Политическая Философия. ч. 2

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Вторая часть. Окончание.
Автор - Виктор Хадсон ©2017
Иллюстрация: Платон и Аристотель - фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа".
Ссылки на некоторые значительные философские труды см. внизу.
-----------------------------------------------

8. Французская плеяда.
Декарт, Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.
Если в семнадцатом веке англичане перенимали французские философские идеи, то в восемнадцатом столетии французы, в свою очередь, посещали Англию и попали под влияние английской философской мысли. Такой взаимный обмен можно только приветствовать. Однако, французов больше интересовала не сбалансированая шотландским практическим "здравым смыслом" философская система, а её крайности, а именно, отказ от старого в пользу новых идей. Пионером такого мышления был англичанин ДЖОН ЛОКЕ, считающийся зачинателем эпохи просвещения и отцом либерализма. Если его имя не было упомянуто ранее, то только потому, что эта статья – не книга. Идеи Джона Локе нашли отражение в Декларации Независимости США, в частности, неотъемлемые "натуральные" права каждого человека.

    Рене Декарт (17 в.) – основоположник современной западной философии, математик и ученый, создатель системы координат и аналитической геометрии, из которой впоследствии произошёл анализ бесконечно малых величин и дифференциальное исчисление. Его наследие настолько значительно, что автору этой статьи хочется назвать Декарта Леонардо да Винчи современной философии.

     Вольтер – известнейший французский философ эпохи просвещения (18-й век). Он был в равной степени философом, общественным деятелем, писателем, энциклопедистом, драматургом и поэтом. Экономика не была его форте, зато он отрицал религию и считал разум единственым критерием, необходимым для понимания окружающего мира, в том числе государства и общества. Вольтер настаивал на свободе разума, свободе совести и свободе знания. Автор этой статьи полностью поддерживает мнение француза Du Bois-Reymond: то, за что Вольтер боролся и отвоевал для нас – культура, свобода духа, человеческое достоинство и справедливость – стало одной из главных основ нашей повседневной жизни.

   Монтескье посетил Англию и был впечатлён философией Джона Локе, особенно идеей разделения власти на три ветви – законодательную, судебную и исполнительную. Главный труд Монтескье – "Дух закона" (1748). Он утверждал, что устройство государств проистекает не из общих принципов, а из их географии, геологии, климата, размеров, демографии, истории, богатства или бедности. Автору этой статьи пришлось по нраву здравомыслие Монтескье.

    Дени(с?) Дидро отдал работе над первой в мире Энциклопедией более двадцати лет. Если в первой половине восемнадцатого столетия ведущая роль в общественной мысли принадлежала Вольтеру, то во второй половине – Дидро. Он не создал последовательной философской теории и скептически относился к религии. Энциклопедия была задумана им как протест против прошлого и религии – в пользу идей природы, разума и человечества.

     Руссо считается выдающимся философом и вдохновителем французской революции, однако, при всем своём старании, автор этой статьи не может понять, почему идеи Руссо нашли такой отклик во Франции. В отличие от других, Руссо был противником рационализма и настаивал на возвращении испорченного культурой(!) человечества к природе – эталону чистоты и гармонии. Он считал, что собственность, порождённая сельским хозяйством, испортила натуру человека и лишила его свободы и равенства. Руссо не отказывался от государства, он просто считал его государством всех граждан, которые создают нацию, а затем уже государство , а то, в свою очередь, наделяет их собственностью, гражданскими свободами (ограниченными по сравнению с натуральной свободой) и правами.

9. Политическая философия в Германии.
Германия отстала в государственном развитии от Франции и Британии, а вместе с ней отстала и философия, тем более политическая философия и экономия, хотя позже, в девятнадцатом веке, немецкие философы с лихвой вернули этот долг. К сожалению, политические взгляды и соответствующие труды некоторых из них послужили интеллектуальным фундаментом идеологии нацизма и фашистского режима в Германии в двадцатом веке.

Иммануил Кант.
Один из ранних сторонников идеи "вечного мира" посредством демократии и международного сотрудничества. Самая известная (неполитическая) работа – "Критика чистого разума".

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

В свое время, В.В. Маяковский написал:
"Мы диалектику учили не по Гегелю,
Бряцанием боёв она врывалась в стих,
Когда под пулями от нас буржуи бегали,
Как мы когда-то бегали от них".

