Записки о поэзии Николай Гумилёв

                Записки о поэзии
                Поэт Николай Гумилёв  (3(15) апреля 1886г. – 25 августа 1921г.)

                «Я всю жизнь отдаю
                для великой борьбы,
                Для борьбы против мрака,
                Насилья и тьмы.
                Но увы! Окружают меня лишь рабы,
                Недостойные светлым идеям умы.
                Они или холодной насмешкой своей,
                Или трусостью рабской
                Смущают меня,
                И живу я во мраке не видя лучей
                Благодатного, ясного, светлого дня.
                Но меня не смутить,
                Я пробьюся вперёд
                От насилья и мрака к святому добру,
                И, завидя светила свободы восход,
                Я спокойно умру.

  Этими провидческими строками я решил начать свои записи о поэзии и жизни одного из великих талантливых поэтов России начала  XX  века – Николая Степановича Гумилёва.

   До конца 80х годов в нашей стране имя Гумилёва находилось под запретом цензуры, а произведения его с 20х годов не издавались. Поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре. Даже его ученица, Ирина Одоевцева, многие годы прожившая в эмиграции,  в своих воспоминаниях «На берегах Невы» убеждала читателей, что Гумилёв был заговорщиком.

   Однако эта версия была опровергнута документально юристом Тереховым Г. Н. в статье журнала «Новый мир» №12 за 1987 год. У Терехова по долгу службы была возможность ознакомиться с делом арестованного Гумилёва. Из которого следовало, что Гумилёв не донёс на заговорщиков органам Советской власти, что ему предлагали вступить в офицерскую организацию, но он отказался от предложения. Именно недоносительство было признано в вину поэта, за что он был расстрелян. Честь, мужество, отвага – это кроме всего прочего важнейшие мотивы поэзии Гумилёва Н.С.

  Его короткая яркая, насыщенная творчеством жизнь, прогорела и трагично оборвалась, словно небесный болид, упавший на землю, но оставивший неизгладимый след в сердцах неравнодушных к поэзии людей не одного, а многих последующих поколений почитателей таланта.
   Николай Степанович Гумилёв родился в Кронштадте в семье судового врача. Его детство прошло в Царском селе, где казалось, витал гений юного Пушкина и в Санкт-Петербурге. Юные годы – в Тифлисе и снова в Царском селе. От кавказского периода жизни остался рукописный альбом романтических стихов юного поэта, подаренный им гимназистке Марии Михайловне Маркс.
   Стихи были во многом подражательны, книжны с общим романтическим настроем. Этот стиль остался для него творческой основой поэзии.
   В 1903 году в Царском селе Николай знакомится с юной Анной Горенко, своей будущей женой.
   Директором гимназии, где юный Николай учился, не очень усердно, был знаменитый поэт Иннокентий Фёдорович Анненский, которому Гумилёв посвятил в сборнике «Колчан» следующие строки «Памяти Анненского»:

                К таким нежданным и певучим бредням
                Зовя с собой умы людей,
                Был Иннокентий Анненский последним
                Из царскосельских лебедей.

                Я помню дни: я, робкий, торопливый,
                Входил в высокий кабинет,
                Где ждал меня спокойный и учтивый
                Слегка стареющий поэт.

   Обязательные предметы гимназического обучения были для Гумилёва на втором плане. Его влекли приключения и путешествия, описанные в книгах. Поэтому, кое-как закончив гимназию, он имеет возможность поехать в Европу, в Париж, где проводит два года, общаясь в среде творческих людей: поэтов, художников.

    В Париже Валерий Брюсов знакомит молодого поэта Гумилёва с живущими во французской столице  соотечественниками: Мережковским, Гиппиус и Белым. Однако мэтры очень пессимистично отнеслись к таланту. Там же Гумилёв встречает юную Елизавету Дмитриеву и пылко влюбляется. В дальнейшем эта встреча и его чувства сыграют неблаговидную роль в жизни поэта. Он пытается издавать журнал «Сириус», далёкий по содержанию и названию от серой обыденности и предназначенный для изысканного понимания.

