Маргарита человек разумный часть 289

Маргарита человек разумный часть 289

Страшные следы
В 1993 году с февраля по май месяц волею судьбы мне пришлось жить одному в целой деревне. Деревня называлась Лача: стояла она на берегу реки Лозьва в пятнадцати километрах от самой высокой вершины Уральских гор под названием «Денежкин камень». Жилых домов было 10, развалин примерно тоже с десяток, только деревенский клуб целый. Рядом проходила дорога Ивдель - Понил.
По дороге можно было ездить только зимой (зимник). Была еще рация, на связь выходил утром и вечером. Раз в неделю ходил за продуктами за 30 км на станцию Глухариное. Но вот зимника не стало, хотя лед еще не ушел. Ко мне приехал из села Глухариное гость Петрович, чтобы сходить на рыбалку. Недалеко, километрах в трех, был родник – исток речушки Шипичка с минеральной водой.
В тот день Петрович отправился проверять свои сети, а я пошел за минеральной водой. Прошел километра два, со мной была моя собака Тузик. Вдруг Тузик стал прижиматься к моим ногам. Я стал оглядываться и увидел огромные следы  «человеческих» ног – раз в пять больше наших. Я испугался, не стал дальше идти, вернулся в деревню.
Петрович уже пришел, вскипятил чай. За чаем я рассказал об увиденном. А он мне в ответ такую историю поведал. В тех краях в одной деревне жила женщина одинокая средних лет. В конце лета она пошла по ягоды и исчезла. Ее никто и не искал. Месяца через два, уже осенью,  вернулась брюхатая. К весне она снова исчезла и больше ее никто не видел.
А  лет через пять охотники, да и простые крестьяне, кто в лес ходил, стали встречать странных людей – подобных медведям. Зимой не спящих  и ходящих на задних лапах. И следы у них были человеческие, только очень большие, говорил Петрович. Так, может, и следы те, которые я увидел, были от одного из этих «людей». Чего только не бывает… (Такиуллин З.Р., Башкортостан).

Русалки в башкирском озере Карагайкуль
Эта история случилась с уфимкой Ксенией Семеновой. Она рассказала о том, как во время отдыха в Учалинском районе ее мужа едва не похитили русалки. Эту историю Ксения описала в своем письме, опубликованном на сайте «Новости Уфы и Башкирии».
«Мы с мужем во время отпуска решили побывать в Аркаиме и попутно навестить знаменитый Учалинский Стоунхендж. Поехали на своем автомобиле. Во время пребывания там нам рассказали об озере Карагайкуль, которое еще называют Ворожеич, в котором якобы живут русалки. Муж загорелся идеей посетить это таинственное место. Но я стала его обговаривать, потому что нам нужно было торопиться в Уфу, там ждали дела, да и каким-то шестым чувством почуяла неладное. Тем не менее я уступила его настойчивости, и мы поехали к этому озеру.
Когда мы приехали на озеро, я не пожалела, что туда попала. Прекрасный водоем был особенно красив на закате, когда солнце отражается в водной глади, по которой плавают изящные белые лилии. Обстановка и в самом деле располагала к тому, чтобы появились русалки. Хозяин дома, в котором мы остановились переночевать, позвал нас на ночную рыбалку. Мы согласились, потому что посчитали, что с местным жителем будет не так жутко, ведь он всю вокруг знает.
В итоге мы хорошо посидели на природе, мужчины порыбачили вечером, мы сварили уху, муж с компаньоном распили бутылку водки, рассказывали много историй, анекдотов, сидели допоздна у костра. Наш новый знакомый рассказал нам и про русалок. Якобы бывали случаи, когда пропадали приезжие рыбаки, некоторые возвращались через несколько дней и говорили, что ничего не помнили. Но есть и такие, что пропал совсем, без вести. Видимо, они пошли на зов русалок и попали к ним в плен навсегда.
По его словам, русалки – это девушки-утопленницы, которые покончили с собой. Кинувшись в это озеро из-за несчастливой любви. А еще в этом озере якобы стонут по ночам мертвецы на дне. Они страдают, потому что много лет назад жадные люди разрушили кладбище, когда искали золотое месторождение, и раскидали кости усопших.
Я слушала и чувствовала, как где-то внутри появился холодок страха. Но постепенно сон сморил меня, и я уползла спать в палатку.