Вне всякого сомнения, Гегель оказал значительное влияние на философию в целом. Однако, его диалектики вдохновили Маркса и Ленина и таким образом внесли свой вклад в основание коммунизма, а прославление верховенства государства над жизнью человека проложило дорогу второму рейху Бисмарка и третьему рейху Гитлера. Гегель также создал "теорию героев", согласно которой только отдельные личности, обладающие мистической, почти сверхъестественной силой духа и даром прозрения, решают судьбы народов. Такие "герои" стоят и действуют вне общепринятых моральных норм и обычного здравого смысла - иначе говоря, им все дозволено. Нетрудно догадаться, откуда Гитлер унаследовал свои идеи.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Имена и философия (марксизм) Маркса и Энгельса известны на всех континентах и не нуждаются в комментариях. Известные работы:
  "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Капитал", "Манифест Коммунистической партии" и др.

Фридрих Ницше.
  В противоположность расхожему мнению, Ницше не был националистом и антисемитом. К сожалению, уже после его смерти его жена именно в этом ключе "отредактировала" его труды, чем и воспользовались нацистские идеологи.
По мнению автора этой статьи, Ницше был последним выдающимся философом нашего времени, т.к. его философская мысль была на том же высоком уровне, а во многих случаях превзошла по глубине работы его великих предшественников, и после него трудно назвать философа такой же величины. Именно поэтому его имя упоминается в статье, хотя он не занимался напрямую политической философией. Несмотря на это, одно лишь его предсказание, что двадцатый век станет ареной борьбы за мировое господство, стоит десятков толстых книг.

10. Утопии и дистопии.
Людей редко удовлетворяет настоящее и они всегда мечтали о лучшем будущем для себя и своих потомков. Философия предложила принципиально новый, научный подход к достижению этой цели, не зависящий от религиозных догм, случая и прихоти отдельных личностей. Однако, для осуществления философских идей на практике необходима их популяризация в той или иной форме, например, в виде утопии или дистопии.
    Интеллектуальными предшественниками утопий и дистопий являются представления религиозного характера, например, концепция рая и ада.
Слово 'утопия' произошло из одноименного фантастического социального романа Томаса Мора об идеально устроеном государстве, где жители живут "правильно" и хорошо. Утопиями называют нерелигиозные несбыточные идеи, убеждения, мечты, надежды, предсказания, рассуждения и литературные произведения о чем-то положительном. Производное от 'утопии' - относительно новое слово 'дистопия', означающее описание возможного худшего будущего – вследствие социальных или природных причин. Примером дистопии может служить ставший классикой роман Джорджа Орвелла "1984".

