Как упоительны с тобою вечера Виктор Пеленягрэ!

Откровения куртуазного маньериста
Откровения куртуазного маньериста
Наш собеседник – известный поэт-песенник Виктор Пеленягрэ
Не найдётся ни одного человека, который бы не слышал песню «Как упоительны в России вечера». Её автор – Виктор Пеленягрэ, основоположник куртуазного маньеризма. В своё время он жил и учился в нашем городе. Воспоминаниями о студенческой жизни, своих первых стихах и песнях поэт поделился с читателями «Калужской недели».

ИЗ ЗГУРИЦЫ В КАЛУГУ

– Виктор Иванович, вы родились в селе Згурица Молдавской СССР. Как стали студентом литературного факультета КГПИ им. К. Э. Циолковского?

– Я окончил школу в 1976 году и приехал в Москву, что­бы поступать в университет, но провалил экзамены. А по­скольку я был очень свободо­любивым и мне стыдно было возвращаться домой, то при­шлось зацепиться за СГПТУ, где обучался специальности «каменщик-монтажник». Но я быстро понял, что это не для меня, и решил покончить на время с Москвой и куда-ни­будь свалить. Больше всего меня привлекала Калуга. Во- первых, расположена на моей любимой киевской дороге, по которой я ездил домой, а во- вторых, очень красива.

– Какие воспоминания у вас остались от студенческих лет?

– У нас были прекрасные преподаватели. Когда я на­писал диплом Елене Спиридо­новне Себежко, она вызвала меня и сказала: «Виктор, я вас просила написать диплом, а вы написали докторскую». И потом очень хотела задей­ствовать меня в аспирантуре. Но я поступил в Литературный институт в Москве, поэтому аспирант из меня не полу­чился. Преподаватели калужского университета были настоя­щие вольнодумцы и не усту­пали ни на йоту столичным профессорам!

– Остались у вас друзья в нашем городе?

– Александр Долгополов из службы безопасности КЭМЗ, прекрасной души человек. Геннадий Рогов, в своё время звезда Калужского област­ного драматического театра. Владимир Глазков – ныне режиссёр из Петербурга. А также куча девушек, которых не перечислить.

ТЕАТР И ДЕРЕВЕНСКАЯ ШКОЛА

– Вы принимали участие в постановках калужского ТЮЗа. Расскажите, как это было?

– Мои первые песни про­звучали в спектакле «Пеппи Длинныйчулок» по повести Астрид Линдгрен. Там я впер­вые услышал исполнение своих песен со сцены. Можно сказать, почувствовал себя звездой Калуги. Уже спустя годы мы с Васи­лием Пичулом делали мюзикл с моими песнями. Но началом начал был калужский ТЮЗ, и долгое время я хранил у себя афишу этого спектакля.

– Знаю, что вы некоторое время преподавали в деревенской школе. Где и как это было?

– Это было волшебное вре­мя. На четвёртом курсе ко мне пришла наша Липа (Лидия Петровна Мосолова), заме­ститель декана факультета, занимавшаяся культурно-тре­нерской работой, и говорит мне: «Виктор, всё равно вы не ходите на лекции». – «Не хожу, – гордо ответил я. – Мо­жет, что не так?» – «Нет-нет, мы тебя обожаем. Не хочешь поработать в деревне?» И я согласился, всё равно я валял дурака.

Я поехал в деревню Песоч­ня Калужской губернии. Ди­ректор школы Виктор Алек­сандрович был отличным наставником и собеседником. Всю дорогу, пока мы ехали в деревню, он пугал меня тем, что будет платить мне всего сто рублей. Но когда мы при­ехали и он понял, что перед ним сидит великий человек, то есть я, он повысил моё жа­лование до двухсот рублей. По тем временам это была сумасшедшая сумма. Я проработал в той школе полгода. Неожиданно мне пришло сообщение, что я при­нят в Литературный институт, и я пошёл учиться туда.

