Единственная единица

Из-за проблем со зрением обитателем школьной «камчатки» я никогда не был. С 1-го класса и до выпуска из вуза моим ПМП (постоянным местом пребывания) была первая парта среднего ряда.
Впрочем, учась с интересом по мере сил, такой вынужденной приближённостью к педагогическому оку я особо не тяготился. Страсти к нарушениям дисциплины у меня никогда не было. А способностью тянуть время разными каверзными вопросами при опросах, я пользовался лишь в крайних случаях. Да и то, исключительно по просьбе классного сообщества…
Физику и астрономию в нашем 10б стал вести Лев Николаевич Зенин –студент-заочник физмата нашего пединститута. Впрочем, Львом Николаевичем молодой педагог с импозантной бородкой, походил совсем недолго. Наши классные девчонки, бредившие образом Наташи Ростовой или, на худой конец, переживавшие за судьбу Анны Карениной, сразу «перекрестили» его в Толстого, благо имя-отчество позволяло без труда найти эту ассоциацию. Но к виду нового физика это прозвище как-то не «прилипло»: очень уж щупловатым он был, а насмешек «от противного» явно не заслуживал.
Намного быстрее и навсегда прилипло к нему прозвище, данное мною. Переставив местами всего-то две буквы в имени-фамилии физика, мы получили не кого-нибудь, а… ленина. Точнее в нашем ученическом кругу физик стал именоваться как Зев ленин (с заглавной буквы мы по-прежнему уважительно писали лишь псевдоним вождя мирового пролетариата). Манера вести уроки, которой придерживался молодой педагог, нам определённо нравилась. Вёл себя с нами он без панибратства, но почти на равных, без подчёркнутой демонстрации своего превосходства в статусе (учитель всё-таки!) и уровне знаний (весьма высоком, кстати!).
А ещё у него было довольно интересная метода в выставлении оценок. Раз в четверть ты мог подойти перед его уроком и попросить, чтобы в обмен на точку, сегодня тебя к доске не вызывали. Но исправить точку на оценку или «закрыть» отказ отвечать ты мог лишь сдав зачёт по темам пройденного материала всего раздела. Даже двойки в журнал он сразу не ставил. На уроке «неуд» заменялся такой же точкой, а к следующему уроку «виновник невежества» должен был «назубок» знать весь пройденный материал раздела, по которому сей казус и случился… Исправлять злополучную точку неудачнику чаще всего приходилось в лаборантской кабинета физики, где зев ленин любил засиживаться допоздна, готовясь к очередному уроку или же к своей сессионной «голгофе». Спрашивал физик нас строго, но без излишних придирок. Так на месте точки, или, по его словам, «пятна на репутации», у неудачника вскоре появлялась в трудах заслуженная им положительная оценка и школьная жизнь возвращалась в привычное русло.
…В тот злополучный день из-за домашних неурядиц с братьями-близняшками, Танюшка Безденежных опоздала не только к первому уроку, но едва успела она даже на астрономию, бывшую третьим уроком. Четверть подходила к концу, и времени на исправление оценок оставалось немного, а ей светили неуды не только по «звёздному небу», где один спасительный отказ у неё уже был, но и по математике с химией, что шли следом…
Одним словом, Танюшка решила рискнуть. Увы, в тот раз риск не оправдался…
«А сейчас к доске пойдёёёт… Безденежных! И поведает она нам о строении Вселенной» - раздался безапелляционный голос ленина. Так, наверное, свои приговоры еретикам оглашали инквизиторы перед сожжением неверных.
Беспомощно оглянувшись, будто надеясь, что в классе есть ещё одна полная её  тёзка, и вызывают к доске не её, полуживую от страха Таню Безденежных, а кого-то другого. Но других таких не было: «камчатка» есть «камчатка». И Татьяна побрела к доске, где ленин заблаговременно перевернул обратной стороной таблицу с парадом планет.
Пока приговорённая к ответу шла к доске и собиралась с силами, я успел не только найти нужный параграф в учебнике, но и как умел, нарисовать схему расположения планет с Солнцем посередине. И всё же, не увлекаясь астрономией и не мечтая стать космонавтом, – а Таня этим не увлекалась и не мечтала, – попробуй тут без зубрёжки запомнить расположение всех этих планет, да ещё с их спутниками… Вот ответчица и не запомнила…
Пользуясь тем, что ленин на секунду отвлёкся на звук низко летящего за окном самолёта, я ловко, как мне казалось, перевернул учебник вверх ногами так, что схематический рисунок оказался перед глазами ответчицы. Однако, мой переворотный трюк зевом был разоблачён не хуже, чем устами Воланда в «Мастере и Маргарите» была разоблачена чёрная магия …
… Подойдя ко мне сзади, и накрыв раскрытый учебник ладонью, ленин насмешливо произнёс: «Таак-с, Сычов! Вы и вверх ногами текст читать научились?.. Да и однокласснице отвечать теперь намного легче стало. Ну-ну! Прочтёте текст второго абзаца снизу без запинки – точка и пересдача темы – за вами. А на нет и суда – нет: тогда единица в журнал, вам, милейший! Дневник на стол! А Вы, Безденежных, садитесь и думайте! Из-за вас же человек пострадал». 