11. Ненаучная и псевдонаучная философия.
• Житейская и народная философия.
Слово "философия" буквально означает любовь к мудрости, а также систему представлений об окружающем мире. Однако, мудрость не является привилегией ученых: практически каждый достаточно взрослый человек имеет свою собственную философию, основанную на личном и/или чужом опыте. Эту философию часто называют житейской мудростью и именно ей руководствуются "обычные люди" в своих поступках. В отличие от "настоящей" философии, житейская мудрость – не система, построенная на логике, а множество отдельных, не зависящих друг от друга суждений на ту или иную тему, часто принимающих форму пословиц и поговорок, отражающих схожий опыт группы людей или целого народа – т.н. "народную мудрость", например: "что посеешь, то и пожнешь". Хочется особо отметить тот факт, что многие пословицы народов, далёких друг от друга культурно и географически, часто бывают схожи – если не по форме, то по смыслу.
• Мораль.
Набор правил поведения и мудрость, унаследованные от предыдущих поколений – см. статью "Противостояние" на авторской странице.
• Философия искусства.
То, что обсуждается здесь, относится не только к искусству, но и к творчеству в целом. Хотя теории искусства существуют на академическом уровне, без яркой индивидуальности и таланта творчество невозможно. Например, художник, не создавший нечто новое, не может надеяться, что его картины поместят в Лувре. Это не значит, что у самих художников совсем не бывает каких-то общих идей или системы идей – т.е. философии. Условно можно разделить эти идеи на три вида: технику живописи, отражение реалий окружающего мира через призму индивидуальности художника и, наконец, социальную направленность. Необходимо отметить, что отсутствие свободы творчества наносит искусству серьёзный, часто непоправимый ущерб.
• Идеология.
Кажется, автору этой статьи удалось сформулировать неплохое определение)))):
Идеология – радикальный политический миф, претендующий на научность и преследующий создание и сохранность специфического общественно-государственного строя.
   Создатели идеологий бесцеремонно мешают правду и ложь, философию и историю, сентименты и предрассудки, легенды и реальность – лишь бы из этой искусственной конструкции можно было поскорей извлечь нужные выводы. Можно даже не заботиться о содержании опусов – главное, чтобы писанина имела внушительный объём, как в сталинских и брежневских многотомниках. Последнее время, идеологи не утруждают себя даже этим – пользуясь современными СМИ, они упоминают что-нибудь "святое", бросают в толпу символический лозунг и призывают к немедленным действиям, что делает политиков и идеологов похожими друг на друга как две капли воды. Все это лишний раз напоминает о том, что наступили новые времена (и нравы))).
• восточная философия
Паганистские корни, мистика и экзотика привлекают ищущих альтернативу рациональной ментальности Запада. Общество и политика современных Японии, Китая и т.д. пронизаны идеями восточных философов. Восточная философия тесно связана с национальной историей, религией и культурой той или иной страны: у китайцев своя философия, у индусов - своя и т.д., тогда как на Западе философия "одна на всех", поскольку приобрела статус науки, которая, по определению и по существу, не может быть национальной, т.к., например, 2+2=4 в любой стране.
• философия отрицания
Если часть общества недовольна существующим положением, в ней может возникнуть движение, идейной основой которого становится полный или частичный отказ от того, что это общество собой представляет. Во времена Достоевского таким движением были описанные им самим нигилисты. Судьба этих движений разная: одни преследуют специфический образ жизни, другие просто высказывают недовольство, третьи занимаются политикой. Ни одно из этих движений не может активно существовать без каких-то перспектив на будущее, которые они подбирают где попало. Например, партия зеленых позаимствовала свою программу у климатологов, биологов и геологов, а хиппи - у индуистов. Конечно, не все движения увлекаются защитой птичек и бабочек -  некоторые занимаются терроризмом или превращаются в замкнутые культовые сообщества.
• национализм
Современная политическая философия, но с корнями в документированой истории (recorded history) и темных архетипах предистории.
Обосновывает принципиальное право физического существования и владения собственной территорией для той или иной группы людей с общими предками/языком/культурой/историей (в различных комбинациях) - признаками, которые националисты считают отличными от тех же характеристик у других людей.
В основном, сегоднящие государства и полугосударственные образования - включая ЕС - исповедуют националистические принципы. Плох или хорош национализм - вопрос, на который пока нет окончательного ответа. Вероятно, без национализма трудно обойтись, но его необходимо держать в узде, иначе кровопролитным конфликтам не будет видно конца и края.
• религия
Древнейшая ненаучная философия, по популярности не имеющая себе равных по сей день. Сегодня, более двух миллиардов людей исповедуют христианство, а Библия по крайней мере в течение последних пятисот лет является бестселлером номер один и была напечатана в количестве более шести миллиардов экземпляров.

12. Кризис философии.
После Ницше было написано немало отличных философских ( в области политики, социологии, этики и т.д.) трудов – и в двадцатом, и в двадцать первом веке. Однако, они не доходят, как это было ранее, до широкой публики. Как ни странно, философы обвиняют в случившемся самих себя, не замечая, что то же происходит с литературой, музыкой и, в меньшей степени, изобразительными искусствами. Возникает естественный вопрос: насколько серьезно это явление и каковы его причины и последствия?

Во-первых, это явление серьёзное, иначе оно не вызывало бы такую тревогу интеллектуального сообщества, о чем свидетельствуют многочисленные статьи.
Во-вторых, причина этого явления – сложная, т.е. причин множество и назвать среди них главную трудно, если вообще возможно. Конечно, легко обвинить во всем интернет и телевидение, но, может быть, публика просто потеряла интерес к философии, т.к. считает философию интеллектуальным феноменом, не имеющим никакого отношения к реальной жизни.
В третьих, последствия этого явления видны налицо: падает роль морали и рабочей этики, грамотность оставляет желать лучшего, уровень искусства, особенно массового – такого как кино – снизился.

