Маргарита человек разумный часть 292

Маргарита человек разумный часть 292

Башкирская мифология
Башкирская мифология, комплекс древних доисламских представлений и верований башкирского народа, сохранившийся в фольклоре, обрядности и некоторых элементах народного декоративного искусства. В этих представлениях объединяются разновременные пласты, связанные с тотемизмом, культом животных (медведя, волка, орла и др.), анимизмом, одухотворением природы (поклонение горам, пещерам, деревьям) и др.
Из письменных источников наиболее полное представление о древнебашкирской мифологии дают сведения арабского миссионера Ахмеда Ибн Фадлана о существовании у башкир двенадцати божеств, культов неживой и живой природы: «Мы видели, как одна группа поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям Мне сообщили, что они (башкиры) когда-то вели войну с какими-то людьми из числа их врагов, причем враги обратили их в бегство, и что журавли закричали позади их врагов, так, что они испугались и сами обратились в бегство… Поэтому башкиры стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти журавли наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов».
Очень древние пласты башкирской мифологии представлены в эпических памятниках «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу» и др. (мифы о возникновении земли и небесных светил, происхождении людей и миропорядка, о верховных божествах Тенгри, Хумаи, Ер-хыу и др.). Ислам вытеснил из башкирской культуры многие древние верования и мифологические сюжеты, сейчас их можно лишь отчасти реконструировать по особенностям ритуалов, обрядов, сказочным образам и сюжетам, декоративному орнаменту. Так, с культом воды как источника жизни связаны ритуальные обливания водой во время весенне-летних обрядов моления дождю. В обычае закапывать в землю горсть зерна или другой пищи, разбрызгивать по земле кровь убитых животных отчетливо видны следы древних ритуалов жертвоприношения.
В башкирском фольклоре хорошо сохранились следы культа дерева и животных. Деревья представлялись вместилищами духов различных типов – духов-хозяев, злых духов, духовпредков. Рядом с ними устраивали жертвоприношения – у корней лили кумыс, в расщелины и дупла клали деньги, наконечники стрел и т.п. С культом птиц были связаны весенние праздники башкир – «каргатуй» и «кукушкин чай». Ученый-географ XVIII века И.Г. Георги писал о существовании у башкир колдунов (сихырсы), умеющих предсказывать будущее. Колдуны читали прошлое по «черным книгам», которые можно было получить только продав свою душу темным силам.
Известный этнограф С.И. Руденко приводит любопытную легенду о происхождении рода шайтан-кудей от молодого башкира, сумевшего увести у шурале-лешего его молодую жену. Башкирская мифология содержит своеобразные представления о душе: она представлялась как неопределенной формы белый комок или муха, странствующая во время сна или болезни человека. Душа, оставшаяся на земле после смерти человека, называлась «убыр». Днем она могла принять вид старухи, а ночью – летучей мыши с человеческим лицом. Ночью убыр летала над землей и насылала несчастья, болезни, пила кровь и т.п.
Чтобы нейтрализовать действие злых сил, башкиры-язычники вкалывали в ступню покойника иглу. Как злые духи выступали также албасты, аждаха, ен и др. К демоническим существам относились шурале, бисура, юха, пярий. Наиболее доброжелательными считались духи-хозяева, духи воды, горы и др. Каждое башкирское племя или род имело свое священное дерево и птицу. Например, у племени усерган священным деревом была рябина, птицей - журавль, у рода яик-суби-мин - береза и орел, у рода илькей-мин - дуб и ястреб. Усерганам нельзя было убивать журавлей, рубить рябину, иначе, считалось, падет несчастье на всех людей племени. Минцы в оперение стрел вставляли перья тотемной птицы. В трансформированном виде некоторые из этих представлений бытуют у башкир до сих пор.
Шурале - лесной любитель щекотки
«Был бы лес, а леший будет» (русская пословица).
Многим людям известна популярная сказка про «Шурале», изложенная знаменитым татарским поэтом Габдуллой Тукаем. Сюжет у неё следующий. Один джигит из деревни Кырлай, поехал в лес ночью в полнолуние за дровами. Там ему и встретился Шурале, который его решил защекотать до смерти. Но парень, не будь промах, попросил нечистого помочь перенести бревно на телегу, а когда наивный лесной житель сунул пальцы в щель бревна, джигит выбил клин, защемив пальцы Шурале в колоде.  Кто же он, этот Шурале? Действительно ли это просто сказка или эта история имеет реальную основу?
Шурале - это татарский леший (лесной дух). Он встречается в татарских и башкирских мифах и легендах. Считается, что лешие - это потомки людей, не принявших ислам или умерших преждевременной, насильственной смертью и не обретших покой в могиле. Обычно для лешего характерны рога и козлиные ноги, длинные растрепанные волосы и большая седая борода. Одет он чаще всего в белую рубаху или балахон, на ногах лапти, а на голове широкая большая шляпа. Рост он меняет в зависимости от того, где он находится. В лесу он вровень с самыми высокими деревьями, а на лугу или поляне - он вровень с травой. Леший может явиться в виде зверя, птицы, жеребца, человека и даже гриба.
Но внешний же вид Шурале более своеобразен. «Он похож на человека, очень тонкий и нагой, узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной. У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых, десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых». Общее поведение леших сходно. Они воруют детей, оставленных без присмотра, сбивают человека с пути, пугают хохотом. Шурале отличается тем, что заманивает только неопытных и одиноких.
