9 мая. День Победы. Поминовение усопших воинов

     Христос Воскресе! Мир Вам Божий, дорогие читатели!

                «Молитесь Богу — от Него Победа. Бог - наш генерал, Он нас и водит».  А. В. Суворов

     79 лет назад, 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Закончилась война длиной 1418 дней и ночей.
     Сегодня невозможно представить Вооружённые силы без Православия. На протяжении веков Вера в Господа укрепляла боевой дух воинов, звала на подвиги во имя Родины и помогала преодолеть все лишения и трудности воинской службы.
     Ни одна страна не погребла стольких воинов, сколько — Россия. Воином был первый русский святой, благоверный князь Борис, отказавшийся воевать с братом за власть и тем давший пример истинной воинской чести. Воинами были монахи Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя), которых Сергий Радонежский благословил защищать Русь в Куликовской битве. И в самой страшной войне, которую вела Россия, в то время отринувшая Бога, честно сражались тысячи верующих и тысячи обратились в веру.
     Яркий пример — письмо солдата Самохвалова (имя неизвестно) с Курской дуги. И пусть он, учившийся в безбожной школе, еще писал святое слово с маленькой буквы, но сказал главное: «Мама, просите у бога, чтобы я остался жив… Мама, всю правду я вам говорю, когда был дома, не признавал никогда бога, вспоминаю его на дню 40 раз…»
     Во время военных действий монахи всё своё время проводили в молитвах, прося Господа защитить солдат и даровать победу над врагом.
     Важнейшим этапом установления неразрывной связи между Православной церковью и воинами стало проведение реформ в Российской империи, после которых Православие стало государственной религией. После этого в военных частях даже стали вводить штатные единицы для священнослужителей. Сначала это проводилось только для военно-морского флота, но позже стало активно использоваться и для сухопутных войск. Помимо этого, священники работали при военных госпиталях. Они помогали больным и раненным, молились за их исцеление.
   
     В Евангелии написано: «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13), поэтому Церковь особо чтит погибших в освободительных войнах.
     В день нападения фашистской Германии, 22 июня 1941 г., митрополит Русской Церкви Сергий через свое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», благословил советский народ на защиту своей Родины. Все тяготы войны духовенство разделяло с народом. Церковь не только регулярно молилась за воинов, но и собирала средства на оборону. На деньги прихожан православных храмов сформировали танковую колонну имени Дмитрия Донского. Пророчество митрополита Сергия о том, что Господь дарует Победу, исполнилось, мы победили, и не только с помощью оружия.
     В то страшное время люди каждый день совершали подвиг — они рисковали своим здоровьем и своей жизнью за свою Родину, за своих родных и близких. На одной чаше весов самое дорогое, что есть у человека — жизнь, а на другой ответственность за тех, кого ты защищаешь и честь. И, как мы знаем, очень много людей выбрало честь и веру, отдав за нас свои жизни.
     Именно Вера помогала воинам в их нелегком ратном деле.
     «В окопах атеистов не бывает» — ведь только настоящая вера может защитить от смертоносных снарядов и бомб, которые падают сверху на живых людей. Рядом с комсомольскими и партийными билетами, поисковые отряды находят нательные кресты, маленькие иконки Божией Матери и листочки бумаги, на которых люди от руки писали девяностый псалом «Живый в помощи Вышняго».
     В советское время эти факты тщательно скрывались, а между тем на фронте ходили рассказы о том, «как Бог спас», как разведчики на задание уходили со словами «С Богом!». Перед боем кто-то молился втайне, а потом, поднимаясь в атаку, крестился и говорил «Господи, помилуй!».

