Маргарита человек разумный часть 178

Маргарита человек разумный часть 178

Стрыга
Стрыга - в западно-славянской и карпато-балканской нежить, упырица, пьющая человеческую кровь. Происхождение свое ведут из римо-латинского фольклора, в котором считалось, что strix (обычные совы-сипухи) высасывают кровь у детей. Потом римские стриги превратились в ведьм, потомков гарпий. Эти ведьмы ночами тоже нападали на младенцев в облике сов-сипух. Овидий в «Фастах» говорит:
Хищных порода есть птиц, не тех, что томили Финея
Голодом жутким, но тех, что походят от них:
Головы их велики, очи зорки, а клюв беспощаден,
В крыльях видна седина, крючьями когти торчат.
Ночью летают, хватают детей в пеленах колыбельных
И оскверняют тела тех младнцев грудных.
Клювами щиплют они, говорят, ребячьи утробы
И наполняют себе выпитой кровью зобы.
Впрочем, Петроний в «Сатириконе» утверждает, что стриги всего-навсего подменяют младенцев, оставляя родителям соломенные чучела.
Именно из мифа о стригах выросли многие легенды о вампирах, влившись в представления самых разных народов, живущих в Европе. От средневековой французской формы слова estrie, например, известны ведьмы-вампиры эстри в фольклоре европейских общин евреев. Наиболее распространены формы этого слова в карпато-балканском регионе. Собственно, strig; (strigoi) по-румынски и есть «вампир», отсюда же произошло и албанское «штрига».
В албанском фольклоре штрига уже не превращается в птицу, напротив, принимает человеческую форму (предпочитая образ старой женщины, часто вселяется в тело умершей темной ведьмы). Она питается spiritus vita (жизненной силой) человека ночью, пока он спит. Предпочитает детей, потому что в них больше жизненной силы. Если в семье несколько детей, то покончив с одним, штрига обязательно придет за другими. Жертвы штриги заболевают, впадают в кому и, в конечном счете, погибают. Однако штрига (и только она) может исцелить ребенка, чью силу забрала. (Кирилл Королев «Энциклопедия сверхъестественных существ»).
Яломиште
Яломиште - валашский аналог кицуне, лиса-оборотень, выполняющая, кроме того, функции духа-хранителя леса
Вообще валахи не очень любят распространяться про свою лису-оборотня. Очень уж они суеверные, эти валахи - думают, что если много разговаривать о яломиште... Да что там, «много», достаточно простого упоминания, и яломиште может услышать. Чем это обернется - никто не знает. Может, и ничем. А может и ого-го-го. В общем, не любят местные дразнить эту лису-оборотня, называя ее по имени. В каком-то смысле, у ее - у этой лисы - и имени-то нет. Потому что слово «яломиште» означает «кто с Яломицы». Землячка, значит, или земляк. Чего их беспокоить-то попусту?.. Тем более что они не больно-то людей жалуют. Шумные они, люди-то.
Что ж это за яломиште? В животном виде это лисица с очень ярким, почти кислотного окраса мехом: не рыжим - пламенеющим, не чернобурым - дымчато обсидиановым. А иногда еще и белая прядка имеет место быть, на кончике хвоста или на грудке. В остальном - лиса как лиса, ни чудовищными размерами, ни огромной силой не отличается. Разве что сверхъестественной хитростью да умению следы запутывать - это яломиште может. Да, так следы запутать может, что неудачливый следопыт только у обрыва опомнится. Если успеет. И если повезет.
А если не повезет, то через сколько-нибудь времени выйдет к соседней деревне человек в порванной одежде с большими провалами в памяти… Или грибники под кустами найдут незнакомца с пустыми глазами и тоненькой ниточкой слюны (скажем, под усами). А могут никого не найти. Просто не обратят внимание на то, что в районе деревни появился еще один барсук, еж или сойка.
Это волшебный игры у яломиште такие. «Шутим мы так!» Ага. Зато яломиште практически никогда людей не убивает. Как и люди не убивают яломиште. Не то чтобы это сознательный такой паритет. Просто креста или молитвы яломиште не боятся, экзорцизм на них не действует, серебро не берет. Так сами валахи говорят. А потом добавляют, что никто особо и не пробовал. Да и зачем?
