Маргарита человек разумный часть 186

Маргарита человек разумный часть 186

Здесь живет киик-адам
Статья Валентина Сапунова, кандидата биологических наук, опубликованная в февральском номере журнала «Вокруг света», 1990 год.
Это произошло 22 июля прошлого года (1989) около часа ночи местного времени в урочище Киш-Каинды. Сотрудница заповедника Аксу-Джабаглы (Западный Тянь-Шань) с группой школьников возвращалась в «научный домик» - избушку, где отдыхают работники заповедника и егеря во время полевых исследований. Внезапно перед ребятами словно выплыла из темноты высокая женщина (впоследствии они утверждали, что рост её был не менее 180 сантиметров), посмотрела на них, в лунном свете блеснула седоватыми волосами и исчезла. Все в панике бросились к избе, закричав от страха.
Об этом событии нам рассказали ещё в деревне Николаевке Чимкентской области, где находится управление заповедника. Мы там пробыли два дня и слышали, как по ночам отчаянно выли собаки. Местные жители были сильно озадачены. Не иначе, говорили они, какой-то крупный зверь спускается с наступлением темноты с гор. Однако что за зверь, никто сказать не мог. Но утверждали, что ни волк, ни медведь такой паники у собак не вызвал бы.
Район Аксу-Джабаглы - глухой, неприступный, здесь много веков бытуют легенды о диких волосатых людях - киик-адамах. О встречах с ними рассказывают очевидцы и сейчас. Вот почему наша экспедиция летом прошлого года отправилась в заповедник Аксу-Джабаглы.
Один из самых сложных вопросов в такой экспедиции - подбор участников. Это только кажется, что стоит бросить клич, и от желающих ловить «снежного человека» не будет отбоя. Когда доходит до дела, серьёзной подготовки к трудному и рискованному походу - количество участников тает на глазах. В конце концов, в нашей группе наметилась твёрдая семерка. Руководитель экспедиции - председатель Волжского клуба туристов Глеб Исаенков.
С ним - Павел Казаченок, по профессии юрист, Ольга Иофкова - химик, Любовь Квасникова - инструктор Волжского горкома партии, а также ленинградцы - Андрей Кузнецов, врач-патологоанатом (врач экспедиции) и кандидат в мастера спорта по альпинизму, и техник Владимир Иванов. Ну а я, заместитель руководителя экспедиции по научной работе, представляю Ленинградский государственный университет и объединение «Криптобиология», которое занимается изучением редких биологических объектов и явлений. Подготовкой экспедиции занимались сотрудники нескольких научных учреждений Ленинграда. Это была экспедиция, при подготовке которой использовались методы прикладной математики и расчёты производились с помощью компьютеров.
И вот теперь мы карабкаемся по едва приметной, постоянно исчезающей в зарослях горной тропе. Туда, где высоко в горах, в долине реки Аксу, и находится сердце заповедника. За плечами у каждого сорокакилограммовый рюкзак, а идти порой приходится по осыпям, крутым откосам. На самых сложных участках забиваем в скальные породы крючья, страхуемся верёвками.
Вскоре добираемся и до заснеженных горных склонов, движение наше замедляется - тут надо быть особенно осторожным, можно провалиться в запорошенные снегом трещины. Не хватает воздуха - высота уже 4 тысячи метров. Поразительно, но, оказывается, и на таких высотах прямо по снегу ползают семиточечные божьи коровки. Чем только они здесь питаются? Во всяком случае, ни одной тли - их основной пищи - мы не видели.
Наконец преодолеваем аксайский перевал и спускаемся в долину реки Аксу, к Голубому озеру, мы - первые, кто проник в эти места с начала года. Узкий каньон расширяется, образуя небольшую котловину, испещренную бурными ручьями, над которыми щетинятся невысокие густые ивовые заросли. Бредя по колено в студёной воде, продираемся сквозь густые заросли. На берегу озера разбиваем базовый лагерь. Тянет искупаться в прозрачной воде, но температура её плюс восемь градусов. Тучами набрасываются на нас слепни.
После ужина захожу в палатку к Глебу Исаенкову.
- С чего начнём? - спрашиваю, хотя программа исследований и экспериментов разработана ещё в Ленинграде. Однако на месте необходимо всё уточнить и конкретизировать. Решаем, что из базового лагеря небольшими группами по два-три человека будем обследовать близлежащие места, гроты, пещеры. Однако главный вопрос - наблюдение за местностью с наступлением темноты, когда пробуждаются ночные животные и, возможно, появится знаменитый киик-адам. Для этого вечерами на близлежащих горных вершинах будут дежурить с биноклями наблюдатели.
- В первое дежурство пойдём и мы с тобой, - говорю Глебу. - Проведём первый эксперимент - наблюдения в условиях экранизации электромагнитного излучения нашего мозга...
Я напоминаю. Этот эксперимент и раньше планировалось провести одним из первых. Суть его такова. Известный советский учёный Бернард Кажинский (в фантастическом романе А. Беляева «Властелин мира» он выведен под фамилией Качинский) установил, что электромагнитные волны длиной два миллиметра, излучаемые головным мозгом, несут информацию, которая может улавливаться другими людьми и животными. Возможно, именно эти волны и являются основой явления телепатии, способность к которой у животных вроде бы выражена в значительной степени. Значит, и у «снежного человека».
Хотя надежд на успех этого эксперимента, честно говоря, мало - в основе его слишком много непроверенных гипотез. И всё же готовим мелкоячеистые медные и стальные сетки, покрывала из японской металлизированной плёнки. Темнеет, и две группы отправляются в горы. В нашей - Глеб Исаенков, Павел Казаченок и я. Выбираем укромные места на склоне у ближайшей вершины и прячемся за валунами, обросшими кустарником, Набрасываем на головы сетки и замираем, прислушиваясь к ночным звукам и шорохам. Я время от времени подымаю к глазам бинокль - местность вокруг изучена ещё днём. Мерещится всякое, состояние ожидания встречи с неизвестным существом не сравнимо ни с чем.
Нередко искателей «снежного человека» представляют как людей, мягко говоря, странных, безнадежных фантазёров и романтиков, которые, как поётся в известной песне, «едут за туманом». Однако проблема эта вовсе не сводится к альтернативе - удастся поймать или нет. Она намного серьёзнее. Изучение закономерностей появления человека на Земле и его развития - важнейшая задача биологии, истории, социологии.
Снежный человек», или йети, или троглодит- он ведь необходимое эволюционное звено в цепи биологических видов, приведших к формированию Человека мыслящего, к возникновению социальной формы движения материи. Без понимания того, что представляет собой «снежный человек», мы не сможем понять историю собственного развития, эволюцию Homo sapiens... Ночные наши бдения оказались безрезультатными. Возвращаемся в лагерь. Правда, спать мне совершенно не хочется. И тут выясняется, что такое же бодрое состояние и у моих товарищей, а Казаченок вдруг заявляет:
- Странная штука, но когда я там надел на голову сетку, то буквально через несколько минут почувствовал себя намного лучше.
- Это как? - не понял я.
- Трудно сразу разобраться, но голова как бы стала чистой, в мыслях подвилась лёгкость, да и общее состояние... - Павел смущённо пожал плечами.
А ведь и у меня в начале дежурства промелькнула подобная мысль, вспомнил я. О прекрасном самочувствии, лёгкости. Правда, не в такой, может, степени, но подобное ощущение испытал и я. Как позже выяснилось, нечто похожее произошло и с некоторыми другими нашими товарищами. Этот факт заслужил внимания и осмысления, и я его записал подробно в дневник экспедиции.


Рецензии