие.
Падали кудри русые – ангел да станет ратником,
Меч препояшет мужеством, Библия – добродетелью!
Терем родимой матушки будет покинут мальчиком,
Чтобы стать мужем Родины, верным ее радетелем!
Станет он добрым витязем – крепко сжимают пальчики
Меч самый первый – липовый,  сердце любует цветики
Русского поля летнего в благости хода крестного.
«К Богу встань раньше солнышка, слово промолви хвальное!
Божье обережение  крепче щита железного!»
Предков великих истины  нитью столетий схвачены
В летопись Мономашичей  – пращуров рода княжьего.
В  славных ученьях  дедовых  отрок прилежный пестован.
Верой служить Отечеству – дело важнее важного.
Князя весь род от Рюриков вел по духовной лествице .               
Кроток был князь и милостив. Небо познав в Писании,
Сможет он ратоборчество в ножны  вложить  смирения. 
Русь созидать единую станет его призванием.
Избран был на княжение Божием усмотрением.



                II

Жить «в одно сердце» русичам предками уготовано.
Путь освещала княжичу заповедь эта древняя.
Он закален был сызмала – белый конь облюбованный!
Дайте колчан и сулицу   с ворогом биться ревностно.
–  Шуйцей  отбей меч в сторону, правой  повергни недруга –
Княжич внимал дружинникам, верным Руси воителям.
Ими научен храбрости, Богом – сердечной щедрости.
Звезды сошлись на имени – князю быть предводителем!
Не было и пятнадцати, в первый поход отправился,
Шел под отцовским стягом он против Креста Тевтонского.
Преданный Православию, вышел на дело правое,
Стал сын отцу опорою в битве за Дерпт  с ливонцами.
Русью Cвятой взлелеянный, князь за Смоленск с литовцами
Вместе с отцом сражается, в том же году – венчание.
Короток век у воина, к свадьбе наш князь готовится
И в Торопец торопится  – в сердце любви звучание,
В думах – дела державные, в небе – светило яркое.
Брачная каша  – щедрая!  Чаши медами полнятся.
Дружкам и каравайникам, свечникам и боярочкам,
Рожникам с поезжанами   свадебный пир запомнится!         
Полоцкая красавица  родом из Брячиславичей
Станет женою кроткою, матерью многодетною.
И сыновья и дочери – статные, величавые.
Бился отец за счастье их с полчищами несметными!


                III

Весть о военной доблести мир озарит жар птицею!
Хочется иноземщине мощь испытать плечистую.
Швед угрожает Ладоге!  Наизготове рыцари!
Князя сразить отважного Биргер  желал неистово!
С малою князь дружиною выступит без сомнения:
Медлить нельзя с победою! В правде – Сам Бог, а силою
Бог укрепит невидимой, чтобы Руси пленения
Не допустить варягами! В храме наш князь просил Его:
«Встань, Боже правый, в помощь мне, щит возьми и оружие!»
Утром перед сражением там, у залива Финского,
Стражник  Пелгусий в дымке ли, или в туманном кружеве,
Видит ладью старинную – Глеб и Борис , таинствуя,
Помощь готовят сроднику ангельскими секирами.
Утро умчалось конницей рыцарей сечь без устали!
Будет печать наложена княжьим мечом на Биргера.
И с топорами, пешие, шли за Отчизну русские!
Римлянам  быть поверженным! Пела Нева победную
Честной сыновней доблести, Новгород – величальную
Свет Александру Невскому – имя потомкам ведомо
Будто и нераздельное – Родиной обручается
Подвиг со Славой Вечною! Князю двадцатилетнему –
Почестей  чаша сладкая,  проводов – чарка горькая.
Был он в делах решителен,слово за ним последнее.
Новгород, вольнодумствуя, путь указал из города.



