И снова про ЕГЭ

         
                НЕМНОГО ИСТОРИИ

ЕГЭ появился в 1966-1967 годах во Франции, когда Франция перестала быть колониальной державой. Отдельные государства, входившие в нее, получили независимость. А молодежь этих стран, получивших независимость, захотела учиться в метрополии, то есть непосредственно во Франции. И тогда французы придумали вот этот удаленный тестовый экзамен, которые проводили на тех бывших колониальных территориях. 
И тот, кто этот экзамен удачно сдал, мог уже приехать поступать в вузы Франции. И вот 1966-1967 годы французы приняли по этому тестовому экзамену во все свои лучшие вузы таких вот выпускников. К началу 1968 года они поняли, что попали в сложнейшую ситуацию. И начались отчисления. Потому что те, кто пришел и поступил по результатам этого экзамена, они просто не в состоянии были учиться.
70% французов, которые поступали в вузы по результатам тестирования, уже через год или полтора отчисляли за неуспеваемость. Среди студентов из бывших колоний таких было до 90%. "Высокие баллы на ЕГЭ они получали, потому что готовились для сдачи конкретных тестов, а иногда просто методом втыка угадывали верный ответ. При этом были не способны к обучению.  В итоге преподаватели вузов растягивали, а иногда и вовсе упрощали программу, чтобы ее смогли освоить все студенты, которые прошли по результатам тестов. 
    В 1969 году Общественная палата Франции подготовила доклад, где указала, что всего за два года уровень образования в стране упал на 40%. В документе также отмечалось, что единое тестирование может привести к краху всей системы образования. В 1970 году тесты отменили.  Сегодня во Франции действует записная система поступления в вузы. В учебные заведения зачисляют всех желающих, а в течение двух семестров отчисляют тех, кто не справляется с программой. "На первых лекциях яблоку негде упасть, все аудитории заполнены. Но потом постепенно начинают отчислять тех, у кого плохие результаты. К третьему курсу остается меньше половины. Аттестация по среднему образованию в учебных заведениях проходит традиционно: выпускники пишут эссе, а также устно сдают экзамены по предметам.

Остальная Европа

Вслед за Францией единую тестовую систему стали применять по всей Европе. В 1968-1969 годах ее вводили в одной стране за другой. Западная Германия (в ГДР никогда не вводили) одна из первых перешла к тестам - в 1968 году. Правда, здесь тестовая система была менее жесткая, чем во Франции. При поступлении наряду с единым тестированием также проводилось собеседование в самом учебном заведении.  В то время  без тестов кандидатуру   абитуриента  даже не рассматривали.  Но, постепенно, качество образования   в стране стало снижаться. В итоге по стране прокатилась волна протестов со стороны вузовского сообщества. "Педагоги неоднократно заявляли, что не хотят обучать деградированные слои населения. Студенты, которые поступили по итогам тестирования, не способны к научным познаниям", - отмечали многие  преподаватели.
К концу 1970-х годов от тестов в стране отказались. Сегодня в Германии в вузы принимают по смешанной системе. Практикуется, как и во Франции, записной принцип, а популярные специальности проводят традиционные вступительные экзамены.

Постепенно  от единого тестирования отказались многие европейские страны. К началу 1980-х годов система перестала действовать в Италии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Швеции, Финляндии. Около года назад тесты отменили в Северной Ирландии и  в Уэльсе.

Но зато это очень быстро восприняли другие люди, которые поехали делать реформу образования в США. В 1968 году туда поехала целая бригада под руководством профессора Андре Кинга из Великобритании, и они повезли эту французскую систему. В результате Америка была заражена этой заразой, и к 1990-м годам это привело к тому, что практически вся система образования в США рухнула. Там долго не могли понять, что у них происходит, но вот в 2009 году Обама, придя на президентский пост, стал прислушиваться к мнению наиболее известных людей, к числу которых он отнес Билла Гейтса. Билл Гейтс не просто самый богатый человек в мире, но он еще к тому же один из умнейших. Так вот, Билл Гейтс ему сказал: или мы  кончаем с этой системой тестирования или будем страной идиотов! А судя по возрасту, Билл Гейтс учился при этой системе. Учился. Поэтому он на себе испытал, он знал, о чем говорит.
Практики  ЕГЭ или тестирования  нет нигде в мире: ни в одной стране. Более того, в Европе от тестирования уже отказались в пользу традиционных экзаменов.    Исследователи этого явления  выяснили, почему форма проверки знаний, ставшая обязательной в России, не прижилась в других государствах,  так как   крупнейшие учёные мира признали, что  качество образования при таком подходе к проверке знаний резко падает.

