В Дрезденской галерее

- Чегой-то нас оставили здесь,братцы,
Гляди,полки потопали вперёд.
Нам фрица гнать,нам надобно сражаться.
На кой же тут оставили наш взвод?

- На то приказ,не слыхивал,дубина?
Нам ценности приказано спасать.
Музей,не видишь,ну а в ём картины.
Успеешь,молодЕц,повоевать.

- Ох,ценности,весьма они некстати,
Кому картины нонче тут нужны?
А енто что,икона вроде,батя?
- Картины мастеров,они важны.

Вот эта вот "Мадонна" Рафаэля,
Художник вроде в древние века.
Держи давай,а то мы не успеем
До вечера управиться пока

Ты будешь задавать свои вопросы.
Не стой столбом,а ну-ка подсоби.
- Да погоди,упала папироса.
Погодь,возьму,смотри не наступи.

Так это Рафаэль?Ну это ж надо!
Не приходилось раньше мне видать.
- А может Микеланджело...Ох,гады,
Ну это надо,всё с землёй ровнять,

Союзнички,ну их лихую душу!
Так воевать,недорого возьмёшь.
Ну что за мода,всё кругом разрушить?
- А по другому как?Ну ты даёшь!

Да будь на это всё моя бы воля,
Прошёлся по Германии огнём.
Вот это было б для души раздолье!
А ну-ка,подсвети мне фонарём...

Ну разве я не прав,скажи-ка,батя?
- Дурак ты,паря,вот что я скажу.
И хоть двоих моих убили братьев,
А злобой нынче всё же не дышу.

Не все посередь немцев виноваты,
Там позже разберут кого куда.
А вот дойти б до Гитлера пенатов
И с ним "поговорить",вот это да.

Ну ладно,всё,просовывай верёвку...
Конец поймал...Подняли,понесли...
- Однако,батя,ты довольно ловкий.
- Попридержи язык.Ну,раз,два,три!

     *     *     *

Бойцы кряхтели и потели спины.
Кляня фашиста,поминая мать
Несли они немецкие картины.
О,русские,вас немцам не понять!


Спасение Дрезденской галереи

Сейчас уже мало где можно узнать о том, какое культурное наследие смогла сохранить Красная Армия продвигаясь вперед к Берлину. В советское время детям в школе учителя наверняка рассказывали о том как советские войска спасли коллекцию Дрезденской галереи.

После полного уничтожения города британскими бомбардировщиками, город превратился в руины. Не было никаких сомнений в том, что это был акт устрашения. Союзники прекрасно знали о том, что город вот-вот перейдет к советским войскам. За несколько дней от авиаударов погибли по разным оценкам до половины мирных жителей Дрездена. Цифры жертв очень сильно разнятся – от 35 тысяч до 300 и даже пятисот тысяч. Дрезден бомбили меньше всего за всю войну, поэтому туда стекались беженцы, боявшиеся бомбежек. Сколько было их в городе 13 сентября до сих пор неизвестно.

Когда советская армия вошла в разрушенный город, было очевидно, что картины Дрезденской галереи погибли в пожаре. Однако, несмотря на это, маршал Конев приказал солдатам 1-го Украинского фронта начали поиски картин.

О первых же находках был поставлен в известность командующий фронтом маршал Конев, который дал телеграмму в Москву и выделил в помощь 164-му батальону специальную команду и опытных людей. После чего в Дрезден был послан эксперт Комитета по делам искусств искусствовед Наталья Соколова. Затем в течение нескольких дней была сформирована бригада художников. 16 мая бригада вылетела в Германию. После чего началась эвакуация картин из штолен Покау-Ленгефельд. Картины извлекали из штольни по цепочке, передавая из рук в руки. Первой была «Вирсавия» Рубенса, одна из поздних его картин. Влага и низкая температура местами вздули красочный слой. Потом из штольни были извлечены автопортреты Рубенса и Ван Дейка, произведения Боттичелли, Дюрера, Кранаха, Гомбейна, Тициана, Корреджо и других великих мастеров. Всего в штольне было 350 картин.

"Сикстинской Мадонне" повезло - ее сумели упаковать в ящике, который не разу не вскрывали. В разрушенном Дрездене не было помещения, в которое можно было бы свозить найденные картины. Командование фронтом выделило летнюю резиденцию саксонских королей в Пильнице, расположенную в 8 километрах от Дрездена. Были присланы и специально оборудованы машины для перевозки картин. Каждая машина грузилась под наблюдением художников, они же сопровождали и руководили разгрузкой в Пильнице. Ночевали в тайниках и во дворце, руководя охраной, выделенной из воинских частей. Одним из первых перевезли ящик как позже оказалось стал именно шедевр Рафаэля.

Специальном эшелоном великие произведения искусства были перевезены на реставрацию в Москву. Только спустя десять лет кропотливой работы картины начали перевозить обратно в Дрезден.В 1955 г. Дрезденской картинной галереи передали 1240 спасенных шедевров и 3 июня 1956 года картины были выставлены в Дрездене, а в 1958 году, к празднованию 400-летия основания Дрезденских музеев (1960) состоялся второй этап передачи произведений, находившихся на реставрации в СССР.


Рецензии