     «Эта великая страшная Отечественная война, - говорит в своей проповеди архимандрит Кирилл (Павлов), герой ВОВ, - конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что попытались в России вообще покончить с религией, с верой, с Церковью.
     Перед самой войной не случайно почти все храмы были закрыты. Их к этому времени оставалось на Руси совсем небольшое количество. У противников Церкви была именно такая цель — вообще все прикончить. По высказыванию Хрущева, они покончат с религией в России к 1980 году и покажут по телевидению последнего попа. Таков был вражеский замысел: чтобы всюду царил полный атеизм.
     Господь провидел эти вражеские планы, и чтобы не попустить их осуществление, Господь попустил войну. Не случайно.
     И мы видим, что война действительно обратила людей к Вере, и правители совсем по-иному отнеслись к Церкви. В особенности, когда вышел декрет Сталина об открытии храмов в России.
     Это, несомненно, подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям. По-человечески, конечно, можно сказать, что победил высокий воинский дух наших солдат. И надо отдать должное руководству страны, которое воздвигло такого гениального полководца, как Жуков.
     В прежние времена Господь воздвигал для России Суворова, Кутузова. В наше время Георгий Жуков — это была милость Божия. Мы обязаны ему спасением.
     Сразу же поднялась, окрепла и усовершенствовалась у нас военная техника. По-человечески мы все это относим к тому, что люди объединились и успешно работали на передовой и в тылу. Это правильно. Но силу, энергию и ум дал им Господь.

     Когда я читал воспоминания маршала Жукова, мне бросился в глаза момент, где он пишет о том, как он поражался в начале войны гениальности стратегических планов немецких генералов. Потом он удивлялся тем ошибкам и просчетам, которые впоследствии они же совершали. Это со своей стороны говорит Жуков.
     Я со своей стороны скажу: это все совершала премудрость Божия! Господь, кого хочет наказать, всегда лишает разума, ума… И тот же человек, который вначале проявлял мудрость, когда благодать Божия отступила, — совершает ошибки.
     Когда Господь уже решил дать помощь нашему народу, нашей армии, Он омрачил умы фашистам, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую смекалку, мужество и успех. Господь давал силы, энергию, разум нашим конструкторам и инженерам для того, чтобы одержать победу. Как говорится: «Без Бога — не до порога!»
     Беда в том, что мы не видим Промысла Божия и не воздаем Господу славу за то, что Он проявлял такое промышление, такую заботу. Это печально…
     Собственно говоря, ведь Россия из ничтожества поднялась, выросла до великой державы только благодатию Божией, только силою Божией, чудесами… И никто об этом не хочет сказать…
     Сколько милости получала наша страна во все времена, когда нападали на Россию. И только небесная помощь спасала от конечной погибели. А мы такие толстокожие, что не разумеем этой милости Божией, не хотим возблагодарить Господа.
     «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15,5). Мы все это относим к самим себе. Говорим: «Я», проявляем гордость, а это как раз и пагубно. И за это Господь отдает нас врагам, чтобы смирить нас, чтобы не забывали Бога…
   
     В первые месяцы войны наша страна входила в нее в тяжелом состоянии: поражение следовало за поражением. Противник шел без всякого сопротивления. И дошел до Москвы, до Сталинграда.
     Когда Церковь, верующие люди молились со слезами, просили в молитвах Господа о победе русского оружия, молитва дошла до Господа. И Он вскоре переменил гнев на милость.
     Москва была спасена чудом… Будь немцы посмелее — взяли бы ее голыми руками. Москва на волоске висела. Действительно, Господь страхом удерживал немцев…
     И когда стали открывать храмы, такой был подъем в народе. Народ шел в храмы. И я сам был очевидцем этого…
     После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых, в один воскресный день я пошел в Тамбов. Там только что открыли единственный храм. Собор весь был голый, одни стены… Народу — битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн, который стал впоследствии епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнес, что все, сколько было в храме народа, — навзрыд плакали. Это был сплошной вопль… Стоишь, и тебя захватывает невольно, настолько трогательные слова произносил священник.
     Конечно, такой вопль, молитва простой верующей души до Бога дошла! Я в это верю на все сто процентов! И Господь помогал…
     Простым людям кажется невидимой помощь Божия. Люди Бога не видят, не знают. Но связь невидимого мира с миром вещественным — непосредственная. Господь и нужных людей воздвигает, даем им опыт и мужество. Дает успехи в тылу и на фронте…
     Я помню, как в начале войны наши танки, самолеты горели, как фанерные. Только появится мессершмитт, даст очередь, — и наши самолеты валятся. Больно и печально было на это смотреть.
     А позднее, во время Сталинградской битвы, я был прямо восхищен: «катюши»,
 артиллерия, самолеты наши господствовали, и было радостно за страну, за нашу мощь. Чувствовался подъем в войсках. Все были воодушевлены. Это Господь помогал нам! И потом, слава Богу, прошли мы всю Украину, освобождали Румынию и Венгрию, Австрию…
   
