О Другом. Искусство понимания. Эссе

Понимание — начало согласия.
................Бенедикт Спиноза

Непонимание делает из друзей врагов.
......................Лион Фейхтвангер

Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.
....................Леонардо да Винчи


1. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ

Для того чтобы понять Другого — не обязательно затевать с ним спор. Достаточно внимательно посмотреть на то, что человек представляет из себя — в текстах, картинах, или в чем-то другом, где он выражает свое видение мира. Точку зрения. Просто — точку зрения... Потом всегда можно сделать выбор — общаться, не общаться, точно отдать себе отчет — имеет ли смысл диалог вообще?
А не мучить друг друга за несовпадение мировоззрений, оголтело пытаясь доказать, что он ничем не лучше тебя. И не доказывать везде и всюду что он - хуже, чем есть...

2. АБЕРРАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ

… Есть глаза — не видим. Уши есть — не слышим. Живем среди кривых зеркал. Иногда накатывает такое отчаяние, что не хочется писать и говорить.
Так проще. И безопаснее. Так спокойнее.

Мы разучились выражать свои мысли внятно, слышать сказанное другими — ясно. Мы стали понимать сказанное не нами - превратно.
Только и делаем, что придаём своё значение чужим словам, переиначиваем сказанное не нами, а потом спорим с собственной тенью, со своими же пометками на чужих страницах.

Иногда мы просто подменяем написанное или сказанное — собственными мыслями, которые нам вдруг захотелось высказать. И пересказываем своё, которым незаметно подменили чужое. Интерпретируем уже сами себя, полностью игнорируя изначально заложенный в тексте оригинала, смысл. Чей-то текст лишён ценности изначально — он лишь повод заявить что-то своё.

Мы перестали воспринимать чужой текст адекватно. Заменяем его в своей голове своими личными субъективными конструкциями. Порой и личность чужую воспринимаем как результат собственной интерпретации, в кривом зеркале своих представлений - таких же субъективных. И хорошо, если это "придуманное чучело" не тиражируется нами же, в досужих разговорах. Тогда искажённый образ человека становится вообще искусственно созданной сущностью, аберрация заразна для легковерных людей. Мы плодим эти сущности, не особо понимая последствия наших слов и суждений.

Здесь теряется не только истина, как таковая, но и авторская правда, на которую нам плевать — потому, что наше слово — важнее, оно вообще — в центре всей интеллектуальной жизни мира...
Интерпретаторы, увлекаясь смысловыми построениями собственного ума, вообще теряют автора, его идеи и смыслы, не учитывают его существование и авторскую точку зрения даже теоретически.

Различая лишь собственные слова и мысли в чужих голосах, мы порой не делаем даже попытки усомниться в собственных мыслях и высказываниях, и вникнуть в подлинный смысл сказанного Другим — всё, что находится извне, нас уже давно не интересует. Мы перестали видеть и слышать людей вокруг себя, оставив рядом с собой собственные интерпретации того, что было не понято и превратно истолковано нами с самого начала.

Это происходит везде: постмодернистская привычка всё трактовать и толковать по-своему, переиначивать, окарикатуривать — наше эго размывает границы между личным и внеличным.

Интеллектуальный террор? Диктат эгоцентризма? Шизофрения разума? Или уничтожающий всё вокруг себя, экзистенциальный беспредел?
Какая жуткая, психопатическая иррациональность. Тотальная аберрация восприятия.

3. СПОР ГЛУХИХ

Мы не слышим Другого. Что нам чужая речь? Истина давно не рождается в спорах, и мы лукаво утверждаем, что её не было никогда, что Добро и Зло - относительные, условные категории, что границы между понятиями размыты, а нюансы неуловимы.
Полемика сводится к словесной фиксации личного удовольствия или неудовольствия тем, что было отфильтровано и воспринято. Как правило, это — мизерная доля от реально сказанного.

Спорим, не услышав понятного, ожидаемого нами контента, или уместной, по нашему мнению и простенькому сценарию, интонации, и еще черти чего, что могло бы вызвать подобие благожелательного личного эмоционального отклика, ощущение удовольствия.

Спешим соглашаться там, где есть за что зацепиться самолюбию, ведь мы везде ищем только Себя. И, по большому счету, всё равно, чья речь полна заманчивых обещаний: мы готовы искать подтверждения ценности собственных мыслей даже в словах дьявола. Качаем головой. В чем-то он, безусловно, прав, да, всё верно, и нельзя с ним не согласиться...

Боимся собственного интеллекта — ведь ясно станет, чего мы стоим на самом деле, с мелочным интересом к приятным уху, выгодным правдам, привычным стереотипам фрагментарного мышления. Не признаваться же себе в умственной несостоятельности, в том, что отвыкли различать оригинал и подделку, добро и зло, и что мы давно путаем голоса бесов с голосами ангелов. Да и мало волнует нас разница между ними. Нам не собеседник нужен, а нанятый актер, добросовестно отыгрывающий нужные и понятные нам эмоции.

Подчас ведем себя как злые капризные дети из библейской истории:«Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, а вы не плакали...»** Ищем своего*. Приходим в негодование от того, что нам непонятно. Включаем на полную катушку все свои надуманные комплексы неполноценности. Хватаемся за любой повод для упрека, придираемся к мелочам, опошляем чужие смыслы собственной глупостью, стремимся выразить недовольство демонстративно, чтобы покрепче самоутвердиться — на чужом слове.

