Мессир часть 633

Мессир часть 633



В 871 году И Цзун, восемнадцатый император правившей в Китае
танской династии, повелел перенести святые мощи Будды Сакьямуни из храма Фамэнь в Чанань, тогдашнюю столицу страны, находившуюся примерно в 100 километрах от храма Китайский владыка следовал примеру своих предшественников, которые каждые
тридцать лет обычно переносили святые мощи из императорского
храма в императорскую резиденцию для поклонения Таким образом монархи рассчитывали добиться благословения Будды, что в
свою очередь сулило богатый урожай и спокойствие стране, а также долголетие им самим

Подготовка к перенесению святых реликвий длилась два года, в
течение которых были созданы парадные колесницы, украшенные
золотом, нефритом, жемчугом, нарядными занавесами и лентами
Бесконечный поток повозок и всадников день и ночь двигался от
храма к Чананю, так как многие жаждали увидеть священную процессию Верующие отвешивали ей низкие поклоны, что было само
собой разумеющимся А вот некоторые паломники даже отрубали
себе руку или ногу, сжигали на голове волосы, чтобы только продемонстрировать свою преданность божеству

Мощи Будды сначала поместили во дворце, а потом их перенесли в императорский храм Чананя. Министры и придворные сановники старались превзойти друг друга богатством подношений,
несли искусно выполненные изделия из золота, серебра, нефрита и
фарфора, а также шелка с тончайшей вышивкой.

Но, несмотря на пышную церемонию и щедрые дары, император И Цзун не сумел вымолить благодать Будды и умер в том же
873 году, не успев вернуть святые останки Великого Учителя на
прежнее место. Взошедший на престол Си Цзун, пятый сын императора, перенес мощи в храм Фамэнь в январе 874 года и приказал
замуровать их в подземном хранилище под пагодой. С тех пор местонахождение их держалось в строжайшем секрете.

Но в апреле 1987 года в Китае было сделано сенсационное открытие, которое привело в восторг археологов, и не только их одних. Утром 2 апреля рабочие археологической экспедиции при расчистке основания рухнувшей в Фамэне пагоды обнаружили древние каменные плиты. Заглянув в щель, они увидели сначала блестящие предметы, а потом, посветив фонарями, убедились, что некоторые из них были из золота и серебра.

На следующий день к месту находки поспешил археолог Хань
Вэй, который обнаружил в южной части основания храма вход в
подземное хранилище. Дальнейшие раскопки явили миру редчайшую сокровищницу, находившуюся в 20 метрах от каменных плит.

Эти плиты закрывали подземный тайник, крупнейший из ему
подобных, которые когда-либо были обнаружены на территории
Китая: площадь его была более 30 квадратных метров.

Спустившись по каменной лестнице, Хань Вэй и его коллеги
увидели по обе стороны прохода две каменные плиты, высота которых равнялась примерно 120 сантиметрам. На одной плите они
обнаружили изображение перенесения мощей в 873 году, а также
сцены из истории храма. На другой плите - список предметов,
которые были подарены храму императорами танской династии и
их министрами.

Через неделю рабочие открыли первую каменную дверь, на которой висел каменный замок За дверью находились три помещения, где и хранились 121 предмет из золота и серебра, 400 изделий из нефрита и драгоценных камней, 12 каменных изделий, 16 изделий из фарфора, шелковые ткани и много других бесценных сокровищ Количество предметов полностью совпало с перечнем на каменной плите. Столько древних сокровищ в Китае еще не находили, а кроме того, большинство из них представляло собой "лучшие из
лучших в национальной сокровищнице".

Но помимо сокровищ, на плите было еще указано, что в хранилище покоятся и святые останки Будды. Тщательные поиски в дальне м.углу хранилища привели археологов к сундуку из сандалового
дерева, обитому по углам серебром и охраняемому двумя каменными изваяниями. Внутри сундука находился другой, меньшего размера и обитый золотом. Археолог Хань Вэй впоследствии рассказывал: "Всего я открыл семь сундуков, вложенных один в другой,
пока не добрался до миниатюрной золотой пагоды с одноярусной
крышей, увенчанной жемчужиной. В основании этой пагоды находилась серебряная подставка, а на ней лежал кусочек кости. Как
гласила надпись на плите, эта косточка (длиной 4,03 сантиметра и
весом 16 граммов) является частью пальца Будды Сакьямуни".

Другой кусочек кости археологи нашли в небольшом мраморном саркофаге, находившемся во втором помещении. А в скрытой
крыше заднего помещения они обнаружили железный ящик, покрытый тканью, расшитой золотыми нитями. Внутри этого ящика
находился серебряный ларец, поверхность которого украшали
45 позолоченных статуэток, изображающих учеников Будды. На
крышке ларца удалось прочитать следующую надпись: "Это высокочтимый ларец, сделанный с благоговением по приказу императора для святых останков Будды Сакьямуни".

Но серебряный ларец был не последним, внутри него находился сандаловый ларец, а в нем в свою очередь - маленький хрустальный гробик, углы которого были украшены драгоценными камнями и жемчугом. Но и эта хрустальная находка оказалась не последней. Внутри хрустального гробика оказался еще гробик нефритовый, в котором хранился третий кусочек святых мощей. А четвертый фрагмент кости (последний) был найден в переднем помещении миниатюрной четырехъярусной пагоды, украшенной цветными рисунками.

Специалисты пытаются разгадать, как эти реликвии - единственные известные в мире останки пальцев Будды - оказались в храме Фамэнь. Однако древняя легенда рассказывает, что Ашока, один из императоров индийской династии Маурья, был ревностным покровителем буддизма и поделил святые останки Великого Учителя на 84 000 частей. С целью распространения буддизма по всему свету он при помощи богов устроил так, что за одну ночь возникло 84 000 дагоб (мавзолеев), в каждую из которых было помещено по одному кусочку святых останков Будды. В Китае было
устроено девятнадцать таких дагоб, и пагода в храме Фамэнь была
по своему значению пятой.

Но остается загадкой происхождение и самой пагоды. Исторические источники отмечают, что она существовала еще до постройки храма Фамэнь'- во время царствования императора Хуанди (147-167 годы н. э.). И с самого начала было известно, что кости пальца Будды захоронены под пагодой.


Рецензии