     После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Был апрель, уже пригревало солнце.
     Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!...
     Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие — у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало.
     Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до Австрии. Господь помогал и утешал. А после войны привел меня в семинарию. Возникло желание учиться чему-то духовному…
     В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения. «Есть, — говорят, — духовную семинарию открыли в Ново-Девичьем монастыре». Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор, отец Сергий Савинский, радушно встретил меня и дал программу испытаний.
     И я с большим воодушевлением начал готовиться. Ведь я же к церковной жизни не был приобщен. Вырос в крестьянской семье, родители были верующие. Но с 12 лет я жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность.
     Господь дал мне такую энергию, такое желание! Многое надо было на память выучить. Молитвы, чтение по-церковнославянски. Я, невзирая ни на что, работал, учил все с таким желанием. Горел.
     На экзамене дали мне наизусть читать пятидесятый псалом… Только половину прочитал — хватит, спасибо. Прочитал по-церковнославянски. Тоже хорошо. Затем сочинение было на евангельскую тему. А я Евангелие хорошо знал. На «пять» написал сочинение. И мне прислали извещение, что я принят.
     Тогда уже я шинель снял и в фуфайке поехал. И все мы, кто там тогда был: кто, как и я, с фронта пришел, кто с угольных шахт, были испытанные жизнью…

     Одним словом, я считаю, что наше неверие, наше невежество, наше незнание Бога, а также нарушение нравственных законов не могут оставаться безнаказанным. Мы не ведаем, что Господь промышляет не только о каждом человеке, а вообще о всей стране. Поэтому и война была. И это не без попущения Божия.
     Если и волос с нашей головы не упадет без воли Божией, то тем более — война. Это попущение Божие за нашу безнравственность, за наше безбожие, отступление. Господь попустил, чтобы это пресечь. Потому что пытались совсем задушить веру. Храмы все закрыты. Думали, покончили. Нет! Не тут-то было! Трудно идти против рожна.
     Так и в будущем. Господь знает, чем смирить врагов. Попустил военные испытания, и вынуждены были вновь открыть храмы. Потому что этого требовал народ…
     Сегодняшний хаос — это тоже, конечно, попущение Божие. И все эти войны на окраинах России — тоже. Если народ не опомнится, глубоко не раскается, не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего. Можно ждать только гибели.
     Разве допустимо, чтобы в нашей стране, на Руси Святой, сейчас дали свободу бесовщине. Колдуны, маги, экстрасенсы, секты различные… Это, естественно, подвигает Божию правду на гнев. Господь с этим не может мириться.
     В Евангелии говорится: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим.1,18).
     Господь дает испытание: образумьтесь! обратитесь ко Мне. А то, что бесовщину допустили, — это страшное дело! И я не знаю, что и ожидать?!
     Потому что, согласно библейскому сказанию, семь ханаанских народов были истреблены только за то, что они допустили поклонение бесам. Грехи человеческие — это по немощи. Но когда люди стали обращаться к темной бесовской силе, тогда Господь этого не потерпел. А у нас открыли им дорогу. Раньше колдунов сжигали на костре. И совсем еще недавно в нашем Уголовном кодексе за черную магию подвергали наказанию. А сейчас экстрасенсы кодируют людей. Это страшное дело. Мы стоим на грани жизни!
     И если не образумимся, не раскаемся, не осудим себя, не обратимся к Богу, наказание неминуемо постигнет. Пока же Господь все это терпит за счет верующих. Церковь еще существует. Она молится и умоляет Господа: не попускай, молю Тебя! А всю нечисть Господь уничтожит!
     Человек сам виноват в том, что отошел от Бога, от истины, ко лжи приобщился. А ложь никогда не дает человеку удовлетворения. Ложь есть ложь. Поэтому люди и задыхаются — оттого что во лжи пребывают. А если к истине обратятся, то почувствуют жизнь, радость».
 