СТИХИ И ПЕСНИ

– Когда в вашу жизнь пришла поэзия? Помните свои первые стихи?

– Стихи я писал и до Калуги. Но мои первые публикации были в «Молодом ленинце». Там есть красивые стихи, чув­ственные. Также я посещал литера­турное объединение при «Мо­лодом ленинце». Но вскоре понял, что там мне делать нечего, поскольку я был выше на голову своих наставников и лицеистов. Поэтому держался дерзко и неприступно.

– Вы не только автор песен, но и их исполнитель. Что вы начали раньше: сочинять или петь?

– Писать стихи. Что могло быть выше стихов? Моя пер­вая песня, которая некоторым образом определила моё дальнейшее присутствие в мировом масштабе, была на­писана мной для агитбригады в 18 лет. Нам нужно было представлять Кубу, и я напи­сал песню «Под жарким солн­цем Гуантанамо», исполнив её под гитару. Она была очень весёлой и жизнерадостной, и, я думаю, её до сих пор помнят. Но я никогда и никому её не предлагал. Литература – дело весёлое. Предназначена глав­ным образом для того, чтобы поиздеваться над коллегами и людьми. Когда я пел, то покорял де­вушек. В сущности, в 80-е годы можно было спокойно стано­виться этаким Трофимом или Малининым. Но мне казалось, что круче поэта нет ничего.

– Можно ли научиться писать стихи или песни? Или это врождённое?

– Думаю, что всё-таки врож­дённое. Каждый год из стен литературного института вы­ходят 250 студентов, но поэта­ми и писателями становятся далеко не все.

«КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА»

– Правда ли, что песня «Как упоительны в России вечера» изначально носила название «Как упоительны в Калуге вечера»?

– Это шутка. Когда я бываю в Самаре, то пою «Как упо­ительны в Самаре вечера», когда в Париже – «Как упои­тельны в Париже вечера». А вот, например, любимый го­род Пермь не очень ложится в строку. Но мы выворачива­емся и поём: «Как упоительны на Каме вечера».

– Вы говорили, что писали её двадцать лет. Что менялось в тексте за это время?

– Первый триолет этой пес­ни я написал в 1980-х годах. Мне хотелось написать луч­ший триолет в русской поэзии, потому что они у нас были далеки от совершенства. В 1997 году Александр До­бронравов написал к нему музыку, и для полноценной песни понадобился ещё один триолет. Я его написал. Так родились бессмертная песня и два бессмертных триолета.

– Если не ошибаюсь, первым ее исполнителем стала группа «Белый орёл»?

– Да, право первой ночи оказалось у «Белого орла». Правда, с ними у меня вышла неприятная история. Когда я был за границей, «Белый орёл» с лёгкостью заменил мою строчку «балы, краса­вицы, пролётки, юнкера» на «балы, красавицы, лакеи, юнкера», так как они не знали, что такое пролётки. Я чуть не убил Владимира Матецкого, который проделал этот фокус! Ведь я столько бился над этой строчкой! А тут приходит какой-то компози­тор-песенник и чуть не губит бессмертную песню!

Сейчас я пою «Балы, кра­савицы, гвардейцы, юнкера», а вообще, вариантов у меня было много.

ОСНОВОПОЛОЖНИК ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕЧЕНИЯ

– Вы основоположник последнего литературного течения XX века – куртуазный маньеризм. Можете что- то рассказать об этом?

– Я основоположник курту­азного маньеризма как лите­ратурного течения. А орден мы уже делали потом с одним поэтом, точно так же, как Станиславский и Немирович- Данченко основывали МХТ. И как литературное тече­ние он просуществовал доль­ше, чем, например, футуризм. С 1988 года, когда был напи­сан «Манифест», практически до второго тысячелетия.

– Как ваши песни и стихи попадали в другие фильмы?