    По возвращению в 1908 году на родину, Гумилёв уже сформировавшийся поэт и критик. Но, в отличие от творческой интеллигенции, пребывающей в некоем «расслабленном» состоянии и отчуждённости от обыденных проблем, Гумилёв представляет собой воинствующий идеал верный своим внутренним устремлениям. При виде любого православного храма, он демонстративно крестится на публику. Об этой его черте Ходасевич как-то заметил, что Гумилёв «не подозревает, что такое религия».

   Весной 1909 года Гумилёв с Сергеем Маковским организует журнал музыки, театра и литературы «Аполлон», вторично встречает Елизавету Дмитриеву, признаётся ей в своих светлых чувствах и предлагает выйти за него замуж. Получает отказ. Но девушка предпочитает другого поэта, коллегу по редакции «Аполлона» - Максимилиана Волошина. Гумилёв в порыве ревности говорит нелицеприятные слова в адрес Дмитриевой и далее следует известная дуэль. Так 19 ноября 1909 года в мастерской художника А.Я. Головина при большом скоплении народа произошёл инцидент между Гумилёвым и Волошиным.

   Волошин дал пощёчину Гумилёву, после чего дуэль между ними была неминуема. 22 ноября на Чёрной речке – месте дуэли Пушкина – противники стрелялись, но никто из них не пострадал. Волошин стрелял: - осечка, ещё осечка, Гумилёв в ответ стрелял в воздух…

   Уже в студенческие годы Николай публикует свой первый сборник стихов «Путь конкистадоров» (1905). Затем последовали «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), изданные в Париже и Санкт-Петербурге после поездок в Египет, Абиссинию и Сомали. Гумилёв изучал антропологию и этнографию.

                Я конквистадор в панцире железном,
                Я весело преследую звезду,
                Я прохожу по пропастям и безднам
                И отдыхаю в радостном саду…

   Однако врождённый педантизм не позволял Гумилёву оставаться в рамках неопределённости эстетической программы символизма. Поэт ищет ясности, точности в употреблении слов и образов. Он первым ввёл в русскую поэзию экзотические темы. В 1912 году он организует поэтическую группу акмеистов, куда вошли:   Ахматова, Городецкий, Мандельштам, Нарбут и другие. Акмеизм – это точность поэтических образов или «поэтическое «копьё», уход от надоевшего лидеру акмеистов символизма.

   В жизни поэта было множество сердечных увлечений, каждое из которых оставляло след в его творчестве, лирике. Он увлекался, писал и посвящал женщинам стихи. Его первой женой стала Анна Андреевна Горенко, избравшая своим творческим псевдонимом фамилию прабабки по материнской линии – Ахматова. Венчались молодые люди в деревенской церкви за Днепром 25 апреля 1910 года. Но прежде были годы безответной  любви и знаков внимания со стороны Николая к юной избраннице.

   В сборнике «Жемчуга» (1910) немало литературных заимствований и ассоциаций.
  Автор подчёркивает своё пристрастие к «пожелтевшим листам», жажду «неутомимо плыть ручьями строк».

                Весенний лес певуч и светел,
                Черны и радостны поля.
                Сегодня я впервые встретил
                За старой ригой журавля.

                Смотрю на тающую глыбу,
                На отблеск розовых зарниц,
                А умный кот мой ловит рыбу
                И в сеть заманивает птиц…
                («Маркиз де Карабас»)

   В духе романтических традиций автор воспевает с явным тяготением к декоративности, сгущением событий и чувств.

