Занимательное стихосложение. Глава четвертая, про

Глава четвертая, про каки (осторожно, ненормативная лексика!)


Моя любимая тема в стихосложении это артикуляционные ошибки. Я обожаю эти коварные неточности, которые могут вкрасться в творчество любого поэта. Что же такое артикуляционные ошибки? Пожалуй, лучше сразу начать с примера. Вспомните, как вдохновенно мы распевали знаменитую песню на слова Исаковского про "Лучше нету того цвету". А ведь там допущена артикуляционная ошибка ведь строка “как увижу, как услышу” звучит совершенно не поэтически - "каку вижу, каку слышу”. Приведу и другие примеры:

Как она (какана)
как оно писано (какано, писано)
Как, от чего (какать чего)
Как убрать (каку брать)
Как и в былые времена (каки в былые времене)
Как Ассоль (кака соль)

Самой знаменитой артикуляционной ошибкой была ошибка, которую по преданию сделала Вера Инбер в поэме про Степана Разина: “Отруби лихую голову” (отрубили х-ю голову). Каки Исаковского бездарно меркнут в сравнении с этой фразой, а все последующие ошибки молодых авторов являются просто детским лепетом.

Хотя Блок в поэме "Двенадцать" тоже отличился:

Утек подлец! Ужо постой, (жопостой)

Были подобные ошибки и у других маститых поэтов. Пушкин в 4 главе "Евгения Онегина", к примеру, усадил в ванну сосну:

"Со сна садится в ванну со льдом" (сосна садится) (Тут, кстати, ударение в словосочетании “со льдом”падает на сО льдом. Не думайте, что великий поэт еще и сбился с ритма)

Была своя сосна и у Ахмадулиной: "И коль дитя расплачется со сна, не беспокойтесь - малость виновата".

А у Брюсова есть такая, очень некрасиво звучащая строка: "Мы ветераны,
мучат нас раны" (насраны)

Надо сказать, что у людей имеется неодинаковая чувствительность
к артикуляционным ошибкам: одни их моментально слышат, другим на них нужно указать.

Не буду загружать данную главу долгими рассуждениями на тему артикуляционных ошибок, а просто приведу примеры забавных фраз и словосочетаний,
употребление коих в поэзии крайне не желательно:

"И цел к утру"  (опасная манипуляция, могущая привести к потере девственности (и целку тру)
"Искала, выбирала я тебя" (Из чего выбирала? Впрочем, можно провести санитарную обработку - главное, чтобы мужчина хорошим был (из кала выбирала я тебя)
"Когда любови с нами нет " (Весна? Минет? Очень может быть - там где любовь,
там и остальное)
"Он с сарказмом смотрел на меня" (может послышаться - с оргазмом)
"Запись диска" (зап-здистка - новое ругательное название женщины?)
"Люблю - и баста" (Без слухового аппарата можно подумать,
что это девиз человека с сильным сексуальным темпераментом)
"Что же реки любовь от меня прочь умчали" (прочумчали? Прочумчание - новый способ транспортировки любви?)
"Сигарету дососу я (Само по себе очень забавное словосочетание,
но кто такой сосуй?)
"Нет, не проста та борьба с темнотою" (Действительно, не простата,
а фонарь поможет в данном случае)
"Их уйма" - очень неприлично.

Кроме того, в русском языке есть слова и словосочетания, которые не стоит употреблять в стихах из-за их неоднозначного понимания. К примеру, нужно особенно осторожно обращаться со словами, которые либо содержат в себе части нежелательных слов, либо при сочетании с другими словами создают слышимые нежелательные слова. Классическим примером такого слова является слово застрахуйте (застрахуй), которое содержит в себе всеми хорошо видимое и слышимое ненормативное слово. По поводу этого слова даже существует хороший анекдот:
 
Приходит к агенту клиент и говорит:
 
- Застрахерте меня.
 
- ???
 
- А вы хотите, чтобы я сказал застрахуйте?
 
К этой же опере относятся слова, оканчивающиеся на ху: (блоху, валуху, верху, греху, доху, жениху, жмыху, кожуху, лопуху, мху, ольху, пастуху, паху, петуху, сноху, соху, стиху, требуху, труху, уху, цеху, чепуху, шелуху, штриху) и последующим я.
 
К примеру: Стиху - язык,  а песне – слово.
 
Приведу еще несколько примеров забавных артикуляционных ошибок из моей коллекции.

без страха (без траха)
Под датой смерти (поддатой смерти)
C виноватой улыбкой (свиноватой улыбкой)
прохладные стали воды (прохладные сталиводы)
икры с хлебом (и крыс с хлебом)
нас рать (на-рать)
и кается  (икается)

Кроме того, лично я не люблю употребялть в стихах трудновыговариваемые (типа этого) слова и словосочетания, например - без возврата.


Домашнее задание - найдите в своем творчестве, или в творчестве других поэтов артикуляционные ошибки, и передайте в мою коллекцию.


Рецензии
Уважаемая Элла!
Не понимаю, почему до сих пор нет откликов на такую нужную статью. Некоторые авторы обладают так называемой поэтической глухотой. Стихи – это не только то, что пишется, но и то, что и как слышится. Хочу пополнить Вашу коллекцию. Автора не хочу указывать, чтобы не компрометировать его реноме. Ему столько раз подсказывали, что нужно внимательно употреблять союз "как", если после него слова начинаются с гласной буквы.
Но автор не прислушивается, поэтому часто попадает впросак и оказывается "в луже".
Вот образец его опусов.
"Подойду к окну, раскрою снова шторы"©
Слышится : подойду, какну, раскрою шторы...
Ещё :
"катает камни, как игрушки"©
А слышится?
Катает камни, каки Грушки.
Есть имя такое Груша)))
Спасибо Вам за проведенную Вами работу по сбору информации и озвучивание проблемы, которая реально существует в поэзии.
Галина.

Галина Салаи   22.05.2023 17:06     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Галина, за замечательные примеры! Украду, если не против. :)

Элла Титова-Ромм Майка   26.05.2023 22:05   Заявить о нарушении
Конечно, я не против, раз сама это предложила.

Галина Салаи   27.05.2023 00:37   Заявить о нарушении