ЕГЭ  В  РОССИИ

Внедрение ЕГЭ в России осуществляла специальная группа, которая работала с середины 1990-х годов. Начиналось всё под руководством господина Сороса, а потом еще приезжала специальная бригада. Некоторые из этой бригады стали неофициальными советниками при министерстве образования России. Они очень быстро скоординировались на базе Высшей школы экономики, которая была создана в 1992 году на специальный гранд Всемирного банка. И вот эта бригада советников начала внедрять эту штуку, понимая прекрасно, какой будет результат.
Из всех субъектов РФ только Нижегородская область категорически отказывалась участвовать в эксперименте по ЕГЭ. Нижегородцы объясняли это тем, что ЕГЭ неверен по своей сути, и у них экзамен будет проводиться только после соответствующих правительственных решений в штатном режиме, когда будет узаконен.
К 2005 году завершить эксперимент не удалось, и было принято сделать ЕГЭ обязательным к 2008. Появилось постановление: в кратчайшие сроки завершить проект Правительства РФ «О поэтапном введении единого государственного экзамена на территории Российской Федерации», а также определить подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования.
Однако возникла серьезная проблема с введением ЕГЭ в творческих вузах. Ректоры крупнейших учебных заведений категорически высказывались против введения ЕГЭ. Правда, госэкзамен не отменял творческого конкурса, и абитуриенты по-прежнему сдавали эти дисциплины в прежнем порядке. Тем не менее, основные общеобразовательные предметы (русский язык, литература, математика) в большинстве творческих вузов уже засчитывались по результатам ЕГЭ. В столице произошли самые кардинальные перемены: Департамент образования Москвы обязал все учебные заведения, связанные с искусством, выделить 50% специальностей для абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ. Обойти это решение смогли буквально единицы.
Недовольства  новой  программой  тестирования по-прежнему не стихали. К старым проблемам добавилась еще одна: несоответствие требований ЕГЭ и школьной программы.
Главный противник введения ЕГЭ, ректор МГУ Виктор Садовничий, назвал госэкзамен «кузницей посредственностей». Его точку зрения разделяли практически все ректоры крупных вузов России. Но, несмотря на это,  руководители Российского образования   ввели   эту систему тестирования на всей  территории РФ.
  А вот Обама в январе 2009 года обратился к конгрессу США с просьбой немедленно отменить все виды тестирования, особенно итоговое тестирование по окончании школы. И даже попросил 5 млрд долларов у конгресса на то, чтобы вернуть прежнюю классическую систему аттестации экзаменов.
                ЕГЭ.  ПЛЮСЫ  И МИНУСЫ

Система  ЕГЭ, как и любое другое нововведение, имеет свои плюсы  и минусы.  Из плюсов руководители российского образования  делают основной  упор на  то, что «ЕГЭ исключают  коррупцию при поступлении».  Но здесь вопрос  спорный. Если при ЕГЭ коррупция исключена,  то,  как можно объяснить, что основной  поток  «стобалльников» идёт из  Дагестана и бывших кавказских республик.  Неужели система образования там лучше, чем  в других регионах?  Конечно, нет. Значит, можно предположить, что отдельные представители «верхушки»  этих областей имеют доступ к   заданиям  по ЕГЭ  и просто «протаскивают»  своих чад на сто баллов.  А потом оказывается, что эти сто балльники не знают даже основ  русского языка.
 Для  примера  можно привести   высказывание  доцента  факультета  журналистики  МГУ, сделанное в 20021 году: "В этом году мы набрали инопланетян" “Нез наю”, “генирал” и “через-чюр”. Вот такие  феноменальные результаты продемонстрировали, набранные с помощью ЕГЭ,  студенты, среди которых есть даже сто балльники.   Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись  скандалом.  Подробнее об этом рассказала доцент кафедры стилистики  русского языка Анастасия Николаева.
— Первокурсники журфака, только что написали проверочный диктант по  русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?
— Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными.
Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь   18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по  24—25 ошибок. Практически, в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие  его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно.
Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.
— То есть?
— Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, черезчюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й  групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных  ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки,  чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела.
Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали  инопланетян. 
— У вас и правда был такой слабый набор?
— В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку — 83 балла. То есть не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная  оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень  скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: “Вы  получили “супертовар”. А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких  русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников
супердвоечников?!”
Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и   многие золотые  медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на  вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью  творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже  подумать. Это национальная катастрофа!
— В чем ее причина?
— В какой-то степени в  интернет - языке. Однако, главная беда — ЕГЭ.
По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и  не писали диктантов с сочинениями, а все время лишь тренировались  вставлять пропущенные буквы и ставить галочки.
    По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета. Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и  наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем  учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята  не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.
— Многих можете потерять?
— Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше  образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными  здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди,  которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков.  И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг  другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без  которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то  страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами  понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным  занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной  записки.  Девчонки сделали по 15 ошибок и  расплакались".
И кем они станут, эти нынешние студенты? Как и чему они будут учить  следующие поколения? Или уже не будут?

