Прятаться или открываться?

Д. С. Мережковский в статье «Немой пророк», посвященной В.С. Соловьеву, крупнейшему по мнению современников философу России второй половины XIX века, пишет, что хваля и восторгаясь им, они не видят иного Соловьева, объемного Соловьева, с тенями. Мы бы сказали сейчас «живого человека». «Если это продолжится, то ему грозит участь многих великих людей -- забвение в славе», отмечает Мережковский.

«Существует два рода писателей, - пишет он, - одни, подобно Л. Толстому и Пушкину, в своих произведениях открываются, другие, как Лермонтов и Гоголь, за ними скрываются. Без всякого, впрочем, желания притворствовать, могли бы они сказать о себе: слова даны людям для того, чтобы скрывать свои мысли. Кажется, к последнему роду писателей принадлежит и Вл. Соловьев. Все они более или менее умеют "делать хорошее лицо при скверной игре"».

Я не собираюсь в этой короткой заметке ни хвалить, ни осуждать Вл. Соловьева, он заслужил более взвешенного отношения. А вот о таких особенностях авторов, как открываться или скрываться в своих произведениях, выскажу свое мнение.

Скрываться – это прятаться за чем-то, одевать маску. А с масками нужно осторожно.

Питер Брегман, известный бизнес-коуч и бизнес-консультант, в одной из своих книг приводит слова Курта Воннегута «Мы те, кем мы притворяемся. Осторожнее выбирайте свою маску». Что применительно к нашей теме разговора означает, что для окружающих мы будем теми, кем стараемся казаться.

Это значит, человек таящийся, никогда не получит ответ на свой запрос. Он получит ответ на запрос своей маски.

Людям окажутся непонятны ни ваши слезы, ни ваш смех, за которыми стоит ваше живое, ваше желание. Вас будут жалеть ни к месту, и будут натянуто улыбаться вашему смеху. Вы останетесь вне понимания, вне жизни совместной, потому что настоящая жизнь она всегда совместна. Т.е. вы лично останетесь вне жизни, на ее обочине.

Как по этому же поводу пишет Мережковский: «Когда же становится не в мочь, то смеющиеся, подобно Гоголю, начинают плакать, а плачущие, подобно Вл. Соловьеву,-- смеяться; но даже в эти минуты величайшей откровенности, когда, кажется, вот - вот готовы они выплакать и высмеять себя до конца, окружающие подозревают их в притворстве, в юродстве, и никто не верит ни этому жуткому плачу, ни этому еще более жуткому смеху».

Потаенность, одиночество – это время роста, время самоанализа и саморазвития. Это подъем на новую ступеньку, за которым (подъемом) снова нужно единение (во всех смыслах). Таиться все время – это значит, не доверять тем людям, с которыми живешь. А людям нужно верить, даже если это оборачивается болью. Вера – это провокатор. Ваше доверие может стать причиной чужого коварства и жестокости, но может вызвать ответное доверие. А ответное доверие искупает все издержки.

Правда, нужно признать, развитие чаще именно так и происходит. Сначала приобретается новая форма (видимость), а под нее уже постепенно формируется новое содержание.

Как Моэм в «Луне и грош» пишет; «Присвоивши себе ту или иную маску, человек со временем так привыкает к ней, что и вправду становится тем, чем сначала хотел казаться».

Но неудачно выбранная маска может привести к тому, что вы проживете не свою жизнь, а жизнь своей маски (придуманного персонажа).

Поэтому мой девиз «Верьте людям и будьте самими собой!».


Рецензии