Апология Декарта 12

       Современная эпоха характеризуется, на мой взгляд тремя крупными чертами. Эти черты показывают скорее всего наше метафизическое положение, нежели какое-то иное. Я перечислю эти черты и попытаюсь о них кое-то рассказать. Итак, нашей эпохе, нашему времени присуще следующее:

1. Открытие и попытка обретения полноты форм собственного существования.
2. Идеализм сознания (представления и рассудочной деятельности в любом виде).
3. Цифровой материализм.

      Каждый из этих пунктов может быть назван довольно существенным завоеванием, и всё же каждое из этих завоеваний приближается к нам с какой-то такой стороны, в какой ощущается замаскированный подвох. Как-будто на нас надвигается некоторая манящая, но неполная картинка великолепной жизни.
Возьмём первый пункт. Что значит существовать? Мы так много уже об этом говорили, и в связи с интернетом, и в связи с Лейбницем - так о чём же мы говорили?

     Существовать - значит иметь основание в чём-то отличном от тебя самого. Например, когда нам кажется, что мы существуем только благодаря себе самим - это лишь иллюзия. Вот я проснулся утром и ощущаю, что существую и мне хорошо, - но как же ты ощущаешь, что ты существуешь? А так, что птички поют, солнышко светит, постелька мягкая - через всё другое ты себя и ощущаешь - отличая его и себя. Находя себя среди всего другого. Поэтому ещё одно определение для существования это "различающееся" - существовать может только то, что различается. Неразличённое не существует, оно смешивается, теряется, не выделяется, не определяется и т.д. а безразличное для тебя не существует, потому что оно не наделено твоей энергией отношения - безразлично какая там сейчас собака бежит по двору, ты этого не знаешь и тебя это устраивает - этой собаки для тебя "не существует".

      Долгое время материальная зависимость человека не позволяла ему отличиться от многих факторов. В истории люди давно уже жили и живут "для себя", и понимают что значит этот термин, однако такое "для себя" никогда ещё в истории не было завершённым. Как мог жить для себя какой-нибудь крестьянин? Выполнять ту же самую работу только на своём участке - "для себя". А рабочий мог "закладывать за воротник", как только получал время "для себя". Все такие подобного рода "заботы о себе" продолжаются и поныне, их можно встретить в самых разных вариантах и в ХХI веке, и всё же, что-то кардинально поменялось в общей атмосфере нашей самонаправленности. Мы достигли некоторого рубежа освобождения от большинства различных материальных пут. Человек как бы более или менее окончательно выделился - отделился от земли, от рабочего места, от семьи, от традиций, и даже от социума - ведь основная проповедь, которую мы сейчас так рьяно проповедуем, это то, что нам никто не указ.

     Вот этого и требовалось существованию, чувству существования - более или менее ясно отличать себя от всего остального. Без сомнения это с нами уже произошло - как некоторый общественный, переживаемый факт. Мы настолько хорошо себя теперь от всего отличаем, что нас порой с трудом к чему-нибудь и прилепишь. Открытие самих себя, отделённых от всего остального, можно сказать, состоялось. "Мы не они", "я не ты", "мне это не нужно", " ты может быть и хочешь, а я нет" - слышится со всех сторон. И тут, говоря современным языком можно было бы сказать - "ну что же, это круто, без сомнения". И это действительно в определённом плане круто, и можно видимо, и удивиться, и обрадоваться.

     Но что теперь? В какую сторону может развиваться это новоявленное чувство? Песчинка спешит открыть мир, а также встретиться с другими песчинками, чтобы снова и снова отличить их от себя, а себя от них, и в этом моменте отличения испытать кайф существования. "Я попробовал вот это сделать и у меня получилось" - чувство того, что ты отличаешься от других и от нормы. "Я был там, там и там" - читай накопил огромный опыт существования - отличения. "А ещё нужно вот это испытать и вот это" - это тем, кто "тормозит" и не хочет наполнять себя разными неординарными привкусами существования. В идеале песчинка может встретиться с миллиардами других песчинок, будь то вещи или люди (в каком-то смысле всё равно) и накопить или пережить столько же оттенков своего существования.
Мы вступили в процесс, который сам по себе, в принципе бесконечен.
И вот эта часть должна была хотя бы кого-то напугать, но она всех радует. Её выдают за истинную бесконечность нашей природы.

     Существовать и осознавать что существуешь! - вот идеал нашей современной эпохи. И это твоя вершина, человек? Немногим раньше говорили хотя бы - почувствуй, что ты живёшь - речь шла хотя бы о том, чтобы быть живым - в это что-то вкладывали. Про то, что значит "быть" я уже вообще молчу, но сегодня забывается и "жить" - такого слова больше нет в нашем словаре, оно имеется лишь в "текстовой архаике".
Но не тот ли это самый человек, обнаруживший себя и счастливо моргающий от того глазами, как у Ницше? Этот "последний", счастливый человек? Тот самый, которому можно было бы отказать во всём, кроме того, что он, как ни крути, всё же продолжает существовать на Земле. Новый вид человека - не человек мыслящий, а человек существующий.

      
    По Лейбницу существование во всём прекрасно, но оно больно неизлечимым недугом - в существующем всегда есть одинаково равное, так называемое "одинаково существующее" - белое и чёрное, плохое и доброе, светлое и тёмное, и в самом плане существующего выяснить между ними отношения невозможно. Поэтому тот, кто существует гуляя по лесу и желая уединиться - существует в таком же роде, как и тот, кто врубил динамики и жарит в лесу шашлычки. Их существование вытесняет друг друга, но в плане существования невозможно решить что происходит, поскольку всё имеет право на то, чтобы существовать. Поэтому, говорит, Лейбниц, если вы скользите именно по плану существования и больше ничего знать не хотите, то имейте ввиду. что как только вы скажите здесь "да" - мгновенно найдётся на ваше "да" и некоторое "нет" - несомненно также существующее. Вот, всего лишь такая маленькая "проблемка" - грязное пятнышко на "чистом фоне" - посреди громогласных дифирамбов существованию!

     Так что всё было бы хорошо с нашим существованием, если бы мы помнили формулу Блаженного Августина: для человека возможны только три состояния - существовать, жить, понимать (мыслить, быть), и жить лучше, чем существовать, а понимать лучше, чем жить. Выполняется ли сегодня такая формула? Она настолько не выполняется, что не происходит даже никакого сравнения - чтобы проверить формулу Блаженного Августина - так ли это? Но как же можно проверить формулу, если о жизни и бытии вообще не идёт речь? С чем сравнивать? Современный человек зачастую даже не понимает с чем он должен сравнивать своё "существование" - создаётся такое впечатление, что для него в определённом смысле и вариантов нет.


Рецензии