                Благодарственная молитва Господу Богу
            за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

     Боже Великий и Непостижимый, спасаяй погибающия, животворяй мертвыя, вся творяй по воли Твоей, и дивным Твоим промыслом управляяй всяческая! Приклони ухо Твое с высоты святыя Твоея и приими от нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, сердцем и усты возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия.
     Яко не по беззаконием нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам. Ты глаголал еси древле сыновом Израилевым, яко, аще не послушают гласа Твоего хранити и творити вся заповеди Твоя,наведеши на них язык безстуден лицем, иже сокрушит их во градех их, дондеже разорятся стены их. И мы ведехом, яко исполнился глагол сей страшный на народе нашем.
     Но Ты, Господи Боже, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и Истинный и
     правду храняй и творяй милость, милостию велиею помиловал еси и, посетив жезлом неправды наша, ущедрил еси нас победою на сопостаты. Темже утвердися серце наше в Господе нашем, вознесеся рог наш в Бозе нашем, возвеселихомся о спасении Твоем.   
     Благодарим Тя за избавление Отечества от врага лютаго. Даждь нам, Господи, память сего славнаго Твоего посещения твердо и непрестанно имети в себе, еже всегда благодарити и славословити: слава Тебе, Богу, Благодетелю нашему, во веки веков. Аминь.

     9 мая Церковь молится за погибших в 1941-1945 годах. Эта дата появилась в календаре, когда Архиерейский Собор 29 ноября (4 декабря) 1994 года принял решение «установить особое ежегодное поминовение усопших — воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны».            
     6 мая 1995 года в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. был воздвигнут храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве.
     А 9 мая 2020 года в день 75-летней годовщины Великой Победы - Храм Воскресения Господня - Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации— духовный символ России, прославляющий величайшую победу жизни над смертью. Собор расположен в парке «Патриот» в Одинцовском районе Московской области.
   
     Для многих из нас День Победы совершенно особый день, и практически в каждой семье есть кого вспомнить, о ком помолиться. 9 мая во всех православных храмах России после Литургии совершается благодарственный молебен за дарование победы и поминовение павших воинов и по усопшим. Заупокойные записки для поминовения на Литургии лучше подать накануне вечером, чтобы во время проскомидии за тех, чьи имена в них написаны, священник с молитвой достал частичку просфоры - такое церковное поминовение считается самым важным. Но и личную молитву, звучащую в храме или дома, Господь всегда слышит, если она идёт от чистого сердца.
     И сегодня, в День Победы мы склоняем головы перед подвигом героев, скорбим о павших, отдаем дань тем, кто пожертвовал своей жизнью ради мирной жизни будущих поколений, и настоящей благодарностью им будет наша молитва:
     «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабам Твоим    вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память».
      ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ.

     Мы низко кланяемся тем, кто выстоял и выжил, тем, кто героическим трудом в тылу приблизил Победу.
     Низкий поклон нашим ветеранам и тем, кто выжил в этой бойне и живет сейчас с нами.
     Пусть Господь наградит всех Вас, дорогие, здоровьем и да будет мир в вашем доме!
      Храни Вас Господь!
   
     P.S.
    20 апреля 2021 г. в Москве скончался на 92-м году жизни последний защитник Брестской крепости, ветеран Великой Отечественный войны Пётр Котельников. Он родился в 1929 году в селе Долгово Пензенской области. Когда 22 июня 1941 года немцы взяли в кольцо крепость, ещё мальчиком, в 12 лет, он посмотрел в лицо войне. С первых минут войны он встал на защиту крепости. Петр Котельников также стал прототипом главного героя совместного художественного фильма России и Белоруссии "Брестская крепость".
      Со святыми упокой, Господи, новопреставленного воина Петра и даруй ему Царствие Небесное. Вечная ему память.
      



Источник:
https://tatmitropolia.ru/all_publications/
publication/calendar_week/?ID=69976
https://vsyamagik.ru/pominovenie-usopshix
-voinov-9-maya/
https://tatmitropolia.ru/all_publications/
publication/calendar_week/?ID=69976
http://xn--80aaasqvd0adi0be.xn--p1ai/news/news
_post/9-maya-den-pobedy-pominovenie-usopshih-voinov
http://zachatevmon.ru/?p=34346
https://hram.mil.ru/
https://foma.ru/dni-pominovenija-usopshih-
v-mae-2020.html
https://ug.tsargrad.tv/news/v-12-let-posmotrel-
v-lico-vojny-skonchalsja-poslednij-zashhitnik
-brestskoj-kreposti_347035


Рецензии
Вечная память русским солдатам.

Емельянов-Философов   18.01.2023 00:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.