Утром меня разбудил наш спутник и рассказал, что мой муж куда-то пропал. Я перепугалась и стала бегать по берегу и кричать его. Так продолжалось около двух часов. Телефон ловил там плохо, так что мы даже не могли позвать на помощь кого-нибудь. Мы решили ехать в деревню, чтобы оттуда позвонить в полицию и организовать поиск мужа. Я все время вспоминала легенду про русалок, которые похищают чужих мужей.
Мы добрались до деревни и вызвали полицию. Еще примерно час ждали участкового, потом он договаривались с председателем сельсовета, чтобы помог собрать людей на поиски мужа. И тут он явился сам. Он был весь мокрый. Рассказал, что не очень хорошо помнит, что произошло. Сначала он удил рыбу. Но потом задремал и прилег на теплый камень, на котором сидел. А вот дальше муж рассказал, что якобы услышал сквозь сын очень красиво пение, он приподнял голову и увидел над водой прозрачный  силуэт.
Присмотревшись он увидел полуобнаженную девушку с длинными белыми волосами, которая собирала кувшинки и плела из них венок. Муж боялся пошевелиться, чтобы она его не заметила. Так и просидел до утра, наблюдая за удивительной картиной. А под утро, когда рассвело и девушка уплыла куда-то в глубину озера, муж заснул.
Потом он проснулся и пошел к месту, где мы остановились, но заблудился. И все это время пока он ходил по лесу, ему казалось, что он слышал тихий женский смех. Один раз он пошел на этот звук и провалился в воду. Потом он еле-еле вышел из леса на дорогу и добрался до деревни. Сельчане сказали, что мужу очень повезло, потому что русалка просто поиграла немного с ним, а могла бы и надолго забрать с собой и навсегда. Когда мы приехали домой и рассказали о происшедшем, друзья стали над нами прикалываться. Но я теперь и не знаю, верить ли на самом деле в русалок. Мужу я верю. Значит, и русалки существуют?», - писала Ксения Семенова.
В редакции сайта попытались прояснить ситуацию и попросили прокомментировать это письмо блогера и краеведа Антона Сибагатуллина. «Данное озеро не зря окружено легендами. И два названия у него тоже не зря – Карагайкуль и Ворожеич. С 1965 года оно официально признано природным памятником. Местные жители очень любят ходить сюда на рыбалку, приезжают туристы и разбивают лагерь на несколько дней. По берегам Карагайки есть выходы мрамора и яшмы.
У озера сложное дно, которое не раз изучали водолазы: в центре вода чистая, а у берегов - глубокий ил. Там растут реликтовые растения, в том числе редкие 24-листные белые лилии, которые традиционно связаны с русалками-утопленницами. Историй про пропавших мужчин, которых якобы заманили русалки, вам тут расскажут несметное количество. Насколько они правдивы, сложно судить. Не исключено, что подобыне видения все-таки навеяны сном на чистом воздухе после употребления спиртного и знакомства с легендами из уст аборигенов.
Озеро связано с еще одной легендой. Предание связано с вознесенским храмом. Ее главный колокол в 1930-х утопили в озере - то ли «воинствующие безбожники», то ли наоборот, богобоязненные жители Вознесенки, которые хотели таким способом спрятать его и сохранить до лучших времен. Этот колокол настойчиво искали и ищут до сих пор.
Местные жители не раз говорили, что уже нашли его. Как рассказывал местный священник отец Андрей, сын местной почтальонши уверял, что нырял в воду и нашел колокол и даже стоял на нем. Однако никаких реальных подтверждений этому никто дать не смог. В общем, озеро очень «атмосферное» и располагает для фантазий». («Про Уфу»).
Русалки озера Ворожеич
Учалинский район - это место, где стоит часть Большого Иремеля и гора Малый Иремель, берет истоки река Белая. Это стык дикого горного леса и степи. Сплав древней кочевой культуры, горнозаводской цивилизации, язычества, ислама… Это не могло не отразиться на фольклоре - различные легенды здесь встречаются практически на каждом шагу.
Приехав в Ахуново, чтобы увидеть сразу два башкирских Стоунхенджа, я раззадорился и отправился по Учалинскому району дальше. Из города Учалы, через весь район, на север ведёт дорога. По ней я и отправился. Целью моей были село Вознесенка, озеро Ворожеич, гора Ауш и хребет Нурали. Мимо проносились невысокие увалы с пятнами берёзового леса, то прижималась, то отступала железная дорога. Путь настраивал на позитивный лад.
