Апология Декарта 10

     Необходимо сказать ещё много слов по поводу того, почему мышление это не мозг, не сознание и не существование, но я прекрасно понимаю, что всех необходимых слов не скажешь, поэтому скажу главные. О мозге речь у нас уже шла, и мозг настолько же не мышление насколько компьютер не интернет. Ведь мы же понимаем, что компьютер это не интернет и что телефон это не интернет, интернет проходит через телефон и компьютер, базируется на них, но он по своему существу есть нечто иное, нежели они, и поэтому вчера был только компьютер, а сегодня уже и телефон, а завтра, может быть голограммная связь - кто знает? Вот также и с мышлением и мозгом, наша природа нашла одно решение этой задачи: мышление протекает через мозг, но опять же, оно протекает ещё и через руку, глаз, гортань и прямохождение. Во всех этих пунктах мышление есть, но оно в них есть таким образом, что оно не есть сами эти пункты.

    Смысл интернета - в том, что мы в нём "сидим", никакие кабели и сети не могут создать феномен "интернета" в изоляции от человека, мы сами - неустранимая добавка к данному феномену. Поэтому по своему существу интернет - это не компьютер, не телефон, не сети и кабели, это - всеобщая и тотальная сообщаемость человека в виртуальном пространстве. Не стоит принимать её за что-то, ею не являющееся. И мышление не стоит путать ни с чем из того, что его поддерживает.

    Интернет - это виртуальное человечество, взятое в совокупности всех возможных форм существования - как культурное, так и эмпирическое, как идеальное, так и реальное (наполненное мыслью). Виртуальное - особая категория, она одинаково выдерживает сообщение о нашем последнем походе в туалет рядом с сообщениями о мировых шедеврах, это означает, что она всеобщим образом обезразличена в некоторой своей самобытной дрейфующей ёмкости.

    Допустим на нашей планете, природа нашлась поместить мышление именно в мозг, но это вовсе не означает, что на другой планете, мышление также будет обязательно представлено мозгом. В самом известном и популярном произведении Лемма "Солярис" показано как мыслит весь океан. Мы скажем, что это фантастика. Но эта фантастика родилась из нашего понимания того, что в Космосе не обязательно всё также, как у нас. На чужой планете мышление оказалось заключённым или поддерживаемым не отдельным органом и даже не отдельным телом, а целой стихией. Почему бы и нет? Существуют ли какие-нибудь ограничения, которые не допустили бы нас представлять подобные формы?

    Итак, если вам кажется, что мозг больше всего напоминает компьютер, то не забудьте тогда о том, что мышление, это не компьютер, а скорее - интернет. Естественно, я говорю здесь аналогиями. Но у меня нет другой возможности оторвать наше представление от того, что с ним слиплось.
    Поскольку на планете Земля в человека развивались высшие приматы, то "материалом" их тел уже было нерушимо прописано, что земное мышление будет в основном базироваться на нервной системе и головном мозге. Но самому мышлению (простите за каламбур) хватает ума понять, что оно, мышление, как таковое в космических масштабах, не зависимо от мозга, и даже в человеческом варианте, никогда не отождествляется с ним, но имеет его лишь как свою "опорную точку".
К сожалению, мы так мало задумываемся об этом, что представляя себе инопланетные цивилизации, мы рисуем инопланетян то прямо антропоморфными с небольшими видоизменениями, то какими-то похожими на насекомых или амфибий. Но, господа, хорошие, насекомые и амфибии это всё та же самая ветка решения задач - наша земная ветка - ведь насекомые, и амфибии имеют ту же самую нервную систему с тенденцией её увенчания мозгом, а следовательно, если бы они победили в своё время приматов, это всё равно был бы земной вариант. Но почему же мы думаем, что к нам обязательно прилетит один из земных вариантов?

    А мыслящую протоплазму не хотите? А кристаллическое мышление? Докажите мне, что это невозможно. Я не знаю потенциальных возможностей нашего безграничного Космоса, зато я знаю наверняка, что мышление это не мозг, и поэтому если я не встречу мозг я не совершу непоправимой ошибки и не убью "неразумное инопланетное существо".
    А убью я его, только если действую "мозговой извилиной", а не мышлением. Если у меня "записалось на корочке", а потом дальше по плану также одинаково пишется, тогда - убью, и даже не замечу, что убил мыслящее существо.
По каким же признакам отличать мышление от отсутствия оного? - если вы так спросите меня, то уже сделаете шаг вперёд.

    Вместе с интернетом человечество вступило в виртуальную эру своего существования, эта эра характеризуется существованием во всех формах своей возможности. Если пользоваться терминологией Лейбница, то это все "со-возможные миры" вместе и сразу. Лишь одного нет в этих мирах - того, что именуется термином "невозможное". Со-возможные миры вырастают из одного древа "разрешимости", не со-возможные миры этой же "разрешимостью" отсекаются - мы лишь одна ветвь загадочной разрешимости космических задач, но то, что остаётся в глубине Космоса его тайной и так манит и притягивает нас к себе, скорее достойно названия "невозможного", лежащего за пределами всякой разрешимости. И вот этого интернет сам по себе не может иметь, это вносим в него мы сами. Или не вносим. Не как вот эти человеки, а как дети Космоса, универсума - мы не исчерпываемся интернетом. Существующее реально и существующее виртуально не так далеко уходят друг от друга по содержанию. В виртуальном я быстрее, лучше и сильнее осуществляю то, что имеет свою возможность в принципе и в реальном, но чьё осуществление там крайне затруднено.

    Однако мышление способно перепрыгнуть любой барьер просто существующего - с "ещё не существующим" оно работает не хуже, чем с "уже существующим", мышление так же, как и бытие, напоминает больше всего что-то невозможное, что ни в каком существующем нельзя увидеть как "вот это существующее". Ведь мысль - где она существует - в картине, в предмете, в человеке, в нейронах? Да ни в чём из этого! Но также и во всём, что мы перечислили. Потому что мышление выглядит "ускользающим" в зоне существования.


Рецензии