– Да, мои песни звучат в са­мых различных театральных и телевизионных постановках. Например, в фильмах «Убой­ная сила», «Граница. Таёжный роман», «Сёстры», «Движе­ние». Один из фильмов Каре­на Шахназарова «Палата № 6» номинировался на премию «Оскар» как лучший зарубеж­ный фильм, и я чуть не стал оскароносцем. Но больше всего моих пе­сен взял замечательный ре­жиссёр Василий Пичул.

Как попадали? Это судьба. Так везло. Приходишь в ки­нотеатр, а там идёт фильм, в котором звучит твоя песня. Приятно.

И НАПОСЛЕДОК

– Согласны ли вы с Булатом Окуджавой, что «у поэта соперников нету»?

– Ну как же нету? Твои со­перники – вся мировая лите­ратура. Ещё Пушкин замечал, что «зависть – сестра сорев­нования, следовательно, из хорошего роду». И соревнова­ние необходимо. Я считаю, что у поэта всегда есть соперники, – это закон. Не было бы Шиллера без Гёте. Не было бы Пушкина без его блестящего литературно­го окружения того времени. Так было всегда.

 

Справочно:
В 1988 году в Москве два поэта – выпускники Литературного института им. М. Горького Вадим Степанцов (ныне лидер музыкальной группы «Бахыт-компот») и Виктор Пеленягрэ (ныне поэт-песенник) – учредили Орден куртуазных манье­ристов – этакую поэтическую группу.

Кто же такой куртуазный маньерист? Это чувственный кривляка. Стихотворе­ния, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изыскан­ности с циничным юмором. Собственно, и поведение, и манера общения курту­азных маньеристов соответственные. Они отрицают реальность как предмет, определяющий структуру произведения. Им свойственны преувеличения, изо­билие эпитетов, декоративность, орнаментальность, гиперболизация описаний и чувств, помещение современных событий в воображаемые романтические и сентименталистские пейзажи и интерьеры, смешение низкого и высокого.

С тех пор прошло много лет, но такими манерными куртуазами они остались и по сей день.

Беседовал Кирилл ГИЗЕТДИНОВ


ПОХОДКА

Как весело и как легко
Несла ты молодое тело
В бокалах пенилось клико
А сердце плакало и пело

Походка легкая твоя
Богам сулила наслажденья
Когда с восторгом слушал я
Всеобщий ропот осужденья

Ты бросила случайный взгляд
А я застыл остолбенело
Вновь сердце билось невпопад
Точнее, плакало и пело

Луна. Безветрие. Покой
Все ближе всполохи сирени
Под платьем трепетной рукой
Я гладил сжатые колени

Вокруг меня цвели сады
Где изнывали от желанья
И страсти пряные плоды
И женщин душные лобзанья

В НЕПОГОДУ

Лежишь, как будто в забытьи
Моим движеньям подчиняясь
А я шепчу слова любви
Губами губ твоих касаясь
А мне бы умереть любя
В безумной неге упоенья
Когда приходишь ты в себя
И снова жаждешь наслажденья

ГЛАГОЛЫ

Как май полыхает!.. Светает. Пора
Накинешь доспехи и прочь со двора
Не ты ли цепочкой играешь нагая
И смотришь в окошко, почти не мигая
Рожденный разлукой колеблется звук
А скрученный локон на пальце упруг
Становятся ближе ночные светила
Ты в самое сердце поэта пронзила
Там губы пылают, как будто в огне
Там бедра, как рыбы, всплывут в тишине
Как трепет восторга, как ночь вдохновенья
Как молния страсти, как сумрак забвенья
Где падают звезды и грезят цветы
Спрягая глаголы твоей наготы

КАК ПОЗДНО

Как ты раздевалась поспешно
Как ласково руки встречались
Как сброшено платье небрежно
Как взоры твои преклонялись
Как пели небесные хоры
Как груди твои колыхались
Как плавно текли разговоры
Как сладко они обрывались
Как бредил я в ласках нескромных
Как поздно я главное понял
Как много их, пылких и томных
Как долго об этом я помнил