                IV

Орден Тевтонский бодрствовал,  глядь, он уже на Псковщине.
Бьет челом гордый Новгород.  Князь от Великодушия
Принял бразды правления… Кони звенят подковами.
Новый поход готовится с Богом Благим в содружестве.
Были из Пскова рыцари мощным «изгоном»  выбиты.
Возле Чудского озера лед стал почти  апрелевым.
Там, у «Ворониа Камени», место для сечи выбрано.
В «русский пяток », где лучники центр прикрывают стрелами,
Врежется клин противника, ввяжется вглубь сражения.
С флангов ударит конница, будет «свинья»  повержена!
Битва была великая. Остро меча сечение.
Копья о чудь ломаются,немец в седле не держится.
Гнали их с боем ратники,гнали их как « по аеру» .
Знайте пределы Боговы! Тот, кто с мечом пожаловал,
Сам примет смерть кровавую. Нет у нас дома крайнего.
«За один брат»  все впишутся и назовут скрижалями
Правнуки эту заповедь. Лед на изломе тронется –
В брызгах заката алого настежь ворота адовы,   
В облаке дивном – райские – сколько там наших сродников
Небо седое ведает.Память сынов – награда им!
Подвиг военный – в мужестве. Подвиг души – в смирении.
И Воеводе Храброму,ворогу неподвластному,
Выпадет испытание кубок уничижения
Пить до кончины праведной, чтобы Отчизне здравствовать!



                V

Тьма золотоордынская ясное застит солнышко.
Хану Батыю подати с разных концов стекаются.
Земли Рязани злобою выжжены все до колышка.
Дикой степи наездники Русь обуздать пытаются...
Слухами земли полнились. Ведал Батый о подвигах
Князя Благочестивого. Божьей Руси помазанник
Вызван в Орду спесивую. Путь пролегает огненный –
Меж двух костров языческих князю пройти приказано
И поклониться идолам, Веру внуздав покорностью.
Только от Православия сердце не отрекается!
Князь согласился Троице Единосущной   кланяться,
Не истуканам хановым. Мира он был поборником,
Но не Христа предателем. Мимо божков прошествует!
И на колено левое перед Батыем встанет он
Ради Руси спасения! Честью врага приветствуя,
Ради народа русского примет душа страдания,
Примет душа скитания, к правде дорогу вымостит.
Прет крестоносец с Запада. Нам ли с Востоком ссориться?
В смерче степном стоогненном матушка-Русь не выстоит...
Мудростью князя-воина мирная жизнь устроится.
Ни серебра, ни золота он не жалел, чтоб выкупить
Братьев в полоне вражеском. Нашу в Орде епархию
Князь у Сарая вымолит!Веру и Русь Великую
Он от чужого племени спас,по степям мытарствуя…   


                VI

Любо ли было ратнику, любо ли было славному
Воину Православному вместо меча булатного
Против свирепых темников  выбрать в оружье главное   
Слово смиренномудрое?  Князю из рода знатного,
Богатырю отважному, за ярлыком отправиться,
Слова Батыя слушаясь, в Каракорум  злокозненный?
Там, угощаясь яствами, князь Ярослав отравлен был.
Сын по отцу печалится, душит тоска бесслезная,
А впереди коварная степь черепами скалится.
Воет она волчицею – чует добычу скорую.
«Разве пристало русичам да курултаю  кланяться?
Русь моя, лебедь белая, стала рабой покорною!
Гнать булавой из отчины надо баскачье  дикое!»
Слушает князь попутчика – брата Андрея юного.
Слушает и не ведает – стол родовой Владимирский
Будет Андрею жалован, будет ночами лунными
Новая сечь замыслена – дань князь Андрей выплачивать
Ханской орде откажется.  Вороном на ослушников
Рать налетит Неврюева –  снова гробы сколачивать…
Ради мужей тщеславия нужно ли Богу мужество?
За самочин правителя люди его ответили.
Не разумел брат Промысла власть испытать терпением.
Бегством Андрей спасается, ищет покрова в Швеции .
К чести ли православного Папы благоволение? 


