Маргарита человек разумный часть 253

Маргарита человек разумный часть 253

Состояние вопроса о реликтовых гоминоидах - Алтай, Саяны
Познакомимся столь же бегло и кратко с описательными данными, относящимися к другой территории, которая представляется весьма перспективной для дальнейших исследований: к горной области, охватывающей Алтай и Саяны, включая территорию Хакассии, Тувинской АО, а также и Бурятской АССР.
Приведем, прежде всего, имеющуюся благодаря любезности Я.Ф. Цикунова запись воспоминаний очень старого человека, ныне покойного А. Могилева, относящихся ко времени его молодости, т.е. чуть ли не к 30-м годам XIX в. Речь идет о пограничных местах современных Восточно-Казахстанской области и Алтайского края; А. Могилев работал в хозяйстве, расположенном в горах далеко к востоку от г. Лениногорска, известных в тех местах под названием «Белки», - они покрыты снегом, склоны лесистые, население почти отсутствовало.
Однажды, – рассказывал А. Могилев, - жители услышали громкий крик. Договорившись, окружили это место и поймали необыкновенного человека. Передвигался он на двух ногах, но был весь в шерсти, волосы на голове были длинные. А. Могилев, рассказывая, называл его «косматый человек». Его привели в поселок и держали до вечера. По словам А. Могилева, он весь день сидел и плакал и что-то непонятное выкрикивал. Вечером его отпустили, он убежал в горы.
После этого неоднократно слышали такие же крики недалеко от поселка; иногда в стороне от жилья выкладывали хлеб, мясо и т.п., а утром этих продуктов не оказывалось, причем по следам установлено, что забирал их «дикий человек». Тот же А. Могилев рассказал и другой случай. Местный учитель-охотник в горах набрел на стоянку «дикого человека» в пещере. Взрослых особей в этот момент не оказалось, были одни детеныши.
Однако, пока охотник рассматривал детенышей, вернулись взрослые и начали было яростно нападать на охотника, но он отгонял их выстрелами в воздух. В конце концов, когда он отступил, они устремились к своим детенышам, а охотник сумел удалиться невредимым. Наконец, А. Могилев говорил, что и после этого жители поселка несколько раз в светлое время суток видели на горе «диких людей», которые ходили парами (ИМ, III, №115).
Как можно предполагать на основе этого сообщения Я.Ф. Цикунова, лет сто с лишним назад горы Алтая принадлежали к числу очагов не только появления, но и размножения «снежного человека»: тут упоминается о детенышах, о «парах». Однако есть и сигналы, позволяющие допустить, что область распространения «снежного человека» еще и в недавнее время охватывала, например, Абаканский хребет. Эстонец Я. Нэрман в 1938 г., когда он приехал в г. Абакан, выясняя возможность организации курорта на горячих серных источниках высоко в горах Хакасии, услышал от многих лиц о небезопасных таинственных встречах в горах и о недавней, всего недели за две до его приезда поимке в горах «дикого человека», которого жители Абакана истолковали как просто одичавшего человека, оставленного, видимо, в раннем детстве в горах и по счастливой случайности выросшего там совершенно без людей.
«Говорили, что охотники и лесники не раз видели издали в горах волосатого человека, который никого близко к себе не подпускал. Далее, говорили, что сотрудники местных органов получили распоряжение поймать живым этого лесного обитателя. За ним охотились, якобы, более двух недель пока удалось окружить и изловить, забросав петлями веревок, свалить с ног и связать. При поимке он будто бы рвался, кусался, рычал, кричал, но без внятных слов. На руках или на носилках перенесли его в Абакан, где поместили в особую железную клеть и с неделю показывали публике.
Всем ли показывали - не знаю, но несколько человек говорили, что сами ходили смотреть это чудище. Передавали, что когда люди приближались к его клети, он зло рычал и тряс железные прутья так, что вся его тюрьма ходуном ходила. Кормили сырым мясом и рыбой. Особенно любил рыбу, хватал, рвал зубами на куски и ел с жадностью. По мои вопросы как выглядел - говорили, что рослый, сильного сложения, весь в густых волосах. Подробностей не помню. На вопрос куда он делся - отвечали, что «куда-то увезли», а иные добавляли, что увезли в отдельном вагоне, наверное в Москву» (ИМ, III, №116).
Единственное не совсем точное подтверждение этого рассказа получено пока от художника Б. Жутовского, прибывшего в г. Абакан летом 1955 г. из маршрута по тайге и в разговоре с местным жителем, кажется, учителем, услышавшего неожиданный вопрос: не встречали ли косматого человека, так как лет двадцать тому назад «вроде там поймали, тут вот показывали, да и куда-то дели» (Сообщение Б. Жутовского. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Кто знает, может быть и в самом деле экземпляр интересующего нас человекоподобного животного был довезен даже до Москвы и кончил свои дни где-нибудь в психиатрической больнице, как случай редкой психической и сопровождающей соматической аномалии, под каким-нибудь наугад данным ему именем, так что и искать-то теперь его было бы безнадежно…