Конечно, текст, перевёрнутый вверх ногами, прочесть я не смог. И мой дневник перекочевал для расправы на учительский стол, обзаведясь первой и единственной за всю мою школьную жизнь единицей и вызовом родителей в школу для профилактической беседы в определённый день и час. Кол в дневнике с записью о вызове родителей в школу ничего хорошего дома мне не предвещали…
Меня ожидал нелёгкий «разбор пролёта» с участием отца и матери. Мамуля, лишив меня десерта и воскресного культпохода в Дом офицеров на танцы, в «промывке» моего юного мозга, как всегда, сделала упор на то, что в школе надо вести себя хорошо и учиться на совесть. А вот с батей разговор по-мужски был намного более трудным. Выслушав мои, в целом, невнятные объяснения, отец, окинув меня холодным осуждающим взглядом, только и сказал: «Ты хотел доброе дело сделать!?... Девушку выручить?.. И что в итоге? Помог? Нет, прокололся сам и её подвёл! Кто ж не страхует себя при открытой передаче информации? Неужели прикрытие трудно было продумать? Тоже мне – сын спецназовца», – с горечью произнёс он…
И тут мне стало стыдно за себя ещё раз, ведь в играх батя многократно показывал мне, как надо незаметно передавать записки, как, неприметно для окружающих, собирать и систематизировать нужную информацию… А тут дошло дело до реальности и прокол сразу… Стыдобища, да и только…   
В назначенный день я пришёл в лаборантскую к ленину на пересдачу раздела, вызубрив не только его, но и многое из пройденого ранее. Каково же было моё удивление, когда я увидел выходящую из лаборантской страдалицу от астрономии: её веснусчатое личико украшала прекрасная улыбка.
«А я на четвёрку пересдала! Ну он меня и помучил!» – ликующим голосом отрапортавала  мне Танюшка. Иди к ленину, я за тебя кулаки держать буду!» – напутствовала она.
 «Не кулаки за Сычова, а швабру в руках Вы держать будете, Татьяна Безденежных! Дежурство по кабинету вне очереди Вам предстоит прямо сейчас. Приступайте! А мы тут с Вашим спасителем о межпланетных делах погутарим, а Вы слушайте, да запоминайте!» И девушка, заметно смутившись, принялась за уборку.
Моё испытание длилось полчаса, не меньше… Так долго на обычном уроке не длилась пытка вопросами и требованиями что-либо доказать даже для всего класса, а тут пришлось отдуваться мне одному…
Зато я с удовольствием и без запинки показал расположение во Вселенной всех планет Солнечной системы, рассказал, что СССР изучает космическое пространство при помощи недавно запущенных к спутнику Земли «Луноходов», а так же – межпланетных станций «Марс» и «Венера».
Всё это время Танюшка усердно мыла полы, стены и парты в метре от открытой двери лаборантской. Ничем не в силах помочь мне, ей оставалось лишь от бессилия молча переживать за меня, глотая слёзы…
Когда закончилась моя астрономическая пытка, Лев Зенин, открыв журнал, на месте кола виртуозно воспроизвёл четвёрку – я ошибочно сказал, что у Юпитера 82 спутника, а у Сатурна их 89, а надо было – наоборот, – а за рассказ о советских межпланетных станциях я получил полновесную пятёрку, что и позволило получить 5 баллов за четверть и годовую «отлично».
Но школьные чудеса в тот день продолжились с приходом моего отца.
При появлении бати в лаборантской, зев ленин в мгновение ока на моих глазах превратился в подтянутого, с безупречной армейской выправкой Льва Зенина. 
«Что тут натворил мой сын?» – спросил отец, снимая фуражку.
«Товарищ майор! Разрешите доложить! Провожу индивидуальные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к астрономии» – по-военному отрапортовал преподаватель, чуть ослабляя узел всегда безупречно завязанного галстука.
«Зенин? Лев, ты?» – удивлённо вскинул брови обычно невозмутимый батя.
«Так точно! Гвардии старший сержант запаса Лев Зенин!» – отрапортовал наш физик.
«Насчёт особого интереса сына к астрономии – сомневаюсь, а вот единицу в его дневнике видел и о вызове в школу – читал. Стыдно за сына» – огорчённо подытожил отец.
«Казус улажен. Пытаясь помочь девушке, ученик действовал по обстоятельствам, но не совсем умело. Профилактическая беседа с учеником проведена. Надлежащие выводы им сделаны. Вперёд наука будет. Так ведь, Игорь?» – парировал батин упрёк Лев Зенин, глядя на меня. 
Мне оставалось только согласно мотнуть головой…
И лишь позже от отца я узнал, что в своё время Лев Зенин был лучшим бойцом батиного спецназа. А за храбрость, проявленную в ходе событий пресловутой «пражской весны», он был награждён орденом Красной Звезды. Благодаря бдительности и мужеству сержанта Зенина была обезврежена группа диверсантов, выводивших из строя наши танки.
С той поры пиджак педагога украсил боевой орден, а мы перестали звать учителя лениным. Герои достойны с гордостью носить свои имена… Нам было с кого брать пример, на кого равняться, ведь герои жили рядом с нами, учили нас…
Этот урок я усвоил на всю жизнь.


