Маргарита человек разумный часть 326

Маргарита человек разумный часть 326


Огненные змеи
«У огненного змея голова шаром, спина корытом и длинный-предлинный хвост – иногда до пяти сажен. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает, виден от земли не свыше сажени…» – так описывали незваного гостя в конце XIX века жители деревень Архангельской губернии. Как вылетал «змей» с кладбища, видели очень редко, но знали об этом все. В полночь никто из них не рисковал подойти к погосту…
Еще в ХIX веке ученые-этнографы обратили внимание на «поразительное распространение» рассказов об «огненных змеях», которые бытуют практически у всех народов. Особенно популярны они в Восточной Европе и на Балканах – там, где в XVIII веке разразилась невиданная эпидемия вампиризма.
В современной литературе по фольклору в основном делают упор на другом, более красочном и выигрышном аспекте «огненных змеев» – способности вступать в половую связь с опечаленными утратой близкого человека людьми или, точнее, внушать им идеальную иллюзию близости с недавно умершим или (иногда) «писаным красавцем». Однако нет-нет, да и мелькнут тревожные нотки – любовницы «змеев» начинают чахнуть и тихо сходят в могилку вслед за умершим родственником.
Во Владимирской области «змеев» называют «летунами».
«Впервые я встретил его в августе 1961 года в два часа ночи: фосфоресцирующий объект эллипсовидной формы летел над огородами деревенских домов, производя очень необычное зрелище – внутри него как будто что-то двигалось, а сзади тянулся сноп искр, – написал Б. Жариков из г. Рудуга. – Вскоре, развернувшись над одним из домов, он нырнул в дымовую трубу, а через три минуты появился оттуда, так же искрясь и сверкая, и улетел в ту сторону, откуда появился. Девушка, которая тогда была рядом со мной, находилась в полуобмороке от страха». («Призыв», г. Владимир, 17 декабря 1991 г.)
«Устойчивым компонентом текстов этого типа», то есть историй про «змеев» или любвеобильных покойников, «…является мотив о том, что от такой любви женщина худеет, бледнеет, чахнет, болеет, теряет жизненные силы, становится замкнутой, молчаливой и умирает или находит способ избавиться от вредоносного любовника», – пишет этнограф Л. Н. Виноградова, первой заметившая связь между вампиризмом и «змеями». – «В южнославянской традиции мотив о сексуальных связях демонических существ… соотносится прежде всего с мифическим огненным змеем и, кроме того, с вампиром – умершим мужем. По единичным свидетельствам, летающий змей мог проявлять и признаки, сближающие его с вампирами. Так, в некоторых быличках губительные для женщин последствия любовной связи объяснялись тем, что он высасывает из нее кровь, поэтому женщина бледнеет, чахнет и умирает…».
«У южных славян мотив половой связи с демоническим существом обычно также соотносится с вампиром, а кроме него, с персонажами типа змея», – подтверждает это наблюдение этнограф Е. Е. Левкиевская. – «Змей летает в виде огненного шара, веника, снопа и рассыпается искрами над тем домом, где живет его жертва… Любовь вампира, змея и самодивы (женский вариант «змея». – М. Г.) в балканских сказаниях имеет для человека одни и те же последствия… «Любовь» мифологического существа к человеку однозначно прочитывается как результат вампиризма… Характерно, что в некоторых быличках подчеркивается, что мифологический любовник не вступает со своей жертвой в собственно сексуальные отношения, а просто ложится рядом с ней и сосет из грудей молоко или кровь – мотив, характерный для вампира».
Снова и снова в фольклорных записях встречаются слова типа: «Она сохла, сохла, да и умерла» или «И станет как человек и каждую ночь ложится с ней. И становилась она худая, страшная, пожелтела. Ходил, ходил, да и задушил ее».
«Многие женщины, особенно в местах, живущих отхожим промыслом, передают священникам на исповеди, что их отсутствующие, а часто и умершие мужья являются к ним въяве и спят с ними, т. е. вступают в половое сношение, – записал этнограф С. В. Максимов в конце XIX века. – Сплошь и рядом не только вдовы, но и замужние женщины, войдя в доверие с любознательными школьными учительницами, рассказывают им о своих похождениях подобного рода со всеми подробностями. Более 20 сообщений этого рода получено нами из разнообразных местностей России. Изучающим деревенский быт или наблюдающим его по обязанности соседства часто доводится получать указания даже на те избы, куда летят огненные змеи и на тех женщин, с которыми они находятся в плотском сожитии.
