Сила Жизни Эссе

 СЕРГЕЙ  НОСОВ

                СИЛА  ЖИЗНИ
                ЭССЕ

 
       Поэтом я считал себя с юности и даже чуть ли не с  подросткового возраста (видимо чувствовал в себе пульсирующую неустанно  и властную «поэтическую жилку») но все решительно юношеские мои стихи были поразительным образом унылы и печальны…
      Да тогда я любил романтически грустить порой… Но все таки печальным и меланхолическим юношей и позже молодым человеком я вовсе не был - я был общителен, любил веселье и конечно любил общество молодых красивых девушек.
      А в стихах  я был - разочарованный Чарльд Гарольд ни больше ни меньше….   
      Причем хотя конечно же «оптимистическая» советская поэзия воспевавшая «дутую» радость жизни с радость труда на благо «социалистической Родины» меня не увлекала и увлекать не могла я все таки не играл тогда в этакого «декадента», отрицающего радость земной жизни и видящего всюду только «тление» и трагический разлад.
        Но из стихий жизни я мог поэтически уловить в эти ранние годы жизни веяние  только одной стихии бытия  - стихии вечной печали, вечной неустроенности земного существования.
       Освободиться от этой навязчивой печали в юношеских стихах я просто не умел сколько на самом деле не пытался это сделать -   тоска и печаль заполняли все  пространство моих тогдашних стихов как холодный осенний туман заполняет в природе низины полей и оврагов.
          И я сам от этого страдал на самом деле, в своем собственном поэтическом видении мира болезненно ощущая некую неизлечимую неполноценность.
         Дело в том что жизнь наполняет множество разноликих стихий… И стихия печали, и стихия радости, и стихия красоты… И многие другие веяния и стихии многоцветного земного бытия.
          Не все люди настроены на их волны и далеко не все умеют их остро чувствовать.
          Так как есть же в конце концов среди людей дальтоники зрению которых недоступны многие цвета…
            Поэт же и вообще творческий человек и человек искусства  должен быть не только особо чутким к веяниям окружающего мира, особого тонким в их  восприятии на уровне спонтанных чувств… Он должен уметь видеть и все великое многообразие мира - все его краски, и светлые и темные, и радостные и исполненные печали.
          Жизнь во всем ее величии и многообразии мы видим у Шекспира - и Шекспир для нас велик и вечен именно поэтому.
           Кафка например - певец черной тоски и неизбывного страха перед земным существованием, страха перед людьми и обществом и перед жизнью как таковой -  в сравнении с величием Шекспира НИКТО… Просто маленький человек, угнетенный своими больными кошмарами. 
             И наш великий Пушкин в сравнении с Шекспиром - не столь и велик… Как поэт Пушкин - певец одной лишь любви и радости бытия…
А пушкинская драматургия (те же «Маленькие трагедии» ) подражательна хотя и отмечена печатью гениальности на российском литературном небосклоне его эпохи.
      Не говоря уже о пушкинской прозе - она просто незначительна в широкой исторической перспективе. Это не «Анна Каренина» и не «Братья Карамазовы» если говорить даже только об одной  русской литературе.
            Все познается в сравнении.
           И величие таланта - в немалой мере состоит в  полноте и многообразии тех ликов жизни которые он видел и сумел выразить в своем творчестве.
            Однако, есть и еще критерий истинного и великого творчества - способность создать или воссоздать картины действительно живой жизни…
             Это на самом деле выглядит как  ДАР  НАСТОЯЩЕГО ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ.
           Как будто истинный писатель и истинный художник способен создать действительно живую жизнь, а не просто подражать образам и формам материальной жизни в своем творчестве, создавая вымышленных персонажей и вымышленные жизненные коллизии и драмы.
           Этим даром в наибольшей мере владел в России Лев Толстой.
            Не случайно например Теффи признавалась, что в девичестве была влюблена в князя Андрея Болконского,  одного из знаменитых героев «Войны и Мира» Толстого.
        А известный и до сих пор почитаемый мыслитель националистического толка Константин Леонтьев считал настоящим  русским героем придуманного Львом Толстым Вронского а не самого графа Льва Толстого, которого не любил и идеи которого осуждал.
              Иначе говоря литературный вымысел в те времена легко воспринимался как важнейшая часть реальной российской  действительности.