Яломиште - сибаритки и затворницы, гедонистки и мизантропки (считается, что лисичек среди яломиште больше, нежели лисов). Они любят полутона и тени, тишину и покой, вечерний закат и едва уловимое журчание родника. У каждой яломиште есть любимый родник, ключ или криничка. Ручеек, на худой конец. Вода в нем всегда чиста и прозрачна. Зимой водоемчик никогда не замерзает, а летом не зарастает водорослями. И живности в нем никакой не бывает. Зато если в ночь весеннего или осеннего равноденствия испить из него водицы, то станет понятен язык птиц и зверей, ветра и трав, воды и камней.
Когда яломиште принимает человеческий облик, выделить ее из толпы практически невозможно. Разве что... Скажем, изящное телосложение, седая прядка в волосах, странного цвета глаза (от травянистого до почти янтарного) с легким прищуром да некоторая... порывистость что ли... в движениях. Да, не густо. Тут и сам уверенным не будешь, что яломиште увидел, не то что кому рассказать. А если этот человек в черное с зеленым одет, так ведь и это ни о чем не говорит, правда?
Вообще, в людей яломиште превращаются намного реже, чем кицуне (мизантропы, что тут поделаешь), зато на дольше. В таком случае яломиште поселяется где-нибудь на отшибе: крайний домик в маленькой деревеньке, заброшенная охотничья сторожка, старый будан дровосеков... А дровосеки с охотниками яломиште уважают. Ну, по крайней мере, стараются не ссориться и потому носят к ближайшей реке угощение: хлеб с молоком. После этого у них обычно улучшаются навыки ориентации в лесу, они чаще натыкаются на грибные поляны, ноги сами приводят их в ягодные места, лечебные травы так и лезут в руки... Но вот кто такие яломиште - редкие звери-оборотни или духи-хранители леса - яснее все равно не становится.
Кэпкэуны
Кэпкэуны - балканские двуглавые полукинокефалы.
«Но больше всего среди убитых было кэпкуэнов - омерзительных созданий с могучим человеческим телом и двумя уродливыми головами - человеческой и собачьей. Богиням уже приходилось сталкиваться с этими тварями, и они убедились в их редкостном коварстве, лютой жестокости и недюжинной силе. Даже столь искусная воительница, как Артемида, ценившая честный бой в поединке, теперь не рисковала сходиться с разъяренным кэпкуэном один на один, разумно разя чудовищ с безопасного расстояния». - Владислав Быстров «Клык Хаоса»
«Эти волшебные существа когда-то жили в землях, окружающих Балканский полуостров. О них можно подробно узнать из многочисленных легенд и сказаний восточнороманских народностей. Согласно поверьям, они вернутся на землю незадолго до конца света.
В различных источниках внешность кэпкуэнов описывается неодинаково. Они могут быть мелкими карликами и огромными, как дом, великанами. По своему виду эти существа немного напоминают людей, однако у многих из них две головы - собачья, покрытая густой шерстью, и человеческая, с длинными волосами, причем вторая постоянно обращена назад.
Собачьей головой кэпкуэны способны перегрызать горло крупным псам и даже людям, человеческая же предназначается для выплевывания костей. Самки способны, проголодавшись, убить и проглотить собственное потомство. У этих диковинных существ три зорких глаза; один из них, находящийся на затылке, никогда не закрывается, поэтому кэпкуэнов невозможно застать врасплох.
В некоторых сказках содержатся сведения о том, что кэпкуэны, выбрав себе подходящую жертву, не сразу поедают ее, а переносят в свое логово, где некоторое время откармливают ее медом и грецкими орехами и поят волшебным вином» (217: с.160).
«Кэпкэун (рум. C;pc;un) - аналог огра в румынской мифологии. Кэпкэун похищает детей или молодых девушек, в основном принцесс. В некоторых сказках утверждается, что он ест людей. Изображается как существо с телом человека и головой собаки. Кэпкэун - это один из отрицательных персонажей румынского фольклора наряду с Балауром.
Слово «кэпкэун» произошло от румынских слов «cap» (голова) и «c;ine» (собака), которые в свою очередь произошли от латинских «caput» и «canis». В современной Румынии и Молдавии кэпкэуном называют злого, жестокого и бессердечного человека» (Кривушина С.В. «Загадочные существа»).


Рецензии