ЗАПОЗДАЛЫЙ АРГУМЕНТ

Тебе все доказательства – как дым
Я верен был. Так в чем же признаваться
И что мне слухи, если разобраться
Как будто мы себе принадлежим
Все вижу я, все помню! Воздадим
Былому чувству, прежде чем расстаться
Я больше не намерен унижаться
Прошло сто лет. Я стал совсем другим
Ах, Наденька! Ужели все напрасно
В любви я споры вел с самой судьбой
Когда свобода обернулась адом
Ты ищешь доказательства? Прекрасно
Всех женщин, что стонали подо мной
Затмила ты своим холодным взглядом

НЕВОЗВРАТНОЕ

Скользнуть губами по ногам
Не разглядеть весной невольной
Как стаи птиц летят к морям
Чернея цепью треугольной

Любовь раскинулась, как степь
Заря алеет, разгораясь
Вновь подо мною эта цепь
Плывет, размеренно качаясь

Какая страсть и глубина
А ты паришь, как ясный сокол
В лазури узкого окна
В холодном блеске этих стекол

И обнимает снова даль
Всего тебя тоской окольной
И птичья стелется печаль
Чернея цепью треугольной

ДЫМ И ПЕПЕЛ

Рассекая декольте и фраки
Я вдыхаю тонкий дым сигар
Вновь пылают розы в полумраке
И встает за окнами кошмар
Но под рокот жалобной гитары
Что случится на моем веку
Серый пепел скрюченной сигары
Брошенные розы на снегу

НИ ЗВУКА

Спились и молчат музыканты
Не слышно ни звука
Сошлись и стоят дуэлянты
Как смерть и разлука
На башне оглохли куранты
И стихла округа
А девочки, встав на пуанты
Ласкают друг друга

ПЛАМЯ

Вновь ласкаю, люблю и целую
Так светло, что не видно лица
Вспоминаю любовь неземную
И на тонкой руке два кольца
За собою закрою все двери
И швырну за три моря ключи
Позабыл я мечты и потери
Бьется пламя неверной свечи
Все оплачено звонкой монетой
Почернела от времени медь
Что узнал ты о женщине этой
Чтобы так равнодушно смотреть

ОБЛАДАНИЕ

Упасть без чувств, очнуться
Пока весь город спит
И губ твоих коснуться
Отбросив ложный стыд
Быть яростным, смиренным
Ревнивым, добрым, злым
А утром стать надменным
В лицо пуская дым
Что счастье? Дым и ветер
Блаженства тяжкий гнет
Кто жил на этом свете
Без слов меня поймет

СЛОВЕСА

Ты в пурпур нег ее облек
Ее уста замкнул устами
Ты бог, ты царь, ты человек
Растлил ей разум словесами
Не так ли птицы в майский день
Возносят пение и свисты
И, парами сбиваясь в тень
Живят вертепы каменисты
Ты прямо в сердце льешь лучи
И прохлаждаешь тем от зноя
Ревет Флегей, погибла Троя
Я вся горю… Молчи, молчи

ПОЧТИ В АЛЬБОМ

С глаз долой! Среди белого дня
От любви я своей отступил
Только как ты теперь без меня
Я подумал и тут же забыл
Что искал я под вечной луной
О высоком и низком скорбя
Ты прошла, словно жизнь, стороной
Только как я теперь без тебя





15:00–16:00

Мастер – класс «Поэзии»