                VII

Папское благодушие тайными пело струнами.
Галд и Гемонт – посланники – буллу вручить кабальную
Русской Земле отправлены. Папа мечтал об унии,
Чтоб наша Русь «заблудшая», словно дитяти малое,
К церкви приникла римлянов. Речи периной мягкою
Стелет рука железная – «свойское» католичество
Невским копьем отмечено. «С поля чужого ягода –
Зелье для края отчего!  Против орды язычников
Гожие ли союзники в прежних доспехах рыцари?
Корни сечь Православные  будут и  ятаганами
И, пострашнее, ересью – ишь вы, какие прыткие!
Лучше ужиться мирником с ханами-басурманами.
Не по плечу им Горнее  – помнят, как князь Черниговский
Дал за Творца Небесного голову на отсечение,
Не поклонившись тварному! Князь пред земными ликами
Духом восстал к Всевышнему!» – эти ли откровения
Княжий ответ созиждили, может, складнее мыслил он?
Папским легатам скатертью ляжет дорога дальняя.
Пару сапог в придачу им путь коротать до истины…
Нет, не по нраву Невскому линия «кардинальная» –               
Клин меж ордою-хищницей вбить и Отчизной раненой,
Веру предать отцовскую – Русь погубить Духовную!
Дал Бог стране Хранителя – где-то мечи, где пряники
Ворога успокоили, где-то – кресты церковные…


                VIII               

Весть скоротеча  выпалит – умер Батый! И… сызнова
Князю просить преемника дань отменить подушную.
Только в уделы русские будет отправлен численник.
Перепись населения станет добра ловушкою.
Воли поборник, Новгород, дань «сыроядцам» выплатить
Не пожелал с наместником – князем младым Василием,
Первенцем князя Невского. Нету страшнее выбора –
Князь приказал ослушника в Суздаль отправить силою.
Был он суров к советникам – ослеплены мятежники.
Спросят потомки в праздности – можно ли кровью малою
Жертвовать для великого?... Вижу глаза я впалые
Князя в мольбе за Родину, в них боль утрат – безбрежная…
Сердце мятется птицею в клетке златоордыевой:
«Что ж вы, бояре зоркие, дальше носов не видите?
Коршуны кровожадные – горлица-Русь коль вылетит–
Враз заклюют болезную! Дикой степи воители
Русь изорвут, и перышком выведут ваши правнуки
Азбуку чужестранную!Ради мошны отеческим, 
Русским укладом жертвовать?!? Можно ли, бессердечные,
Нашу голубку хрупкую втравливать в сечь неравную?»
Князь, видя сердцем дальнее, Русь сберегал от ближнего,
Не допуская вражьего когтя в нутро исконное!
Спас князь Державу Русскую, «я» низводя до ижицы.
И над Россией нынешней –  солнышко им зажженное!


                IX

Вижу я небо чистое,  слушаю Слово Божие
Под куполами синими, чувствую Землю Русскую!
Боже мой, все любимое Князем Благим  заложено!
В окнах Пресветлой Родины  даль огонька улусского.
Вдох ее – Православие! Выдох – Христовым именем!
Княжеской мудрой храбростью Русь до сих пор хранимая!       
Слушайте птиц заутреню, cлушайте Херувимскую,
Будто средь славных ангелов Бога «дориносимого» 
Здесь, на щите невидимом, Князь возвышает Господа!
Путь от борца до схимника Русь сберегал по-разному.
Меткие стрелы – грозные, меткое слово – ясное.
Точностью попадания всем сообразно роздано.
Ратью смиряя сильного, миром спасая слабую
Русь от врага «поганого», Князь растил самобытную,
Родину Православную! Имя его прославлено
Каждой родной былиночкой, солнечными ракитами
Возле часовни старенькой, монастырем Рождественским,
Было там отпевание – словно живой, Князь правую
Руку простер за грамотой, чтобы по небу шествовать
С чистой, как правда, совестью,  светлым, как утро раннее,
И озарять любимую Русь чистотой рассветною,
Теплой всходить надеждою в каждой душе молящейся!
Солнце его лучистое – всем свет любви дарящее!
Князя Святого подвиги –  нашей Руси бессмертие!




Портрет Александра Невского - миниатюра Царский Титулярник 1672 года: в 2 кн. – М.: Фонд Столярова, 2007, 1 кн. стр 29.