Другим плюсом системы  ЕГЭ его сторонники считают  демократизацию. Рассмотрим подробнее, что это такое? Нам говорят,  что с  введением ЕГЭ   сильно возросли шансы на поступление у всех абитуриентов страны, особенно из провинции.  Теперь у них  есть  возможность поступить в самые элитные учебные заведения столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) такие же, как у всех остальных. Да, конечно. Ученики сельских школ могут подать документы   в любой  вуз страны.
Но разве  можно сравнивать уровень подготовки  ученика  какой-то заброшенной  сельской  школы,  где нет необходимого оборудования, нет лабораторий  и реактивов, где  учителя   не  знают, что такое  курсы  по повышению квалификации, с учащимися, тех  же, столичных школ.  Здесь нельзя найти ни репетитора, который  может «поднатаскать»  по ЕГЭ,  ни специалиста   в области иностранного  языка, ни необходимых  учебников. Вот вам и равные  права.

 Единственными приемлемыми плюсами ЕГЭ, на мой взгляд,  можно считать:

- Объективность оценок, которые  ставит компьютер.  Здесь предвзятое отношение полностью исключается.
- Поступление в несколько вузов одновременно. Бывший выпускник  школы  может  подавать документы в любые учреждения образования и выбирать лучшие предложения.
- Сдача экзамена в вуз без выезда в само учреждение образования.

Но эти плюсы явно не могут перевесить  отрицательные  стороны  ЕГЭ.  И одной из этих сторон
 является фрагментарность обучения. Будущие  абитуриенты  учат не  полностью  материал   какого-либо предмета, а  заучивают  вырванные из него вопросы  и ответы. Им приходится  ставить  галочки на готовые уже  ответы, и часто просто играть в игру «угадайка».  Дети теряют чувство  логического мышления, они не могут  увидеть целое и видят только фрагменты.
  Это всё  равно, что  подвести человека  с завязанными  глазами  к слону, дать ему прикоснуться  к хоботу и спросить: что это?  Все испытуемые ответят по-разному. Это и есть фрагментарность мышления.
     Не так давно один мыслитель (Греф) говорил, что для  русского человека
 «И  ЧЕТЫРЁХ  КЛАССОВ  ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО...  Предпосылки зрели давно. Неграмотность стала привычной, и на фразы, произнесённые дикторами ЦТ, вроде "порядка пятиста человек", уже никто  не обращает внимания. Это норма, увы. А ведь это было только начало  всеобщей (а она уже таковой стала) неграмотности. Пушкинский русский  сейчас исчез практически полностью.

"Ёшный", "ейный", " евойный", "ихний" - прочно вошли в обиход, и, даже звуча из телевизоров, уже не вызывают улыбку у подавляющего  большинства прильнувших к экранам. Безграмотность стала нормой. ЕГЭ и  "реформа" образования сделали своё чёрное дело. Неужели это не ясно  верхам, ратующим за продолжение образовательной вакханалии? Почему  нельзя отменить глупость? Не хочется думать, что это делается специально.
Да результаты говорят о другом. "Левые" учебники в школах, бессмысленные рабочие тетради, где только и надо, что вставить в слове нужную буковку, и  Т9, в виде корректора для самых "продвинутых" учеников...
И всё больше  "умников" в комментариях к замечаниям по поводу безграмотности того или  иного автора: "Ну чё вы взъелись? Ведь смысл понятен!".
Понятен. Пока.
Тут один претендент на работу в анкетной графе  "Образование" написал - "ВИСЧЕЕ. ФЕЛФАК".
Прочитаешь такое и, поверьте,  просто  хочется  заплакать, как тем девчонкам, написавшим с 15-ю ошибками диктант в виде любовной записки.

По последнему опросу ФОМ, среди родителей только 15% довольны качеством российского школьного образования, 44% опрошенных считают, что среднее образование в нашей стране – именно среднее, и 28% определяют нынешнее школьное образование как плохое.
Так что же?  Цель врагов  России достигнута? Наши дети неучи?


Рецензии