Ниже, приводятся дополнительные рассуждения автора этой статьи о возможных причинах кризиса философских дисциплин.
Философия:
• у Платона и Аристотеля простая и понятная, а у современных философов – нет.
• уже никому не нужна.
• не смогла ответить на вечные вопросы.
• всем надоела.
• потеряла авторитет.
• есть простые доступные альтернативы, например, интернет, религия или, на худой конец, гадалка)))).
• исчерпала себя, как дисциплина – все, что можно было сказать или открыть, уже сделано, и новые работы не открывают ничего нового, а только усложняют картину.

Так или иначе, будет жаль, если одно из высочайших достижений человеческого гения станет всего лишь заметкой на полях истории.

13. Взаимодействие философии и политики.
Подобно религии, философия – школа мысли и генератор идей. Правители и правительства знают это и, в соответствии со своими нуждами, отдают предпочтение той или иной религии и философии. Так, совсем недавно Китай запретил философское движение Фа Лун Гонг, но зато стал поощрять христианство (!). Несомненно, читатели могут привести примеры из личного опыта. В свою очередь, философия и религия влияют на ход истории. В качестве примера, здесь приводится сравнение американской(1775-1783) и французской(1789-1799) революций (материал очень большой, поэтому интересующимся придется самостоятельно знакомиться с подробностями):

• будучи, в той или иной степени, выходцами из Англии века просвещения, лидеры американских колонистов находились под влиянием рационалистических идей британской философской школы и поэтому осторожно подошли к процессу создания американского государства. Они взяли лучшее из нового, например понятие неотъемлемых "натуральных" прав человека (жизнь, свобода и стремление к счастью) и что все люди "созданы равными", но не отказались от религии и роли человека в управлении государством в соответствии с его положением в обществе, хотя, в отличие от Британии, основаном на его личных достоинствах, а не наследственности. В результате, была создана надежная, достаточно успешная конституционная государственная система (республика), существующая без перерыва уже более 200 лет – дольше, чем любая другая современная демократия (может быть за исключением Швейцарии, но история Швейцарии - отдельный разговор. К тому же в 19 веке Швейцария позаимствовала кое-что из американской конституции).

• успех американской революции с энтузиазмом был воспринят во Франции как подтверждение правоты философских идей века просвещения. Французские интеллектуалы, возглавляемые Руссо, видели Америку в свете его учения о возвращении человека к неиспорченному натуральному состоянию. Политик, бизнесмен, философ и ученый, Бенджамин Франклин, бывший в то время американским послом в Париже, воплощал в глазах французского общества идеалы эпохи просвещения – во многом благодаря личным качествам и, надо отдать ему должное, пользовался большим успехом у француженок:-))).

   Толчком к революционным событиям послужило давно зреющее недовольство т.н. третьего сословия (тех, кто не был аристократами и клериками, т.е. 95 процентов населения) налогами, высокими ценами и растущим государственным долгом. Впервые за более чем сто лет, королю пришлось созвать Генеральные Штаты – собрание представителей всех трех сословий. В течение нескольких месяцев, Францию сотрясали политические бури, пока, наконец, 4 августа 1789 г., представители самопровозглашенной Национальной Ассамблеи (третьего сословия и частично первого и второго) не отменили всю феодальную систему. 26 августа 1789 г., во Франции была опубликована Декларация Прав Человека и Гражданина, соавторами которой были генерал Лафайет, участвовавший в американской революционной войне, и выдающийся американский политический и общественный деятель Томас Джефферсон – один из авторов американской Декларации Независимости.
    Все население Франции было объявлено равноправными гражданами независимо от пола, вероисповедания и т.д., которым разрешалось делать все, что не запрещалось законом. Довольно скоро, религия тоже была упразднена. Т.о., французская революция с самого начала отличилась своим радикальным индивидуализмом.
    В отличие от британской, французская философская школа меньше уделяла внимания политико-экономическим реалиям, что, по мнению автора этой статьи, привело к хаосу и террору десяти лет французской революции, наполеоновской диктатуре и частой смене режимов в девятнадцатом столетии. Однако, это нисколько не умаляет феноменальных достижений революционной Франции в области прав, свобод, культуры и прогресса всего человечества.