Рецензии
Игорёчек, Вы - великолепный рассказчик! Не исключаю, что Вы могли бы со временем стать и замечательным сценаристом, ибо Вам столь успешно удаются диалоги, что не возникает "зазора" между словами реальных персонажей и чертами их метальности...)
Вам сочуствуешь, Вами любуешься..да и Танюшкой заодно:)
Благодарю за эстетическое наслаждение проявить свойства эмпатической натуры..:))
Мы вместе)
С неизменным,
я

Светлана Груздева   11.09.2021 16:06     Заявить о нарушении
не совсем понятно, почему Автор - Игорь СычЁв, а герой рассказа - СычОв:))нежно, я

Светлана Груздева   11.09.2021 16:14   Заявить о нарушении
Светлана,если возник такой вопрос, значит, где-то я в своем повествовании недотянул по качеству до уровня литературного произведения, где есть право автора на его интерпретацию того или иного события. Ведь по мысли мой рассказ не сухая документальная хроника. Это как "Повесть о настоящем человеке" - осмысление реального события средствами художественного пересказа. Я буду стараться писать лучше. С уважением И. С

Игорь Сычев 3   11.09.2021 17:37   Заявить о нарушении
а разве я не похвалила Вас, Игорь?:) могу преположить, что вы только что со сна:))
дружески, я

Светлана Груздева   11.09.2021 18:15   Заявить о нарушении
"СычЁв -- СычОв " это ещё не событие...и интерпретировать тут нечего, и м х о..:))

Светлана Груздева   11.09.2021 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.