                И кажется в мире, как прежде, есть страны,
                Куда не вступала людская нога,
                Где в солнечных рощах живут великаны
                И светят в прозрачной воде жемчуга…
                («Вы все, паладины Зелёного храма…»)

   В этом стихотворении небольшого цикла «Капитаны» звучит ещё один существенный для поэта мотив, присущий всем, «кто дерзает, кто хочет, кто ищет»,- следование зову Музы Дальних Странствий.
   О Гумилёве часто пишут как о «мечтателе и воине». Мужественный настрой его лиры созвучен поступкам.
      В своих шагах по жизни Гумилёв будет верным присяге царю и останется монархистом по убеждениям, не скрывая их даже во время своего ареста перед большевиками, чекистами.

   Начавшуюся войну Гумилёв воспринял патриотически, вступив добровольцем в 1-й эскадрон лейб-гвардии Её Величества государыни императрицы Александры Фёдоровны уланского полка. Уже в декабре 1914 года за проявленный героизм был награждён Георгиевским крестом 4-й степени и вскоре был произведён в младшие унтер-офицеры.

                И в реке человеческой толпы,
                В гуденье проезжающих орудий,
                В немолчном зове боевой трубы
                Я вдруг услышал песнь моей судьбы
                И побежал, куда бежали люди,
                Покорно повторяя: «Буди, буди».
                (Из сборника «Колчан» 1916)

   Что интересно: находясь на переднем крае военных действий, Гумилёв весь 1915 год ведёт дневник – записи на передовой и отсылает их постоянно в петербургскую газету «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». В 1916 году он получает звание прапорщика с переводом в 5-й Александрийский гусарский полк.

   Февральская революция и отречение царя застали Гумилёва в новгородской губернии. Армия разваливалась. Вскоре к прапорщику Гумилёву пришло сообщение о награждении орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, но поэт не успел его получить, отбыв вновь на фронт. Анна Ахматова провожала мужа.

   Стихи о войне в сборнике «Колчан» занимают не основное место. Здесь немало произведений об Италии («Венеция», «Рим», «Пиза» и т.д.). Эти стихи, как бы пронизаны воздухом прекрасной страны, напоены ароматом её искусства, проникнуты сознанием исторической судьбы:
                А море синей пеленой
                Легло вокруг, как мощь и слава
                Италии, как щит святой
                Её стариннейшего права.
                («Ода Д”Аннунцио»)

   Тема родины, Руси отражена в творчестве поэта в образе «волшебницы суровой» («Старые усадьбы»), раскрывает метания души («Разговор»), воссоздаёт старинные легенды («Юдифь», «Леонард»).
   В 1918 году выходит сборник  «Костёр»:
                Да, я знаю, я вам не пара,
                Я пришёл из другой страны,
                И мне нравится не гитара,
                А дикарский напев зурны.
                …………………………….
                И умру я не на постели,
                При нотариусе и враче,
                А в какой-нибудь дикой щели,
                Утонувший в глухом плюще…
                («Я и вы»)

Там, Гумилёву был присущ дар предвидения собственной судьбы, поэтому глубоко потрясает стихотворение «Рабочий».

                Он стоит пред раскалённым горном,
                Невысокий старый человек.
                Взгляд спокойный кажется покорным
                От миганья красноватых век.

                Все товарищи его заснули,
                Только он один ещё не спит,
                Всё он занят отливаньем пули,
                Что меня с землёю разлучит…
                ………………………………….
                Пуля, им отлитая, просвищет
                Над седою, вспененной Двиной,
                Пуля, им отлитая отыщет
                Грудь мою, она пришла за мной…

   Сборник поэта «Фарфоровый павильон» почти весь посвящён в стихотворениях Китаю и странам Юго-Восточной Азии.
   При жизни поэта, трагически оборвавшейся были из даны ещё два сборника стихов: «Шатёр» (1921) и «Огненный столп» (1921).
   Когда листаешь страницы книг Гумилёва, поражает многогранность его авторских устремлений, тем и плодов творчества. Среди всего наследия поэта, писателя, переводчика и литературоведа видим следующее.