Ведущий Виктор Пеленягрэ – культовая фигура русского арьергарда. Основоположник и лидер литературного направления, получившего название куртуазный маньеризм.
Автор более 20 книг стихов, наиболее известные – «Стихотворения» (М., 1991), «Как упоительны в России вечера» (1999), «Нескромные поцелуи» (2000), «Песенки» (2000), «Эротикон, или Все так же рыдает шарманка» (2011). Много шуму наделали его скандальные поэтические мистификации – от древнеримского поэта Марка Саллюстия Лукана до непристойного Ивана Баркова. Самая знаменитая из них - «Эротические танки» (1991) якобы средневекового японца Рубоко. Эта книга разошлась баснословным для современной поэзии тиражом в 300 000 экземпляров, затем неоднократно
переиздавалась в Старом и Новом свете.
Песни Виктора Пеленягрэ исполняют практически все звезды российской эстрады и стали музыкальной основой многочисленных театральных представлений и кинофильмов. На его счету – в алфавитном порядке – целый ряд всенародно любимых песен от «Акапулько» до «Я вышла на Пиккадили».
Лауреат всевозможных песенных конкурсов: от первого подобного шоу 50/50 до «Золотого граммофона», неоднократный финалист телевизионного фестиваля «Песня года», всенародной премии «Шансон», лауреат Венецианской премии за лучшую поэтическую книгу, лауреат Национальной музыкальной премии «Овация», золото Всероссийского литературного фестиваля «ЛиФФ», лауреат премии «125 лет С. Есенину»

16:30–17:20

Открытое мероприятие для читателей. Творческая встреча с писателем.
 
Роман Сенчин, известный российский прозаик, литературный критик, лауреат премии «Большая книга» – 2020, лауреат премии Правительства Российской Федерации.

Регистрируйся бесплатно по ссылке =; https://link.webinar.fm/live/scoto944/xycsglv8

Тема встречи: «Журнал “Традиции & Авангард”. Критерии отбора текстов авторов в журнал».

17:30–19:00
Подведение итогов. Награждение. Открытое мероприятие для читателей.


Рецензии
15:00–16:00

Мастер – класс «Поэзии»

Ведущий Виктор Пеленягрэ – культовая фигура русского арьергарда. Основоположник и лидер литературного направления, получившего название куртуазный маньеризм.
Автор более 20 книг стихов, наиболее известные – «Стихотворения» (М., 1991), «Как упоительны в России вечера» (1999), «Нескромные поцелуи» (2000), «Песенки» (2000), «Эротикон, или Все так же рыдает шарманка» (2011). Много шуму наделали его скандальные поэтические мистификации – от древнеримского поэта Марка Саллюстия Лукана до непристойного Ивана Баркова. Самая знаменитая из них - «Эротические танки» (1991) якобы средневекового японца Рубоко. Эта книга разошлась баснословным для современной поэзии тиражом в 300 000 экземпляров, затем неоднократно
переиздавалась в Старом и Новом свете.
Песни Виктора Пеленягрэ исполняют практически все звезды российской эстрады и стали музыкальной основой многочисленных театральных представлений и кинофильмов. На его счету – в алфавитном порядке – целый ряд всенародно любимых песен от «Акапулько» до «Я вышла на Пиккадили».
Лауреат всевозможных песенных конкурсов: от первого подобного шоу 50/50 до «Золотого граммофона», неоднократный финалист телевизионного фестиваля «Песня года», всенародной премии «Шансон», лауреат Венецианской премии за лучшую поэтическую книгу, лауреат Национальной музыкальной премии «Овация», золото Всероссийского литературного фестиваля «ЛиФФ», лауреат премии «125 лет С. Есенину»

16:30–17:20

Открытое мероприятие для читателей. Творческая встреча с писателем.

Роман Сенчин, известный российский прозаик, литературный критик, лауреат премии «Большая книга» – 2020, лауреат премии Правительства Российской Федерации.

Регистрируйся бесплатно по ссылке = http://link.webinar.fm/live/scoto944/xycsglv8

Тема встречи: «Журнал “Традиции & Авангард”. Критерии отбора текстов авторов в журнал».

17:30–19:00
Подведение итогов. Награждение. Открытое мероприятие для читателей.

Александр Андрейко 3   25.04.2021 13:55     Заявить о нарушении