В хламе суетливых суждений сама суть сказанного остается не услышанной. Недоступной.
Стремлению подняться до уровня оппонента часто мешает желание превознестись. Если не получается его опустить до собственного уровня — хоть убей, испытываем раздражение и бросаемся восстанавливать «попранную справедливость». По пути обесценивая Другого, роняя чужое достоинство, теряя собственное...

Текст Другого — остается за пределами внимания и понимания. Как подарок, по рассеянности выброшенный в корзину для мусора.

Мы давно забыли, что такое — диалог с миром. Странная, яростная и горестная пантомима: демонстрация мелких, тусклых по мысли, лукавых самомнений, в мире глухих.

P.S.

Для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше — смертью.
Лев Николаевич Толстой

«Любовь <...>не ищет своего» (1 Коринфянам 14:5)
**Евангелие от Матфея


___________________________________________________
Примечания)))

Экзистенциализм — иррационалистическое направление в современной философии и литературе, ставящее в центр изучения и изображения человеческое существование и утверждающее интуицию в качестве основного метода постижения действительности.

Аберра;ция — лат. aberratio — искажение, искривление, отклонение от нормы, «заблуждение, уклонение, удаление, отвлечение», исход рассуждений из ложного понимания источника, из ошибочных представлений. В оптической аппаратуре — дефект изображения, искажение оригинала.



П. Фрагорийский
из кн. Блокнот Птицелова (Сад Камней, Триумф ремесленника)

#философияТекста


Рецензии
Тогда вопрос - может ли сейчас поэзия/проза вообще сказать что-то новое?
Есть ли в литературе место новаторству?
Чтобы открыть, читать и не испытывать дежавю на каждой строчке и каждой мысли?
И будет ли подобное, "творческое жамевю" понятно/близко читающему -
найдёт ли, зацепит, отзовётся ли эхом в глубинах сознания и сердца?

Мы то что мы (едим)/читаем?.. )

Спасибо, есть над чем подумать )

Сон Во Сне   01.05.2021 18:35     Заявить о нарушении
Смотря что понимать под "новым". В поисках за оригинальностью можно докатиться... до мышей. Как Джон Кейдж, например, со своими 4.33, когда музыки нет - но есть молчание. Или "черный квадрат", который вроде и уникален, а смысла в нем нет, да и не живопись это уже.

Мне кажется, новизна не главное, главное - актуализация смыслов. Все равно один и тот же знак-символ-форму каждый по-разному воплощает, понимает по-разному, т.е.ю вглубину.
Это бесконечный процесс, познание сказанного, созданного.
А сенсационная литература... ну вот Сорокин оригинально подошел к предмету литературы. и что? это вызывает либо болезненный извращенный интерес, либо отвращение - если у человека здоровая психика.

Ну, в общем, да... Что едим - тем и питаемся.

Птицелов Фрагорийский   01.05.2021 18:58   Заявить о нарушении
т.е. в глубину.
Опечатки, извините.

Птицелов Фрагорийский   01.05.2021 18:59   Заявить о нарушении
Эм, под "новым" вернее было бы написать "то что ещё не написано/не сплагиачено у других", не заимствовано из обрывков чьих-то мыслей или не имеет хоть какого-то родства с уже написанным.

Ну а как же не повторяться в той самой "актуализации смыслов", если в общем-то
смысл всегда и везде был одним и тем же - поиск себя?
Тот самый экзистенциализм как у пишущих так и у читающих - вечные поиски себя и своего места в мире. И да, обёртки бывают разные, но человеку близко то, что несёт в себе ответы на возникающие у него вопросы. Кому и Сорокин сгодится.
Тут не о сенсационности и новизне как таковой, или о киче и эпатаже, кое-го полно ныне в искусстве.
Как не повторять ни себя, ни других? Если, вроде бы, всё уже сказано до нас, хоть и другими словами..

)

Сон Во Сне   01.05.2021 19:49   Заявить о нарушении
Так не бывает.
Культура это всегда и новое (средства выразительности, смыслы, образы) и старое (преемственность)
Иначе мы собственного чириканья на своем личном непонятном - не поймем.
Это либеральная доктрина - глобалистская. Она направлена на ограничение семантического поля в культуре и искусстве. Ограничение человека в возможностях. Ну и святое - бабло за ВСЕ.
Если они не постеснялись лапу наложить на всю русскую кллассику, на цитирование не только художки, но и научных текстов, и даже на гимн России... о чем тут говорить. Теперь еще "идеит" осталь приватизировать. И они уже пытаются это делать.
А потом - наложить бездарям лапу на все. И вот уже понятно зачем: это называется недобросовестная конкуренция.
И в конце концов деградация смыслового поля в головах людей. Деградация человека.

В общем, все это ведь очевидные вещи. Странно, что многие люди не думая их глотают и питаются этим суррогатом, тем самым поддерживая этот бандитский беспредел, который уже и в культуре происходит.
Но думаю, они получат по рукам.
И отвалят. Как это уже было в истории человечества не раз.
Иезуитство такое либо будет нами отброшено - либо оно нас пожрет.

Птицелов Фрагорийский   01.05.2021 20:02   Заявить о нарушении
На общем интонационном, языковом, поле, на информационном поле смыслов всегда есть ОБЩЕЕ.
Ради него и создается искусство, литература.
По-другому не бывает)
А уникальным произведение делает мастерство и искренность. Как в злом, так и в добром.

Птицелов Фрагорийский   01.05.2021 20:04   Заявить о нарушении
Теперь еще "идеит" осталь приватизировать
==========================================
Теперь осталось еще идеи приватизировать.
Опечатки) Не смотрел на экран, клавиатура что-то свое исполнила))

Птицелов Фрагорийский   01.05.2021 20:05   Заявить о нарушении