О программе 4 Турнира поэтов 2021

Анна Аренштейн, Наталья Илларионова, Елена Пестерева, Евгений Сулес.

Начну с Елены.
«Я крайне далека от фольклора, ничего в нём не понимаю».
«Я объелась стихами биофаковцев, физфаковцев, химфаковцев.
«А также пресыщена стихами литфаковцев».
Вопрос 1: зачем критик пришла разбирать именно эти стихи, в которых ничего не понимает?
Вопрос 2: интересно узнать, а какими факовцами критик ещё не объелась?
Майя Плисецкая так говорила о переедании: «Жрать надо меньше!»)))
Вопрос 3: почему для Анны была выбрана тактика диалога, что явно было для неё выигрышно, а для Натальи тактика жёсткого монолога критика, и это было проигрышно для автора, т.к. столько упрёков и замечаний в конце этой встречи разгрести и объяснить было уже невозможно?

Теперь о стихах Анны.
«Поэзия — разговор с Богом».

«Народ же, коротая век на пляже,
не вспомнит даже,
в какой момент металлом загремели
благие цели.
И только клоун, сидя на песочке
на пятой точке,
щекой в ладонь, глядит без укоризны
на жизнь Отчизны»

«И все ли там у нас в порядке?
И не проспался ли народ?
И что там выросло на грядке –
небось, опять невпроворот»?

Напомню, что в православии Бог есть любовь! А в этих строках я её не нашёл. А вот фигу в кармане чувствую. Сказано: «Не поминайте Бога всуе».

И о стихах Натальи.
С её стихами хочется жить, т.к. именно в её стихах и есть Бог,
несмотря на:
«Не очень нравится подборка»;
«Не очень нравится техника»;
«Не очень нравится интонация».

Грань. Я, как лесной человек, часто наблюдал, как над болотистым местом, низиной туман есть, а как только выходишь на возвышенное место, он резко исчезает. Думаю, что эту границу можно в стихотворении назвать гранью тумана.

Ось. Выходишь на полянку небольшую среди высоких деревьев, осматриваешься, и лес вокруг тебя начинает вращаться. А как без оси он может вращаться? — Никак. Человек в данном случае и является той самой осью.

За звёздным небом, в т.ч. «Весами» можно наблюдать и днём, например из глубокого колодца, куда не попадают лучи солнца. Маленькую полянку можно увидеть как похожий колодец, ограниченный высокими и плотно стоящими деревьями.

«Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам… У Бога есть одна мысль и одно желание — миловать и миловать. Приходи всякий… Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была».
Феофан Затворник
Я думаю, что и автор в этом волшебном лесу видит Страшный Суд именно как оправдание, прощение грехов. Суд исчез сразу, как только простил грехи грешнику.

Рай. Неужели рай может описываться только железной логикой и только в тридцатые годы? Наверное и сегодня человек может создать для себя рай, отринув суетность мира и впитывая в себя только хорошее, высшее, любовь.

Слово «могёт» выпирает, т.к. в стихотворении больше нет бытовых слов.

Бременские музыканты. «Не может быть двух антитез». А мне видится совершенно помешанный на мечте музыкант, несмотря ни на что, идущий к цели «играть на скрипке у стен Сорбонны». И всё стихотворение строится на этой цели, и пастор, как и прочие трудности, не выпадает из смысла. Да, такой вот пастор попался. А паства, возможно, даже лучше этого пастора.

Драгоценный. Совершенно не понятно, почему после «Слова о полку Игореве» нельзя писать фольклор. Например, «Сказ про Федота-стрельца» Л. Филатова очень хорош!
«трапезе — глазей»,
«благодарностью — повстречамся».
Неточные рифмы в фольклорных народных стихах — обычное дело, причём точные и неточные перемежаются и сосуществуют рядом, в отличие от современного стиха.

Худой. «Неладный, негодный, дурной, плохой, нехороший; в чем или в ком недостатки, пороки, порча», «Худое дело, коли жена не велела».  (В.Даль)
Т.о., худые очки вполне имеют право на существование (плохие, негодные очки).

Передача, в целом, очень хорошая! Смотрим, комментируем.)))


Рецензии
Передача, в целом, очень хорошая!...
.
Когда критики заведут тут блоги и станут в них публиковать стенограммы своих выступлений, тогда и... Стенограммы без редактуры. Я не понял, отчего не может быть двух антитез, но это мелочи. "Бременские музыканты" -слабое стихо не потому. Фольклор под подозрением, это верно.

Терджиман Кырымлы Второй   02.05.2021 21:26     Заявить о нарушении
Хорошо бы обратиться к Вам по имени, а так, с первого раза без тренировки пока выговорить не сумел.)
Я вот о чём. И критик, родившийся во Львове, и большинство комментаторов и экспертов не слышали настоящего народного языка, не были никогда в наших настоящих лесах. Находясь в рамках литинститута, они не могут выйти в народ, да и не хотят. Как красиво разговаривала моя бабушка, а я, дурачок маленький), её критиковал за "неправильные" слова.
Посыл "Бременских музыкантов" - деньги пережили сами себя, поскольку кроме универсального средства обмена ресурсами сами стали товаром. Понимая это, герой показал нам, что надо из-под них выбираться, иначе погибнем. Как? - Пока этого никто не знает...
Всего доброго,

Евгений Ермолин   02.05.2021 21:50   Заявить о нарушении