Званый вечер

200-летию со дня рождения
Ф.М. Достоевского посвящается

Диптих
         I

-Ах, Федор Михалыч, милый!
Вот кресло, прошу присесть.
Вы нынче такой красивый!
Не думайте, это не лесть.

Сегодня круг самый узкий -
Некрасов, Тургенев - свои.
Всё запросто и по-русски:
чай-сахар да сухари.
Простите, шучу! Пулярка,
солянка и расстегай,
закусочки, к ним - кизлярка,
котлетки а-ля де-воляй.

А с вас что-нибудь такое,
хотя б небольшой сюжет
о неповторимом герое.
И не говорите "нет"!

- Графиня! Прошу пощады!
Круг узкий меня тяготит,
и друг ваш острит нещадно,
как зверь на меня глядит.
Он щеголь, костюм французский,
у дам неизменный успех...
В Париже остаться русским?
Да это же просто смех!

А я из другого теста,
попробовал жизнь на зуб,
(там не курортное место)
для ваших я прост и груб.
Такое в душе волненье
и страшная боль в голове,
не блеска ищу, а тени,
забудут пусть обо мне!

- Ах, друг мой, к чему нам спорить?
И кто сможет вас забыть?
Но за обедом не ссорьтесь,
уж если не в силах любить.

Некрасов играет в карты,
Тургенев пленяет дам,
и только писатель странный
в глаза глядит образам.
Так много вопросов к Богу,
не меньше их и к себе...
Да нужно ль больное трогать?
Поверить опять сульбе?

           II

Опять выносит память это слово
и чертит углем на побеленной стене -
"страдание" - познания основа,
ну а спасенье все же в красоте.
Нет, не в телесной,
в ней лишь искушенье,
в другой - при перекличке близких душ,
с неё начнется к Богу восхожденье,
нить Ариадны - это тоже луч.

Страдание мне душу умягчило,
не за себя - за опустившихся людей
и тайну небывалую открыло -
кто праведник из них, а кто злодей.

Не сладко меж бандитов и подонков,
но были там же люди и с душой,
так безответны, одиноки, так бездомны,
замес из черно-белого густой.

И, если б я страданья не изведал,
я б истины, пожалуй, не познал.
Простите, что об этом за обедом
все высказал. Теперь пойдемте в зал.
            ***
А ночью в сон опять пришел соперник,
он так талантлив, счастлив и умен,
но о России думает неверно,
не зря его Базаров обречен.


Рецензии