Ведёмские круги

                Ведёмские     круги

    На протяжении тысячелетий внезапное появление круга грибов считали верным признаком присутствия потусторонних сил. Эти кольца, казалось бы, появлялись в одночасье, иногда перемещались с места на место по непонятным причинам. Чаще всего, наши предки встречали подобные кольца только из ядовитых грибов. У многих народов Европы запрещено заходить в эти круги.
        Рассказы о тёмных силах, которые, по поверьям, создавали эти аномалии, передавались из поколения в поколение. Создано много легенд и преданий об этих волшебных кольцах.
      Западноевропейские, в частности английские, скандинавские и кельтские традиции утверждают, что ведьмины  кольца из грибов образуются в результате танцев эльфов или фей. Такие рассказы относятся к средневековому периоду. Средневековое английское название elferingewort      берёт истоки ещё  с 12 века, что означало  «кольцо  образовано танцующими эльфами»
      В Германии верили, что Ведьмины  кольца выжженные на  земле   появляются, когда  ведьмы танцуют  с эльфами на Вальпургиеву ночь.  Они, якобы, были наиболее активны в Вальпургиеву ночь, 30 апреля. В эту ночь ведьмы, по поверьям, встречаются и проводят торжества в честь прихода весны.
        Во Франции существует поверье, что круг охраняет выпуклая  лягушка, которая проклинает каждого, кто туда заходит. Результатом этого  проклятие может быть потеря глаз.
       В фольклоре Тироля, ведёмские  кольца связывали со сказками о драконах и верили, что такие кольца создавали драконы своим огненным хвостом.
       В Филиппинах такие кольца связывали с существования крошечных духов. А в британской, скандинавской, кельтской и других традиционных европейских культурах считается, что грибные кольца созданы феями или эльфами во время ночных танцев. Такие события связывали с лунными ночами.
       В Шотландии считалось, что феи сидят на грибах или используют их в качестве столов в свои  праздники. В то время  в Уэльсе полагают, что грибы — это зонтики фей. Даже сейчас люди в Уэльсе верят, что кольца обозначают подземную сказочную деревню.
         Валлийский фольклор рассматривает кольца, как знак плодородия и богатства. Этот народ  утверждает, что хорошо пасти скот вокруг них и выращивать сельскохозяйственные культуры.
        А вот  в старину считали, что надо избегать этих опасных мест, так как они связаны со злобными существами. Если вы решитесь войти в ведьмин круг, то умрёте молодым,- гласят многие легенды. Войдя в этот круг человек   может стать невидимым для мира смертных,  и будет не в состоянии выйти из кольца.  Предания гласят, что  даже можете ослепнуть, или вас заставят танцевать вокруг кольца, пока вы не умрёте от истощения или безумия.      Считалось в средневековье, что круги грибов сформировали падающие звёзды, удары молний или же это была работа ведьм. Такие убеждения  долго сохранялись и в XIX веке. Строго запрещалось входить в  грибное кольцо, чтобы не оказаться в королевстве фей, где человека ждала неминуемая гибель.
       Существует очень  много разных верований о волшебных кругах. По большей части мифы связаны с феями, другими сверхъестественными существами, либо с танцами вокруг кольца.  Многие культуры народов полагали, что ведьмино кольцо служило дверью в сказочное царство.    
      Существует много легенд у разных народов, чаще всего  у шотландцев, шведов и ирландцев, о том, как эльфы предлагали смертным (чаще всего рыцарям) вступить в их хоровод и принять участие в танце. При этом если человек отказывался, мстительные эльфы насылали на него страшные болезни и несчастья. А если соглашался, то на утро, когда магия эльфов рассеивалась, человека находили мёртвым в центре ведьминого круга.
    В  жизни славян начали появляться поверья, что по этому кругу русалки водили хоровод под светом луны. Существует также поверье, что этот круг является местом заточения людей, которые пропали в лесу. На Руси Леший с помощью колдовства, спрятал людей, а круг грибной появился как отметка, чтобы не потерять вход и выход.По рассказам старожилов, бывали такие случаи, что человек уходил по грибы и не возвращался. Деревенский народ мог днями и ночами его искать, но пользы не было, а потом когда уже все поиски заброшены, человек возвращался домой. Только он считал, что просто заблудился и пару часов плутал в лесу, а на самом деле неделю. Считалось, что это леший путника забирает в свой мир, где нельзя найти дорогу к дому, а как наиграется – выпускает. 
В русской мифологии  также можно встретить легенды  о вытоптанных кругах , чаще всего  в сосновых борах, где возле деревьев не растёт трава. По народным преданиям –это  русалки,  которые водят хороводы вокруг этих  сосновых деревьев и вытаптывают круги. Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы.  У русалок  в основном преобладающий цвет волос — русый, от  самого  название «русалка» — «с русыми волосами».
 В более раннем фольклёре, образ  русалки  был известен как  водянтиха, шутовка, - щекотиха, а на Юге России и Украине — как мавка. Под западным влиянием   в поздней русской литературе образ славянской мавки  слился с образом морской девы. Те места, где мавки  водят свои хороводы назывались  «игровищами» и представляли  собой  плоские, иногда мшистые  круги, и там где они танцевали, трава вовек не будет расти.
Мавки любят водить хороводы,  и встречая в лесу человека  могли танцевать с ним до тех пор, пока  он не упадёт от истощения, а если он отказывался - то могли защекотать.
     Русалки часто отрицательно настроенные к людям всех возрастов: в одних поверьях ловя кого-нибудь  они щекотали до смерти и топили, по другим легендам — соблазняли молодых парней, заманивая их на глубину, а ещё  кидались в людей камнями. Девушек русалки, согласно фольклору, не любят и ненавидят, всячески прогоняют из леса.
 Но самое интересное, что в  славянском фольклёре есть некоторые  ритуалы, как защититься  от ведьминого круга и русалки.
 Славянский народ всегда славился своей способностью придумывать некие ритуалы для спасения себя и семьи от нечистой силы, так чтобы магия «ведьминого круга» не сработала, необходимо было обежать вокруг кольца справа налево девять раз. Если ритуал был совершен правильно, то человек мог теперь слышать разговоры ведьм, фей, русалок, в общем, обитателей этого круга. Если же была допущена ошибка, то нужно быть осторожным, ведьмы накличут беду.
Среди крестьян распространялись несколько способов кака заставить русалку оставить человека в покое: устремить взгляд в землю и не смотреть русалкам в глаза. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан загово;р от так называемых «приставаний» русалки:
Водяница, лесовица, шальная девица!
Отвяжись, откатись, в моём дворе не кажись;
 тебе тут не век жить, а неделю быть.
Ступай в реку глубокую, на осину высокую.
Осина  трясись, водяница уймись!
Я закон принимал,  златой крест целовал;
 мне с тобой  не водиться,  не кумиться.
 Ступай в бор, в чащу,  к лесному хозяину,
 он тебя ждал, на мху постелюшку слал,
муравой устилал, в изголовьице колоду клал;
с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать.

    Вот такие  ритуалы могут быть полезными, тем кто вдруг по непонятным причинам попадёт  в такие круги.


Рецензии
Рассказ так прост и так талантлив!Сергей.

Сергей Лутков   06.05.2021 20:28     Заявить о нарушении
Спасибо, очень польщена!

Елена Полищук -Зелинская   07.05.2021 23:11   Заявить о нарушении