В оправдание доброты или Тезисы о жизни вечной

Тезисы о жизни вечной:

1) Жизнь бессмысленна, если она заканчивается.
2) Для обретения и достижения цели жизни нужно победить смерть.
3) На сегодняшний день человечеству неизвестны методы достижения бессмертия.
4) Маловероятна победа над смертью в одиночку, без помощи других.
5) Людям надо сплотиться для борьбы за вечную жизнь для каждого.
6) Многие не доживут до обретения бессмертия.
7) Жить надо так, чтобы потомки сочли предка достойным воскрешения.
8) Потомки должны стать столь добрыми и справедливыми, чтобы не пожалеть усилий для воскрешения предков.
9) Потомки должны стать достаточно могущественными для того, чтобы не только обрести вечную жизнь самим, но и иметь возможность воскресить предков.
10) Правильное воспитание грядущего поколения – необходимость.
11) Обретённую вечную жизнь следует максимально возможно наполнить радостью и заняться неустанным поиском смысла жизни.

Комментарии

Введение в комментарии

К сожалению или к счастью, но вера в Бога, рай и ад подорвана рационализмом современной науки. Так же, как и представления о перерождении души согласно учению веданты и буддизма, да и надежда на прочие варианты посмертного существования. В результате человек нашего постиндустриального общества с одной стороны сталкивается со страхом смерти, с другой - прагматизм современной морали склоняет человека к эгоцентризму.
Так или иначе, всё больше людей в той или иной степени предпочитают альтруизму эгоцентризм. Отсутствие оснований для альтруистической морали подрывает устои цивилизации.
Необходимо отметить, что верующим и искренне религиозным людям данные тезисы и комментарии не нужны. Религия предлагает своё обоснование морали. Но и не стоит усматривать в данной статье ересь. Это не попытка оспаривать существование Бога и любых иных теологических парадигм. Тезисы рассматривают вариант картины мира «А вдруг Бога нет?» и предлагают основы морали для жизни в подобном прагматичном мироздании. Если Бог есть, то гуманизация общества и мораль добра так или иначе не повредит. А вот если правы атеисты, то данные тезисы и комментарии предлагают вариант придания жизни смысла, надежду на спасение и вечную жизнь даже в этом случае. То есть, если предположить, что всеблагого и всемогущего Бога нет, мы можем хотя бы попытаться сделать мир таким, как если бы Бог был.
Пожалуйста, прежде, чем начинать яростно критиковать и оспаривать комментарии к одному из тезисов, будьте любезны, дочитайте весь текст комментария до конца и обдумайте его целиком. А ещё лучше – рассмотрите в общей композиции всех тезисов.

1. Жизнь бессмысленна, если она заканчивается

Осознание того, что мы умрем, превращает нашу жизнь в шутку.
Альбер Камю

Надо быть честным: если смерть — необходимость, тогда эта жизнь — глумливая насмешка, отвратительнейший дар и, что самое главное, ужас, невыносимый ужас… Необходимость смерти для науки неотвратима и непреодолима. Это означает, что наука не в состоянии ни найти, ни дать смысла жизни. Перед проблемой смерти издыхает и сама наука как таковая.

Преподобный Иустин (Попович), Челийский
«Философские пропасти»