В августе 1962 г. на южном склоне г. Белухи (Катунский ледник) на высоте около 2500 м. горно-туристская группа (Дитман, Айрапетянц, Васильев, Иорданишвили) обнаружила на льду помет, разбросанный на площади около 2 кв. м., формой он совершенно напоминал человеческие фекалии, но состоял в значительной мере из непереваренной и полупереваренной травы. Принадлежность этого помета (образцы которого были доставлены в Москву) волку представляется невероятной, тем более - медведю, барсу, оленю… Кто оставил странный свежий помет на ледника? (Сообщение А. Иорданишвили от 25 сентября 1962 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Очень интересны бесхитростные письма охотницы-лесничихи А.Д.Полетаевой, отлично знающей безлюдные глухие места в тайге Красноярского края и Тувинской области, в частности, вдоль трассы от г. Абакана до г. Кызыла. Следы местных животных - зверей и птиц - ей отлично известны. В 1952 г. на гребне Саянского хребта она встретилась с совершенно незнакомыми следами. Это были вдавленные в снег почти круглые следы длиной сантиметров 25, не имевшие отпечатков ногтей, оставленные косматым волосатым существом, шедшим не на четырех ногах, а на двух. А.Д. Полетаева ясно отличала эти следы от медвежьих.
Она прошла этим следом более одного километра, а когда вернулась, то, по ее словам, обнаружила, что существо, оставившее след, проследовало вторично непосредственно за ней. Поспешив на стоянку, А.Д. Полетаева, по ее словам, поделилась наблюдением с охотниками-тувинцами, которые посоветовали ей больше туда не ходить, прибавив: «это наши предки, не ходи, а то тебя унесут» (ИМ, III, №117; письмо А.Д. Полетаевой от 28 октября 1959 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Д.И. Попов из Иркутска сообщает, что в 1952 г. в пос. Орлик Окинского района БурАССР он слышал сообщения местных жителей о встречах в Саянских горах очень крупного человекоподобного существа, с длинными руками и белой шерстью, ходящего согнувшись. Тогда же он слышал от С.И. Кудрявцева о встрече последнего в Саянских горах, вдали от города Зима, с человеком со светлой шерстью, который ходил сгорбившись, с длинными руками (Из письма Д.П. Попова от 5 мая 1959 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Весьма реалистическое сообщение сделали три азербайджанца, временно работавшие на лесозаготовках в 1954 г. в горах Бурятской АССР, а именно, по-видимому, в Восточных Саянах. Сафар Саидов, Вайсал Ахмедов и Альгейдар Ахундинов шли к месту работы по горной тропе. «Вдруг, выйдя из-за огромной каменной глыбы, мы в ужасе остановились. Мурашки побежали по телу и волосы на голове встали дыбом.
Метрах в 10 – 15 от нас быстро спускалось сверху какое-то чудовище, похожее на человека, все тело которого было покрыто густым волосом. Он бежал очень ловко, держа что-то в руках, и скрылся в темном ущелье». Далее описывается ужас лесорубов и меры предосторожности принятые на ночь. Но приехавший утром бригадир из местных жителей, когда ему поведали о встрече в горах, «не очень удивился, так как сам не раз за свою жизнь встречал человека, который живет высоко в горах и ходит голый. Его видели и другие местные жители. Этот дикий человек на людей не нападает, живет все время в горах, питается путем ловли диких зверей, птиц». (ИМ, III, №118).
Эти несколько наблюдений, относящихся к горам Алтая и к Саянам, дополняются рядом других сведений из тех же мест, переданных пока лишь в форме устного сообщения о сборах опросных данных среди населения научной сотрудницей Музея краеведения г. Кызыла т. Сорокиной.
В целом, имеющиеся данные по горам Алтая и Саянам создают впечатление реалистичности, тем более, что в большинстве своем они записаны со слов не местного населения, а приезжих людей, что исключает причисление их к местному фольклору. Природные условия Алтайских гор и Саян дают возможность предполагать здесь в историческом прошлом один из важных очагов обитания «снежного человека». Необходимо подчеркнуть также непосредственную ландшафтную и зоогеографическую связь этой области с Монгольским Алтаем, как мы уже знаем, ведущим нас в одну из наиболее богатых описательными данными о «снежном человеке» территорий - в Монгольскую Народную Республику. (Борис Федорович Поршнев).         
 
 


Рецензии