                Комментарии

В старинных летописях Великий Князь величается Храбрым.
  Княжича Александра обучали владеть мечом с пяти лет, и первым был меч из легкого дерева — липы. Источник: Шишов А. В. Александр Невский.   
  Лествица —  сочинение Иоанна Лествичника, которое состоит из 30 глав, «ступеней», по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.
  Сулица — короткое метательное копье. Упоминается впервые в «Слове о полку Игореве» (12 в.) как оружие русских и половцев и в русских летописях. Источник: Большая советская энциклопедия
  Шуйца —арх. левая рука, левица, противопол. десница, десная, правая рука, правица, правша. Источник: Толковый словарь Даля.
   Дерпт -  основан Ярославом Мудрым как город Юрьев в 1030  году в виде крепости для защиты от кочевников (ныне город Тарту).
  Брачная каша -  свадебный пир
  Дружки, каравайники, свечники, боярки, рожники, поезжане – свадебные чины Руси того времени. Дружка возглавляет поезд жениха, распоряжается свадьбой и следит за соблюдением  обычаев. Каравайники готовят и несут каравай, свечники держат свечи в церкви, боярки — спутницы невесты, рожники — родственники невесты, поезжане — родственники жениха.
   Ярл Биргер, Биргер Магнуссон— правитель Швеции
  Перед битвой в церкви Святой Софии князь Александр Ярославич, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже хвальный и праведный, Боже великий и крепкий, Боже превечный, сотворивый небо и землю и поставивый пределы языкам, и жити им повелевый, не преступая в чужие части... И ныне Владыко прещедрый!.. Слыши словеса гордого варвара сего, похваляющася разорити святую веру православную и пролити хоща кровь христианскую. Призри с небес и виждь и посети нас винограда Своего и суди обидящих мя, и возбрани борющихся со мною, и приими оружие и щит и стани в помощь мне, да не рекут врази наши, где есть Бог их? Ты бо еси Бог наш и на Тя уповаем».  Источник: Святой Александр/ Составитель А.В. Филимонова– М.: Сибирская Благозвонница 2012 – 251,
   Старейшине земли Ижорской, именем Пелгусий, поручена была ночная стража на море… Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру».  Источник: Святой Александр/ Составитель А.В. Филимонова– М.: Сибирская Благозвонница 2012 – 251, стр.35
  «Римляне побеждены и посрамлены! — радостно восклицали новгородцы, — … и в этом выражении, в этом названии побежденных врагов римлянами народный инстинкт верно угадал смысл нашествия. Народ прозревал здесь посягательство Запада на русскую народность и веру. Здесь, на берегах Невы, со стороны русских дан был первый славный отпор грозному движению германства и латинства на православный Восток, на святую Русь».   М.И. Хитров. Александр Невский – Великий князь.  
   «Осадив Псков, Александр взял его «изгоном» — внезапным набегом». Пичета В. И. Александр Невский  
  Летописи достаточно точно определяют  место битвы: «на Чудском озере, на Узмени, у Ворониа камени» Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 6. 1242—1289 гг. Стр. 83.

  Русский пяток – строй в виде римской цифры «V», то есть угла, обращённого отверстием к противнику.
  Рыцари построились «свиньёй»: самый мощный воин впереди, за ним — двое других, за теми — четверо, и так далее. Натиск такого клина был неотразим для легковооружённых русских, и Александр даже не пытался остановить удар немецкого войска. Напротив, он ослабил свой центр и дал возможность рыцарям прорвать его. Тем временем усиленные фланги русских атаковали оба крыла немецкого войска. Лев Гумилев. От Руси к России.  https://rbook.me/book/508284/read/page/98/.