Бытует множество расхожих представлений о смысле жизни. Многие даже и одобрены общественным мнением. Жизнь «во имя человечества», жизнь «ради детей и семьи», жизнь «ради торжества справедливости» и прочие. Не станем оспаривать ценности любых альтруистических вариантов, но…
Попробуем рассмотреть смысл жизни индивидуума для него самого. Для примера, представьте, что все физические и духовные потребности и самого человека, и его близких полностью удовлетворены, никому не угрожает опасность, а обязанности необременительны или даже приятны. Что тогда? К чему ещё стремиться, буде достигнуто полное благополучие?
Если отринуть концепцию души, если человек – лишь разновидность биологического механизма процессов переваривания, испражнения и размножения, то каков смысл для него самого?
Трудно оспорить слова преподобного Иустина Челийского. В общем случае вопрос о смысле жизни так и не разрешен в рамках научного подхода. Подробное рассмотрение различных его аспектов потребует многотомных трудов, выходящих за рамки данных тезисов и комментариев. В частности проблема упирается хотя бы в то, что сама природа человеческой личности доселе остаётся непознанной.
К примеру, если принять вариант полной материальности человека как совокупности молекул и атомов, то для этой совокупности не имеет значения, какое взаимное расположение эти объекты принимают. Даже в случае более сложного взгляда на человека как на представителя семейства гоминид отряда приматов все его действия и цели могут быть сведены к ряду инстинктов. То есть биологический автомат остаётся автоматом и его функционирование не придаёт смысла человеческой деятельности в степени, превосходящей смысл деятельности амёбы или инфузории. Комбинация органических молекул и атомов принимает то или иное состояние в соответствии с законами природы. Привычное допущение диалектического материализма «о переходе количества в качество» - лишь гипотеза, сродни формальному силлогизму. Методы индукции аксиоматичны и опираться на них при решении важнейшей задачи нашего бытия представляется рискованным.
В случае религиозно-мистического взгляда смысл человеческой жизни опять же сводится к функциональным вопросам минимизации страданий и поиску максимума позитивных ощущений. С точки зрения избавления от страданий трудно отрицать рациональное зерно в представлениях буддизма как философской школы. Но даже их взгляд на смысл жизни как достижение нирваны предполагает не знание, а веру. В данной статье мы не будем рассматривать категории веры и попробуем следовать исключительно логике, насколько это у нас получится.
В традиционных бытовых представлениях наиболее популярны два варианта: жизнь ради детей и жизнь ради удовольствий.
Первый вариант – жизнь ради потомства – не отвечает на простейший вопрос: каков в таком случае смысл существования этого самого потомства? Опять же ради своего потомства? И так далее, до бесконечности? Получается замкнутый круг, и этот круг соответствует наиболее сильному инстинкту, инстинкту продолжения рода. Но, тем не менее, с точки зрения логики, эта цель не соответствует смыслу жизни самого индивидуума. Его собственной жизни, а не жизни потомства.
Второй вариант – разновидности гедонизма – опять же упирается в тот факт, что все известные материальные удовольствия по сути сводятся к физиологическим потребностям всё того же представителя семейства гоминид, а большинство нематериальных – к удовлетворению социальных инстинктов стадного примата. Так что гедонизм не более логичен, чем утверждение, что смысл жизни автомобиля – бензин наивысшей очистки с требуемым октановым числом и своевременная смена высококачественного масла.
Впрочем, все эти рассуждения лишь очень кратко поясняют сложнейший вопрос.
А суть первого тезиса в том, что если личность перестаёт существовать, то для неё самой уже ничто не имеет смысла. В таком случае получается, что его и не было, когда личность существовала. Следовательно, смыслом жизни на первом этапе является обретение бессмертия.

2. Для обретения и достижения цели жизни нужно победить смерть

Предположим, что мы ограничены рамками нашего тела и продолжительности нашей жизни. В этом случае наши мыслительные способности, возможности к анализу окружающего мира и верность выводов также ограничены возможностями мозга. И, разумеется, временем существования.
Даже в рамках взглядов рационализма и эмпиризма, даже если отвлечься от проблем, поднятых агностиками и мистиками, представляется проблематичной возможность построения точной модели мироздания ограниченными средствами за ограниченное время. Аксиоматичный подход диалектического материализма к вопросу о «познаваемости мира» представляется сомнительным хотя бы вследствие простейшего наблюдения из современной обыденности: серьёзные программы медленно работают на устаревших и слабых компьютерах, а то и вообще не запускаются.
Без точной и полной картины мира, без достаточного времени на её осмысление трудно быть уверенным в точности и верности выводов и прогнозов. А вероятность ошибки в постановке цели, естественно, чревата вероятностью неверного выбора жизненного пути.
Исходя из этих рассуждений, можно предположить, что неограниченная жизнь повышает вероятность осознания, отыскания и реализации смысла жизни. С учётом первого тезиса это ещё раз подчёркивает важность контроля продолжительности собственного существования. То есть, по сути, бессмертия личности в том или ином виде.

3. На сегодняшний день человечеству неизвестны методы достижения бессмертия
Так! Весь я не умру, но часть меня большая, 
От тлена убежав, по смерти станет жить.

Гавриил Романович Державин, "Памятник"