Что-то есть в названии озера Ворожеич от ворожбы, колдовства. Но откуда это исконно русское слово здесь, в Зауралье? Тут из русских поселений всего одна Вознесенка. Да и официально озеро называется Карагайлы, то есть Сосновое. Но, по легенде, в старые времена на берегу в купальскую ночь проводили обряды. Ворожили, гадали, прыгали через костер. В самом же озере, по слухам, живут русалки. Если вглядеться в его спокойную, тёмную воду с кувшинками, то в это верится легко. Впрочем, и энергетика у озера очень добрая и спокойная. Когда долго путешествуешь, то такие комфортные места начинаешь чувствовать. А на озере любят останавливаться многие. Притягивает оно. А может, всё дело в беззвучных песнях местных русалок?
Подымаюсь на гору, обозреваю окрестности. Эх, всё-таки хорошо здесь! На том берегу вижу прижавшееся к невысокому хребту Алабия село Вознесенку. И хорошо угадываются очертания православного храма. Еду туда. Вблизи храм поражает своей архитектурой. Он семиглавый, а луковки его подобны шлемам древних витязей. Всё необычно здесь. И озеро с русалками, и храм в новгородском стиле. Уж не для того ли его здесь построили, чтобы отбить у народа тягу к языческим обрядам?
Про храм есть две легенды. По первой - он был построен на деньги местных золотопромышленников, пожертвовавших на стройку два пуда золота. А вторая гласит, что в 30-е годы прошлого века, когда с храма снимали колокола, чтобы отправить в Магнитогорск на переплавку, самый большой спрятали в озере Ворожеич. В языческом озере - христианский колокол. Впрочем, куда ж тут от озера денешься? Оно как местный центр мироздания: куда ни поедешь, а всё к нему вернёшься. И от Вознесенки я снова еду по берегу Ворожеича, вдоль яшмовых и красных охряных обнажений древних гор. Колокол, кстати, сколько ни пытались достать, а так даже и не нашли. Говорят, что в тихую погоду можно услышать со дна озера звон. Такая вот интерпретация легенды о граде Китеже.
Следующая моя цель – священная гора Ауш. Тут легенд, былей и небылей хватит на небольшую книгу. Одиночная гора Ауш возвышается над башкирской деревней Старобайрамгулово и приличных размеров озером Аушкуль. Подымаюсь на вершину, где по легенде похоронен Рамазан Аулия. Человек этот был одним из проповедников ислама.
По легенде, ему отрубили голову. А на следующий день местные жители увидели его идущим с головой в руках. Поняли, и похоронили на вершине горы. Могила почитается, а по весне у подножия горы начинает бить источник - Аулия. В это время приезжает много народу, поскольку считается, что вода из Аулии всё равно что из источника Зям-Зям, который в самой Мекке. Древних захоронений на Ауше хватает. Тут и курган сарматских времен. И легенда о том, как юноша бился с драконом, который не давал житья людям. Чудовище победил, но и сам погиб. Сложно описать всё скупыми строчками на бумаге. Лучше приехать сюда, в Учалинский район, и увидеть самому, подышать этим воздухом, послушать местные были-небывальщины.
Золото добывали в этих краях более ста лет, и с ним связаны истории лихого старательского счастья, трагедии, мистика… Я еду к хребту Нурали и пересекаю крохотную речку Миасс - ручеек, вытекающий из глухого ущелья. Ниже Миасс весь перекопан старателями. Но, как говорят старики, много лет отдавшие золотодобыче, начни копать снова и золото вновь пойдёт. Поскольку речка работает, как промывательная машина, и постоянно разрабатывает всё новые и новые жилы. Драги здесь вроде бы уже не работают, но черные старатели до сих пор моют презренный металл.
Подымаюсь на абсолютно голый, безлесный хребет Нурали, смотрю по сторонам. На западе вздымается громада Иремеля. А на восток, до самого горизонта уходит застывшее синее море гор. И вспоминаю фразу из известного советского мультика: если бы у меня была ещё одна жизнь, то я провел бы её здесь, среди этих невысоких увалов и берёз, под вечным степным небом. (Валерий Кузнецов).


Рецензии