 -Поэмы «Блудный сын», «Открытие Америки», «Мик»(Африканская поэма),
 «Поэма начала», «Два сна».
 -Проза «Записки кавалериста», «Африканский дневник», Сборник рассказов под общим названием «Тень пальмы».
 -Драматургия. Стихотворные драмы. Неоконченное. Наброски. Пьесы.
 -Переводы. Абиссинские песни. Из английских народных баллад. Из Франсуа Вийона. Из Уильяма Шекспира. Из Джакомо Леопарди и
 многие другие переводы.
   Перу Гумилёва принадлежат переводы стихов известных французских поэтов: Артюра Рэмбо, Теофила Готье и Шарля Бодлера, его знаменитые «Цветы зла».

   «Огненный слолп» посвящён второй жене поэта, Анне Николаевне Гумилёвой, урождённой Энгельгардт.  Преимущественно в сборнике представлена философская лирика человека, умудрённого жизнью, выработавшего своё миропонимание, воспринимающего бытие во всей его текучести.

   Очень интересным, на мой взгляд, как литературное наследие будущим поколениям, стал исследовательский труд Гумилёва, книга «Письма о русской поэзии". Это неповторимый, исключительный по своему содержанию, глубокий по содержанию очерк о прозе, поэзии и поэтах конца XIX,  начала XX века с пристальным взглядом изнутри творческого процесса.

  В книге содержатся мысли поэта и приведены подробные рецензии на выходящие в начале века в Петербурге и Москве различные сборники поэтов, его современников и на литературные журналы того времени. Вот как Гумилёв начинает статью книги «Жизнь стиха»:
  «Крестьянин пашет, каменщик строит, священник молится, и судит судья. Что же делает поэт? Почему легко запоминаемыми стихами не изложит он условий произрастания различных злаков, почему отказывается сочинить новую «Дубинушку» или обсахарить горькое лекарство религиозных тезисов? Почему только в минуты малодушия соглашается признать, что чувства добрые он лирой пробуждал? Разве нет места у поэта, всё равно, в обществе ли буржуазном, социал-демократическом или общине религиозной?»

   Звучит глубоко философично и, на первый взгляд, отвлечённо от обыденности окружающей жизни. Таков Гумилёв, уже не как поэт, но философ!
   Закончить эти записки о любимом мной гениальном русском поэте  Гумилёве Николае Степановиче хочется  строками стихотворения «Восьмистишие»:
                Ни шороха полночных далей,
                Ни песен, что певала мать,
                Мы никогда не понимали
                Того, что стоило понять.
                И, символ горнего величья,
                Как некий благостный завет,
                Высокое косноязычье
                Тебе даруется, поэт.

        Литература

      1.Николай Гумилёв. Муза дальних странствий. М., Эксмо-Пресс,365стр.,1999г.
      2.Николай Гумилёв. Избранное. Изд-во Аделант. М., 287стр., 2011г.
      3.Николай Гумилёв Полное собрание сочинений в одном томе. Изд-во «Альфа-Книга», М., 1149стр., 2011г.
      4.Н. С. Гумилёв. Письма о русской поэзии. Изд-во «Современник». М., 382стр., 1990г.
      5.Судьбы поэтов серебряного века. Изд-во «книжная палата. М., 476стр., 1993г.
      6.Поэзия серебряного века. Изд-во «Эксмо», М., 672стр., 2019г.
      7.Николай Гумилёв. Биография. Википедия.

        21-22 апреля 2021г.


Рецензии
Замечательная статья о замечательном поэте, который не открыт полно нашему читателю. А ведь личность Гумилева - образец мужества и чести, а поэзия его необыкновенно ярка и прекрасна.

Нинон Пручкина   12.01.2023 13:16     Заявить о нарушении
Благодарен вам за высокую оценку!!!

Владимир Порядочнов 2   12.01.2023 22:22   Заявить о нарушении