     Чудь - собирательное название ряда финно-угорских племён и народов, воевавших вместе с немцами против Руси. 
  Аэр или аер - •стар., лат. воздух, атмосфера, мироколица; воздух теплый, вешний, чистый, свежий, здоровый.  Словарь Даля.  В Симеоновской летописи приводится такое описание битвы «И даша ратнии плещи свои и сечяхуть их гонящи, яко по аеру, и не бе им камо утечи»; перевод: И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать. Источник. Лебедев В.И., Тихомиров М. Н., , Сыроечковский В. Е. Хрестоматия по истории СССР. Т. 1. Глава VI Борьба русского народа с немецкими и шведскими захватчиками. 53. Летописный рассказ о борьбе с немецкими и шведскими рыцарями. https://www.litmir.me/br/?b=274982&p=43    
  «Будьте с князьями за один брат!» - такое наставление давал  Ярослав своим сыновьям»  Ю.К. Бегунов. «Александр Невский: Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя»  Москва: Молодая гвардия, 2003.
   «Не подобает ми, христианину сущу, кланятися твари, кроме Бога; но поклонитеся Святой Троице, Отцу, Сыну и Святому Духу, иже сотвори небо и землю, и море, и вся, яже в них суть». Так рассказывает Житие святого князя. Источник:
  Православная епархия учреждена в 1261 году митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом II по ходатайству великого князя Александра Невского с разрешения правителя Золотой Орды Берке с кафедрой в Сарай-Бату, столице Золотой Орды.
  Темник (от тьма — десять тысяч) — русское наименование воинского звания тумэнбаши в Золотой Орде.
  В 1246 году в Каракоруме (Монголия) погиб Ярослав Всеволодович, два его  сына, Александр и Андрей, отправились после посещения Батыя туда для получения ярлыков на княжение.
  Курултай — у монголов и татар всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов.
  Баскак — представитель монгольского хана в завоёванных землях, сборщик налогов.
  Неврюева рать (1252 год) – карательный поход золотоордынских войск под командованием царевича Неврюя против брата Александра Невского  – Андрея Ярославича. К сожалению, многие сейчас утверждают, что это нашествие было спровоцировано просьбой Александра Невского ради укрепления своей власти, что не подтверждено летописными источниками. На самом деле причиной стало непослушание Андрея и его отказ от сбора податей. 
  Потерпев поражение, Андрей убежал в Новгород; там его не приняли; изгнанник через Псков и Колывань (Ревель) убежал с женой в Швецию.
  Булла (лат. bulla – свинцовая печать) –  вид официального папского послания.
   Скоротеча – гонец, вестник, нарочный
  Численники – ордынцы, которые проводили перепись населения на завоеванных древнерусских землях. для уплаты дани («ордынский выход»). 
  В средневековье «улус» означал орду или военную дружину, в более широком, страну , например,  Золотая Орда  называлась Улус Джучи. Некоторые поселения современных Якутии и Бурятии до сих пор называются улусами.
  Херувимская песнь – песнь, которая поется на Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней великого Четвертка и Великой Субботы) во время совершения Великого входа.
  В Херувимской есть такие строки «Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми» — это образ из античного мира. Там было принято торжественно поднимать императора или победителей битвы на щите, поддерживаемом снизу копьями воинов. Здесь Бог — Небесный Царь, а ангелы — Его войско. Дориносима –  носимого копьями на щите.
  Погаными на Руси называли соседей-кочевников, исповедовавших многобожие,  это слово восходит к латинскому paganus — «языческий», «сельский». 
 В Русской Православной Церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы. Лист с текстом этой молитвы называется разрешительной или духовной грамотой.



 


Рецензии
Лена, какая же ты умница и труженица.Ведь написать такую вещь, эту историческую поэму о великом защитнике земли Русской, надо было "перелопатить" столько исторического материала, затем переложить его на язык поэзии, сохранив самобытность древне-русского языка, но так, чтобы он был интересен и доступен для восприятия.
Спасибо тебе за большую просветительскую работу! Твой поэтический талант неоценим.
С признательностью,
Валентина.

Валентина Шарикова   26.08.2021 15:42     Заявить о нарушении
Дорогая Валентиночка, нижайший поклон за твое время, добрый отклик и высокую оценку! Для меня твое мнение очень важно! Теплой, солнечной осени ( у нас пока дождит...)

С самыми добрыми пожеланиями,
Лена

Елена Царёва-Блохина   09.09.2021 00:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.