Рассказы подобного рода чрезвычайно распространены, причем бросается в глаза удивительное однообразие частностей этого явления и его печальных, нередко трагических последствий. Хотя сама основа этого стойкого поверья лежит, несомненно, в существовании того явления природы, которое называется «огненными метеорами», но в глазах темного люда оно получило вид и характер верования в нечистую силу…».
Максимов, автор известной книги «Нечистая, неведомая и крестная сила», считал, что «змей» посещает «исключительно таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях». Любопытно, что если ближайшие родственники видят призрак «в натуральную величину» и признают в нем своего мужа, брата или сына, то посторонние люди, как правило, не видят вообще ничего или, в редких случаях, видят «нечто», напоминающее туман или «зыбкий черный столб». Однако в форме летящего по небу «огненного змея» это явление были способны наблюдать все свидетели.  Это можно было бы счесть очередным мифом, порождением богатой народной фантазии, если бы точно такие же события не происходили в наши дни! (Михаил Герштейн, Российский уфологический дайджест 68 / декабрь 2004).
Существо
Это произошло два года назад. Наша дача находится в маленькой деревушке во Владимирской области.
Местные жители рассказывали, что в далекие времена людей там живьем в землю закапывали по неизвестной до сих пор причине, много тогда народа погибло. Сейчас на том месте проходит трасса Москва-Нижний Новгород. Часто машины там работать отказываются, аварии бывают, фуры ломаются. Деревушка маленькая, тихая, ее с трассы сразу и не заметишь, зимой там остаются жить несколько бабушек, фонари не горят. Мы иногда зимой приезжаем печи протопить, прогреть дом. На повороте к трассе из деревни жила одна женщина пожилого возраста, все ее хорошо знали, ни с кем никогда не ругалась, врагов у нее не было.
В феврале мы в очередной раз приехали навестить наш домик и остались на ночь, рано утром поехали обратно, на выезде из деревни мы обнаружили труп той женщины, вызвали милицию. Она была голая, лишь пальто накинуто и задрано, словно ее тащили, ее обувь разбросана по дороге из деревни, и отгрызено полноги, которую так и не удалось найти, зрелище было ужасное, два дня я не могла отойти, перед глазами то и дело вставала страшная картина. В милиции это дело замяли, так и не разобрались, что произошло, смерть наступила около пяти утра. Что побудило ее выйти так рано, практически без одежды, почему и как она оказалась там, так и осталось неизвестным...
Я проводила на даче все лето, и часто приезжала туда осенью на выходные. Сверстников в моей деревне не было, поэтому гулять я ходила в соседнее село, путь лежал через поле в два километра, разделено оно было оврагом и маленьким лесочком. Я всегда возвращалась домой поздно ночью, а порой и одна. В ту ночь меня провожал друг. Мы шли молча, были сосредоточены на дороге, осенью особенно темно. Мы прошли чуть больше половины пути.
Слышу я звуки непонятные, сначала подумала, что это у друга в телефоне, может музыку слушает, да динамик хрипит, потом нет, что-то не то, попросила друга прибавить шаг, тот не понял в чем дело, видимо не услышал, но услышав нотку страха в моем голосе, все же ускорился. Слышу я снова те звуки, уже более отчетливо, теперь Дима, услышав то же самое, попросил меня идти быстрее. Мы шли быстрым шагом, прислушиваясь и оглядываясь по сторонам, до трассы, через которую уже был поворот в деревню, оставалось не далеко, но и не так близко, как хотелось бы в тот момент.
И тут раздался вопль, не человеческий, не походило ни на одно животное, словно один голос соединял в себе много других, но опять же нечеловеческих. Что-то орало, вопило, хрипело и рычало одновременно, это трудно описать. Дима кричит: «Беги!», ноги от страха стали ватными, в глазах помутнело, но услышав, как вопль начал стремительно приближаться, причем шороха высокой и сухой травы слышно не было, я рванула что было сил.
Мы перебежали трассу, встали на повороте в деревню, чтобы отдышаться и через дорогу услышали завершающий, как бы падающий крик, от высокой ноты до низкого рычания, и помчались к моему дому. Мы долго не разговаривали, мы не могли придти в себя после случившегося. Лишь через час, как нам показалось, мы смогли поговорить. Домой друг возвращался через трассу, так дольше, но безопаснее. А я долго не могла уснуть, думая о том, что за существо там было... Совсем недавно, буквально неделю назад, услышала от жителей того села, что у них там кошки пропадать стали, находят, говорят, с выеденным брюхом и с высосанной кровью, а вчера стало известно, что и собак поело, и не слышно было чтобы собака лаяла, рычала или скулила, никаких следов борьбы не было...


Рецензии