Сордель Не быть собой, Акт I, Сцена 1, Трагикомеди

Действующие лица:

 
                Сордель, Сорделло да Джойто

                Куницца да Романо, жена графа Оберто
 
                Оберто, граф ди Сан-Бонифачо
 
                Леонора, дочь Оберто
 
                Рикардо, граф Скалигера
 
                Герцог Эзелино III да Романо, брат Куниццы
 
                Кухарка

                Служанка, помощница кухарки
 
                Стражник и его собутыльники

                Автор
 
                Неизвестная дама – Энигма

Время действия – 1225 год, Северная Италия, Верона // Наше время, Москва
 
 

Пролог
                Я приглашаю милых дам
                Со мной умчаться в неизвестность –
                В старинный о любви роман
                И проявить души любезность: 
                Стать героиней, например, –
                Одной из дам, любви достойных,
                И быть полезнее вдвойне,
                Играя роли беспокойных
                Дам от рождения высоких
                В своём общественном миру,
                А я, как автор, помогу
                Благополучно всё устроить.
                Итак, пожалуй, я начну…
 
Act I
Сцена Первая
Время действия примерно 1225 год, северная Италия
Сорделло да Джойто (Сордель) и графина Куницца да Романо, супруга графа Оберто ди Сан-Банифаччо

Автор
                Печальный рыцарь долго и напрасно
                Пороги дамы сердца обивал,
                А Донна оставалась безучастной
                И соблюдала строгий ритуал.
                Он бился в объяснениях несвязных,
                Сочувствием и лестью обвивал,
                Заискивал и вёл благообразно
                Под отведённый в замысле финал.
                Его тянуло, тяжело дыша,
                На берег выйти из сомнений пенных –
                Сломать, иль покорится навсегда.
                Не правда и не ложь… чем ложь страшна?
                Она не стережёт упрямых пленниц –
                Доверчивость наивна, как младенец…   


Сордель
 
             – Откройся, кто приют в твоих объятьях
                Нашёл и занял место навсегда,
                Других оставив безнадёжно в братьях,
                Едва приласканных, как в церкви сирота?
                Гроши считает меж своих собратьев
                Скупая в воздаяньях нищета,
                А я готов рискнуть в твоих объятьях
                Всего лишиться – быть с тобою навсегда.
                Я связан, обречён тобой любовью;
                Как острый нож – бездушья слепота,
                Когда стоит любовь у изголовья,
                Когда изменой полнится она…
                И кажется не нужной и чужой,
                Не знающей в объятиях покой.
 
Куницца
 
             – Совсем не так... ну, что ты? Нет и нет!
                Души моей привычный дорог свет,
                Что согревал с рождения собой, 
                Во взрослой жизни, став скупой строкой....
                Да чем угодно – лишь бы не на смех
                Вселял надежду в души редких тех,
                Кто был приближен прежде по судьбе; 
                Чуть-чуть досталось отсвета тебе...
                Не суждено мне было "выбирать",
                Но рада всех вас светом согревать.
   
Сордель

             – Согреть ты рада… радости в том нет.
                Ты отдаёшь себя ночной порою,
                До боли в сердце… это я не скрою,
                Другому, и встречаешь с ним Рассвет.
                Он плечи обнимает, вяжет кудри… 
                Его лицо ласкают поутру,
                Как не пытаюсь быть с годами мудрым –
                От ревности сухой щепой горю.
                Едва в часу забудусь предрассветном,
                Ищу тебя во сне, хочу украсть,
                Чтобы умчаться с пленницей бесценной
                И дни, и ночи, вместе коротать.
                А утром понимаю – сам в плену,
                Охотник, угодивший в западню.

Куницца
 
             – Я вижу сны... исчезли в них герои.
                Забыты замки, сказки, и пороги
                Не обивают рыцари в доспехах,
                Осталась пастораль в моих напевах...
                Её под нос тихонечко мурлыча,
                Ложусь в постель… одна... негромко хныча.
                А если юмор всё-таки отбросить
                И отвечать серьёзно на вопросы,
                То в сны реальность тоже прокралась
                И там порядки заводить взялась.
                Итак, для ревности причины нет:
                Не от щепы сухой твой… милый… свет!
 
Сордель

             – Прости меня, я – милый, ты – мой свет…
                Что пробивается чрез облачность сомнений, 
                Причудами из снов воображений,
                Когда весенним воздухом согрет.
                Я не такой, как думал, сердцеед.
                В помине нет безудержных влечений
                И поводов для новых осуждений
                За торжество несбывшихся побед.
                Не помню, что пришёл, когда я с ложью,
                Путь не сбивался с верного следа…
                Я вышел к неприступному подножью
                По имени «Твоя, но не Судьба»
 
Куницца
 
             – Бесспорно… милый! Быть могло иначе?
                Не объясняться же "что это значит"!
                Здесь всё понятно, ясно без усилий -
                Не раз, не два мою любовь гасили…
                Она доверчиво в глазах моих селилась,
                Хоть попадала всякий раз в немилость.
                Конечно, милый! Милый друг-мужчина;
                Нужна ли в дружбе верней причина?
                Не холод вовсе, не зима во мне лютует,
                Не он тревожит твой покой, в ночи волнует –
                Есть в сердце жилка с ручейком горячим,
                Что бережливой позволяет быть и зрячей 
                К любимым людям, в седину осевших,
                Но бескорыстно рядом быть посмевших.   

Сордель

             – Я огорчён, свои припомнив годы,
                Корю себя за безрассудство сам,
                Тем с большим пылом благодарен Вам
                За пробудившийся мой зов природы.
                Я наслаждался вольностью свободы,
                Не разделял блаженство пополам,
                Желая показать своим врагам,
                Со мной любовь, а им считать доходы.
                И вдруг теперь к привычкам старым скуп,
                В твоих глазах ищу любовь и счастье,
                Чтоб отдавать взаимность, если люб.
                Повелевай богинию всевластной,
                Как рыцарь, подчиняюсь зову труб,
                К победе рвусь – короткой… и напрасной?
 
Куницца
 
             – Не надо, не печалься, я сильна.
                Увы, не первая идёт весна
                И не последняя... насколько понимаю:
                Ночами плечи, словно рядом, укрываю,
                Шепчу на ушко: "Ты хороший, ты хороший", –
                На самом деле в моей жизни ты – прохожий...
                Но по-другому мне не спится – грёзы, грёзы…
                И срезанные мною в вазе розы
                Мне кажутся в мечтаниях твоими...
                Да только в жизни есть и будем мы чужими.
                И это факт. Его не сдвинуть с места.
                Увы – давно ни для кого я не невеста.
                Да и о чём мы? Ты живи счастливо!
                Ох, Боже правый, как я, женщина, болтлива.
 
Уходит, останавливается у дверей, платок у глаз, погружается в короткое раздумье…
 
                Как я глупа! Лесть овладела мною.
                Я ухожу в ночную тишину –
                Муж взял с приданным верную жену,
                И я останусь навсегда такою!
                Он говорит красиво – я не скрою…
                Стыжу себя, боюсь к нему прильну –
                Девчонкой, убежавшей в новизну,
                И плачу, предаваясь в счастье горю…
                Всё! Остановка! Больше ни полшага
                К нему навстречу – на свою беду
                Из заточения в Покое не приду.
                Он был с рождения неистовым служакой,
                А я была и остаюсь собой –
                Замужнею соломенной вдовой!
 
Платок летит к порогу, отброшенный решительным жестом…


Рецензии