На вопросы он никогда не отвечает, но сам любит спрашивать. Ни в коем случае не следует отвечать ему и вообще открывать рот. Как только Шурале увидит у человека зубы - начинает щекотать его и щекочет до смерти. (Именно так убивают свои жертвы кикиморы и русалки). Спастись от него можно, перейдя на другой берег реки или ручья, потому что он боится воды. Или же предложить игру в щель, на что он обычно соглашается, как в стихотворении Г. Тукая.
Сказка-поэма Г. Тукая «Шурале» (1907 г.), несомненно, связана с Кырлаем. Аул Кырлай был расположен по обоим берегам небольшого ручейка в лощине, и окружали его смешанные леса. «Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай. Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край…». Здесь будущий поэт прожил в детстве с 1892 по 1894 год. Сейчас в селе Новый Кырлай (Арский район) литературно-мемориальный комплекс Г. Тукая. Лицо музея определяет тема «Шурале» - центрального образа в творчестве поэта.
Именно в Кырлае он и услышал эту легенду. Один из современников Г. Тукая, рассказывал: «Габдулла любил щекотать других, как Шурале. Неподалеку от нас стояла бедная деревенька Новый Менгер. Поговаривали, что жители этой деревни забили насмерть Шурале, потому, мол, они такие и бедные. Очевидно, что Габдулла слышал и об этом».
Скорее всего, подобные легенды были распространены во многих местах. В них говорится, что Шурале очень любит ездить на хороших лошадях. Если на опушке леса пасется табун, непременно выберет самого хорошего коня и скачет на нем до тех пор, пока конь не издохнет. В старину многих Шурале изловили, намазав спину лошадей смолой, и те привозили Шурале в деревню. Но жителей деревень, которые расправились с Шурале, постигало его проклятие.
Вот один рассказ: - Жители одного починка (сельского поселения), находившегося вблизи леса, много потерпев от нападений Шурале на их лошадей, ухитрились поймать его. Они намазали спину самого хорошего коня смолой и пустили в табун. Вечером видят, что на этом самом коне сломя голову несется Шурале в облике женщины. Конь полным ходом прискакал прямо в починок. Вся деревня сбежалась посмотреть на чудовище. Шурале сидел на лошади задом наперед, совсем без платья и все ревел. Голова маленькая, волосы короткие, глаза большие, груди как у женщины.
На вопросы он не отвечал, а только ревел: «Былтыр кысты!» При виде такого всадника все изумились и поначалу не знали, как с ним поступить. В итоге, решили на сходе сжечь его на костре. Перед казнью Шурале жалостно просил отпустить его, но просьбу эту не исполнили. За это Шурале проклял своих погубителей. Жители этого починка стали жить очень бедно. Число дворов в нем не превышает пятнадцати, никто не имеет двух изб и запасов хлеба. Живут бесшабашно, не думая о завтрашнем дне. И объясняют это тем, что их прадеды казнили Шурале, а он перед этим проклял их самих и все потомство.
Российские исследователи снежного человека (Д. Виноградова, Н. Непомнящий, А. Новиков) пришли к интересному выводу. Они считают, что общее название темной нечисти - это черт. А каждая нечисть - леший, домовой, водяной, русалка, кикимора, банник и пр. - получала название в зависимости от времени или места встречи с ней, хотя на самом деле это один и тот же зоологический объект (снежный человек).
В преданиях они все имеют сходную внешность. К примеру, «черт - это черный человек в шерсти», «он как человек, но волосатый, косматый». Пословицы и поговорки, в отличии от сказок не содержат вымысла. Это словосочетания, выражающие общее бесспорное суждение - итог житейского опыта. У В. Даля найдено много подтверждений в виде пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «все черти одной шерсти», «леший живет, остроголовый, мохнатый», «все люди, как люди, только черт в колпаке».
Эту непонятную деталь внешности - заостренность головы - устное творчество, передавая от человека к человеку, сделало всем понятными рогами. Эта же особенность как один из характерных признаков гоминоида сильно преувеличена на лубочных картинках с изображениями водяного и лешего. Её мы и замечаем у Шурале в виде рога.
Сопоставление внешности мифологического персонажа со снежным человеком можно продолжать долго: внешность будет совпадать почти всегда. Поэтому ученые считают, что «персонаж из области мифологии потому и возник, что издавна рядом с людьми существовали подобные нелюди - не люди». В соседних республиках от Татарстана имеются свидетельства проявления гоминоида. К примеру, в Башкирии несколько конюхов преследовали примата - большого, черного. С вилами и лопатами. Он дошел до белой стены и … исчез.
А в Марий Эл есть сказка - с лесной реки Ветлуги - притока Волги. Там, по преданию, появился в прибрежных болотах злой дух. В ночь, когда зарождалась новая луна, он налетал на села и уносил в свое болотное царство девушек. Никто не мог помешать ему - злодея нельзя было увидеть. Но она оказалась основана на реальных фактах. Г. М. Хвановым было отмечено, что между реками Ветлуга и Керженец очень низкая плотность населения. Там есть жертвенные рощи, сохранились языческие обряды, есть места, куда люди не ходят, потому что там живет леший.
Итак, неужели Шурале мог быть снежным человеком? Если опираться на гипотезу российских ученых, то можно предположить, что некий местный гоминид проживал в лесах Татарии и Башкирии, иначе не было бы легенд. К сожалению, легенды достаточно образно передают его описание внешности. И трудно понять, где же правда, а где вымысел, которые неразрывно переплелись между собой.
И это затрудняет возможность определить, что же это было за существо, так сильно поразившее людей, живших в татарских деревнях. Вывод можно сделать следующий: персонаж из области мифологии потому и возник, что издавна рядом с людьми существовали подобные нелюди - не люди. (Петрова Мария).


Рецензии