Следует напомнить, что речь о реальном бессмертии личности, индивидуума. В своём ли теле, в иной ли форме, но именно о настоящем бессмертии, а не о посмертной славе в интерпретации Горация, Державина или Пушкина.
Коммунистическая идеология советской эпохи строилась на тезисе: «всё ради наших потомков и их жизни в коммунистическом раю». Опять же, апелляция к инстинкту продолжения рода. Тезис сам по себе неплох. Человеку, как и большинству млекопитающих, свойственна забота о потомстве. За отсутствием религиозного обещания того или иного варианта посмертного воздаяния это могло служить определённым утешением людям, попавшим в безвыходную или опасную ситуацию, а также в какой-то степени повлиять на выбор варианта действий в критической ситуации. Следует признать, коммунистическая мораль была изрядно дискредитирована  ещё в эпоху её господствующего положения в СССР. Не потому, что была плоха. Просто вследствие недостаточной эффективности. Люди в большинстве не достигли достаточного морального совершенства для того, чтобы жертвовать чем-то ради будущего чужих детей, а не своих. Многочисленные литературные и пропагандистские варианты вроде «наше бессмертие в памяти людской», «бессмертие в делах», «бессмертие в детях» - литературные образы. Они не исчезли и досель, но также не слишком принимаются всерьёз. И, разумеется, находятся, скорее, в области искусства, не подразумевают реального бессмертия тела, духа или сознания.
Разумеется, современная наука работает как над вопросами продления человеческой жизни, так и над вопросами омоложения. Налицо определённые успехи, но о полной победе над смертью официальные доступные всем источники пока не сообщали. С учётом того, что основная власть и большая часть ресурсов человечества находится в руках немолодых людей, на геронтологию и медицину выделяются весьма серьёзные средства. Да и сами врачи и учёные заинтересованы в результате. Так что можно предполагать, что в данном направлении прилагаются серьёзные усилия компетентными и обеспеченными организациями. Тем не менее, задача пока не решена. Из этого как вывод и проистекает следующий тезис.


4) Маловероятна победа над смертью в одиночку, без помощи других.

В сказках, мифологии и поныне модных эзотерических учениях бытуют сюжеты о колдунах, волшебниках и отшельниках, сумевших обрести индивидуальное бессмертие. Не пытаясь доказывать недоказуемое и опровергать неопровержимое, позволим себе отнестись к вышеупомянутым сюжетам с некоторым скепсисом.
В рамках же современной науки любые серьёзные исследования предполагают и необходимость серьёзных ресурсов: человеческих, материальных и финансовых. Также представляется, что в ряде случаев сотрудничество всё-таки эффективнее конкуренции. Из этих предположений и проистекает следующий тезис.

5) Людям надо сплотиться для борьбы за вечную жизнь для каждого.

В предыдущем тезисе мы предположили, что достижение бессмертия маловероятно для исследователя-одиночки. Командная игра эффективнее, если каждый член команды стремится в первую очередь к общей победе, а не к частному индивидуальному успеху. Это, в свою очередь, предполагает и соответствующее отношение команды к отдельному игроку.
Вызывает изрядные сомнения модное ныне мнение о преимуществах конкуренции перед сотрудничеством. Пропаганда и идеология априори состоят на службе у наиболее хитрых, корыстолюбивых и беспринципных представителей приматов семейства гоминид.
В общем случае запряжённая и слаженная тройка движется к цели быстрее, понеже лебедь, рак да щука.

6) Многие не доживут до обретения бессмертия.

Подразумевается телесное бессмертие в собственном теле, полученном при рождении. Полагаю, на момент написания этих комментариев, тезис не нуждается в пояснениях и доказательствах.

7) Жить надо так, чтобы потомки сочли предка достойным воскрешения.

От противного: кому придёт в голову воскресить и облагодетельствовать вечной юностью, например, злобного маньяка, тирана или хитрого лицемерного подлеца?
Вечное и счастливое сосуществование могущественных индивидуумов предполагает мир и согласие между ними. Можно предположить: для того, чтобы быть воскрешённым и принятым в такое сообщество, следует обладать соответствующими душевными и духовными качествами. Тут можно пофантазировать о системе перерождений личности в различных телах, как это предполагает ряд восточных традиций. То есть перерождения продолжаются, пока личность достигает достаточной степени совершенства, позволяющей обрести не только бессмертие, но и могущество. Хотя бы для того, чтобы не представлять угрозы и опасности для себя и других. Представьте себе психопата с волшебной палочкой…
Вывод: будьте добры!

8) Потомки должны стать столь добрыми и справедливыми, чтобы не пожалеть усилий для воскрешения предков.

И опять от противного: маловероятно, что эгоисты станут совершать добрые дела, если не будут видеть в них выгоду для себя самих.

9) Потомки должны стать достаточно могущественными для того, чтобы не только обрести вечную жизнь самим, но и иметь возможность воскресить предков.

Этот пункт, пожалуй, не нуждается в комментариях.

10) Правильное воспитание грядущего поколения – необходимость.

Не жалейте усилий на воспитание детей, внуков, правнуков. Чем лучше, добрее, умнее они будут, тем скорее появится поколение, соответствующее тезисам 8 и 9.
Для нас самих нет ничего важнее, чем оставить добрую память о себе и вырастить грядущие поколения наилучшим образом.

11) Обретённую вечную жизнь следует максимально возможно наполнить радостью и заняться неустанным поиском смысла жизни.

Есть вероятность, что обладая вечностью, мудростью и могуществом мы, наконец, отыщем смысл жизни и сумеем его реализовать.


Рецензии
Примерно так.

Емельянов-Философов   14.02.2022 23:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.