Сергей Фаустов. Экспертный обзор. Апрель-2021

Первый раз я был экспертом на БЛК 12 лет назад. Для поэзии это огромный срок, потому что она очень чувствительна к меняющемуся миру. За прошедшие годы не только поэзия изменилась, литературная критика успела исчезнуть, причем одновременно во всем мире. Как писали в журналах: "критики демонстрируют умение письма, но не умение критики". Существующие критические статьи представляют собой обзоры публикаций, сборников, но не анализ поэтического текста. Мы, однако, будем говорить не о критике, а о стихах, в соответствии с правилами Конкурса, хотя эти две категории совершенно неразрывны друг от друга. Поэзия идет впереди, а критика пытается не отставать. И вот уже возникает новая терминология: "темные места", "герменевтика подозрительности", "поэзия за пределами текста", это попытки поймать поэзию за хвост.
Перед тем, как перейти к конкурсантам и их стихам, надо сделать небольшое и необходимое отступление.
Вот на фото две машины одной марки (для наглядности разместил их на свое фото), но разной раскраски и оформления. Одна, имея изящные очертания и формы, была выкрашена линиями и отдельными пятнами так, чтобы подчеркнуть форму, идею, дизайнерскую концепцию автомобиля, его четкость, особенности и ярко выделяемые детали. Результат ее участия в мелких авариях и столкновениях сразу заметен.
Другой автомобиль - такой же марки и формы, но раскраска совершенно другая, она составлена из геометрических фигур разного цвета, преимущественно треугольников, которые скрывали и камуфлировали форму корпуса, причем сами треугольники содержали еще какие-то изображения, которые можно было, приблизившись, рассматривать. Таким образом, весь автомобиль представлялся нечеткой, неясной фигурой, фантомом, образом, не несущим никакой идеи кроме той, что нечеткость есть содержательная часть бытия этой машины, как информационный шум есть категория объективная, следовательно, познавательная, что "неправильность" - правильна, наконец. Она не выделялась среди многих других, наоборот, во время гонок она мимикрирует под неуловимость и расплывчатость быстрого движения, и от этого непонятно - она уже сталкивалась с другими или еще нет, были на ней вмятины или нет, она была незаметна.
Вот примерно то же самое происходит с современной поэзией.
Стихи сегодня насыщены теми мимикрирующими образами, способными сказать многое, но непонятное, содержат большой набор нечетких средств. На такие стихи невозможно писать рецензии, которые мы привыкли писать раньше. А новые писать еще не научились.
Скажу сразу - большая часть подборки из 36 стихотворений, это, используя приведенную аналогию - первый тип автомобиля с четкой формой, идеей, исполнением, необходимой прозрачностью замысла и исполнения. В них описано чувство, и это чувство нам знакомо.
Эти стихи привычны и комфортны, они узнаваемы, они могут содержать метафоры и приемы, очень нравящиеся читателям. Они не вызывают отторжения, в них нет "темных мест", они не вызывают удивления и потребности задуматься. Они все как бы предназначены для получения удовольствия и приятности, такой поэтический чилаут.
И это неудивительно, перед номинаторами именно такая стояла задача. Как говорил Юрий Лотман: "Культура - это система норм и правил, и наиболее значимых отклонений от них". Вот эти апрельские стихи и есть норма, а наиболее интересная, наиболее значимая и содержательная часть, связанная с отклонениями от норм и правил отсутствует.
Кроме нескольких стихотворений. Вот первое. Оно короткое и я приведу его полностью. Автор мне неизвестен, вся подборка для меня была анонимна.

№11. «Перед утром. Апрель»

На границе тишины,
В пол шестого
Жаворонки видят сны,
Дремлют совы.

Жизнь случится, и почти...
Всё случится.

Дремлет утро у ночи
На ключице.

Жизнь случится, но потом...

Близ Востока
Солнце прыгает с шестом
В руки Бога.

Здесь «пол-шестого» и «шестом» дают разгадку и объяснение какого-то второго скрытого стихотворения, не описанного словами, но подразумеваемого (подозреваемого) чувством. Новый день для жаворонков и сов будет длинным как жизнь, а для солнца это просто быстрый прыжок с шестом как на луче, как на стрелке часов. Замечательное стихотворение. 

Интересна попытка создать в одном произведении несколько стихов в №22 «Средь рытвин неба», буквально трехмерное стихотворение в страшной дремучей среде со многими ответвлениями смыслов. Это стихотворение можно прочитать несколько раз по-разному и каждый раз будет другим.

№7. «Калахари». Салман Рушди сказал: "Единственный человек, который видит картину целиком, это тот, кто выходит из кадра". Другими словами, сегодня литературный критик тот, кто при прочтении произведения выходит за пределы текста. Учитывая, что интерпретация основывается на предположении, что все тексты означают больше, чем говорят, можно сразу утверждать, что этот стих не про пустыню, не про верблюда, не про Будду. Стих прямо наставляет, как и куда надлежит выйти - "строго на запад", в цирковой романтизм юношества. В виртуальную миссию по типу "Буря в пустыне". Компьютерная игра завладела лирическим героем.

№ 33. «Эта Женщина». В каждом стихе есть что скрывать. Это стихотворение просто требует, чтобы были описаны отношения текста и контекста, тем более, что в конце стиха у читателя вообще отбирается ключ к пониманию:
Она уходит – гордая, ничья –
всё так же, по тропинке вдоль ручья.
Хотя здесь нет ручья и нет тропинки.

А что же тогда было? Что остается? Остается одна женщина, но таково и название. Это об одиночестве женщины, которую ЛГ не любит. Не любит за ее настойчивые расспросы о себе. Но он любит сэра Пола, Павича, то есть музыку и литературу, а женщине может предложить только армейские ботинки.

№21. «Куда захотим».
Просто грустный стих.


Итак, шорт лист*.

7. ЭМКЕЙ «Калахари»
http://stihi.ru/2020/10/01/305  квота ГР за редактирование отборочного тура

11. АНДРЕЙ ПШЕНКО «Перед утром. Апрель»
http://stihi.ru/2012/04/18/2100  отборочный тур для резидентов

21. НИНА ЗЛАКАЗОВА «Куда захотим»
http://stihi.ru/2019/12/30/9380  квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

22. ГРАЙ-ДИ «Средь рытвин неба»
http://stihi.ru/2021/04/08/3599  номинатор Ильдар Харисов

33. РАЙМОНИС «Эта Женщина»
http://stihi.ru/2021/01/28/9828  номинатор альманах "Витражи"


------------
*В шорт листе восстановлены полные ссылки на конкурсные произведения с номерами, под которыми они стояли в файле, направленном эксперту. – ГР БЛК


Рецензии
Какой наглядный обзор! И стильный... как эти автомобили.
Особо понравилось завершение обзора.
Спасибо Вам, эксперт!

Марина Намис   13.05.2021 21:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.