               И что это - наваждение? Колдовство больших литературных  талантов? Или все таки это - правда жизни которую чудесным образом поняли и выразили великие гениальные творцы..
              Мы думаем - более правы те кто убежден в том что писатель-творец ничего никогда не выдумывает… Он просто видит реальную жизнь  как мир теней и превращает эти «тени» в своем творчестве в живых людей, в их образы и судьбы.
               Пусть реально не было на свете именно такого князя Андрея Болконского каким он изображен в «Войне и мире» Толстого. Пусть не жил он как реальный человек в России  никогда.
               Но ведь существовало действительно в цивилизованной дворянской России немало реальных «теней» этого  замечательного образа  Толстого.
              И если бы не было впечатляющего образа князя Андрея в «Войне и Мире» вероятно прошли бы эти реальные его «тени» подобных князю Андрею людей по русской жизни более или менее незамеченными…
                Однако Толстой их увидел своим духовным взором … Увидел и преобразил в образе своего замечательного героя - и увековечил.
                Настоящему большому искусству дана роль выявления в мире того что мы обычно не видим, на что мы не обращаем внимания… И именно это часто оказывается и вечным и самым главным.
                Писатель, открывая в реальности потаенные миры незамеченного - меняет и саму реальность в действительности… В  эту  реальность он вносит как будто новое, хотя лишь открывает ее невидимые ранее пласты…
                Вот написал в наше уже время  выдающуюся бесспорно книгу «Жизнь насекомых» Пелевин…
                Но о чем она? О том что все мы - подобны  жалким насекомым в этом мире… И о том что жизнь наша так же проста, так же хрупка и так же ничтожна как жизнь насекомых…
                Чисто формально - вроде бы именно об этом книга Пелевина и написана..
                А на самом деле? - А на самом деле в ней чувствуется печаль и боль  Человека который понял наконец что он не центр  Вселенной, что не солнце вращается вокруг земли «как игрушка», а Земля вращается вокруг Солнца… И так далее.
               Человек эпохи древних диких племен  и человек Средних веков например при   всем том что его мог свалить нежданно какой-нибудь «морок» - чума или что-то иное подобное -  ощущал себя великим и непобедимым на земле…
               Что там эти звери, эти растения и «гады морские» во сравнению со мной  человеком…
               И вокруг себя человек прежних эпох создавал тоже великий вымышленный мир из богатств собственного воображения - Сын Бога мол являлся на землю… мол было «непорочное зачатие» (половой акт с самим Богом) некогда… мол творились и творятся великие чудеса… и мертвые «восстанут из могил»…
              Славно и величественно жилось в таком мире человеку.
              Однако  с двадцатого  столетия начиная этом прежний мир стал неумолимо разрушаться…
                И оказалось на самом деле что человек - пылинка на стене мироздания. И больше ничего.
                Больное и трагическое понимание этого и выразил Пелевин в замечательной книге «Жизнь насекомых».
                Но был ли Пелевин прав?
                Нет конечно! Никакой жизненной правды в том что Пелевин в этой вещи написал конечно же нет.
                Человек - не насекомое. Один человек «на всем белом свете» может ощутить глубину и радость бытия… И никто другой!
                Звериная радость и звериное счастье - это все пустяки в сравнении с тем счастьем которое способен испытать человек.
                Просто это стихийное счастье человека на земле очень трудно и понять и выразить - оно не имеет сугубо рациональных оснований.
                Но оно в то же время и величественно и удивительно.
                И выдающимся художникам дано это счастье земного существования человека постичь.
                В этом и есть значение великого искусства в жизни человеческой. И ни в чем ином - ни в социальном обличительстве, ни в богатстве безудержной фантазии…
                Любите жизнь и познавайте ее господа - через Искусство.    


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «КОЛЬЦО А», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/ WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ»  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019) , « Я ДУМАЮ, ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» (Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. Издательство «Перископ-Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 16-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   


Рецензии