14. Утопии и реальность будущего.
До этого раздела, речь шла о прошлом и настоящем политической философии. А как же будущее? Согласно традиции, здесь автору статьи придётся, наконец, представить свои мысли (или отсутствие таковых:-)))) на суд читателей. Итак, что век грядущий нам готовит?
Сценарий 1.
Все останется прежним. Прогресс не окажет серьёзного влияния на политику, даже если люди будут ездить на работу на летающих автобусах и цитировать Ницше.
Сценарий 2.
Глобальное потепление радикально изменит сельское хозяйство и экономику и вызовет гуманитарный кризис в странах с жарким климатом, который неизбежно перекинется на остальные государства. Из двух зол выбирают меньшее – надо заранее строить стены, чем выше и длиннее, тем лучше! На каждом километре стены будет стоять философ с громкоговорителем и объяснять толпам мигрантов, почему их не пускают.
Сценарий 3.
Технический прогресс оставит множество людей без работы, что приведёт сами знаете к чему. Вот где политическая философия может показать себя во всей своей красе!
Сценарий 4.
Космическая экспансия – ненужных философов будут отправлять на холодный и пыльный Марс без обратного билета.
Сценарий 5.
Американцы и японцы каким-то чудом наконец-то построят квантовый компьютер, который они так долго всем обещали, но не построили, и поместят туда искусственный супер-интеллект, который они обещали ещё дольше, но тоже не смогли создать. Супер-интеллект создаст супер-философию с учётом пожеланий Джона Леннона, которая и решит за нас все проблемы.

15. Заключение.
Можно ли обойтись без философии? Этот вопрос сродни вопросу "можно ли обойтись без раздумий о смысле жизни?".  На этом статья оканчивается – пусть читатели сами попробуют решить философскую дилемму.))) 

ССЫЛКИ

Suggested Reading or Reference:

Hannah Arendt.  The Human Condition
Cesare Beccaria.  On Crimes and Punishments
Eduard Bernstein.  Evolutionary Socialism
Edmund Burke.  Reflections on the Revolution in France
Jeremy Bentham.  Fragment on Government; An Introduction to the Principles of Morals And Legislation
William E. Connolly.  Identity and Difference
Marquis de Condorcet.  Sketch of a Historical Portrait of the Human Mind
Simone de Beauvoir.  The Second Sex
Betty Friedan.  The Feminine Mystique
Georg Hegel.  Philosophy of Right
Thomas Hobbes.  Leviathan
Immanuel Kant.  Foundations of the Metaphysics of Morals; The Metaphysical Elements of Justice
John Locke.  Essay Concerning Human Understanding; Letter Concerning Toleration; Second Treatise of Government
James Lovelock.  Gaia: A New Look At Life On Earth
Jean-Francois Lyotard.  The Postmodern Condition
Niccolo Machiavelli.  The Discourse; The Prince
Herbert Marcuse.  One-Dimentional Man
Karl Marx.  The Communist Manifesto
John Stuart Mill.  On Liberty; Utilitarianism
Baron De Montesquieu.  The Spirit of the Laws
Thomas More.  Utopia
Friedrich Nietzsche. On the Genealogy of Morals
Lenin.  What Is To Be Done?
John Rawls.  A Theory of Justice
Jean Jacques Rousseau. A Discourse on the Origin of InequalityAmong Men; The Social Contract
Adam Smith.  The Wealth of Nations
Herbert Spencer.  Man Versus The State
Eric Voegelin.  The New Science of Politics
Mary Wollstonecraft.  A Vindication of the Rights of Women

Some Secondary Sources and Collections of Readings of Primary Sources:

Robert Audi.  General Editor.  The Cambridge Dictionary of Philosophy.  Second Edition. New York: Cambridge U
  University Press, 1999.
Lawrence Cahaoone.  Editor. From Modernism to Postmodernism  An Anthology.  Malden, Mass.: Blackwell
  Publishers, Ltd., 1996.
Steven M. Cahn.  Editor. Classics of Political and Moral Philosophy.  New York: Oxford University Press, 2002.
Robert C. Cummins, Thomas D. Christiano. Editors. Modern Moral and Political Philosophy. Mountain View,
  California: Mayfield Publishing Company, 1999.
Dante Germino. Modern Western Political Thought: Machiavelli to Marx
Steven Luper.  Editor.  Social Ideals and Policies: Readings in Social and Political Philosophy. London: Mayfield
  Publishing Company, 1999.
Louis P. Pojman, Robert T. Westmorland. Editors. Equality: Selected Readings. New York: Oxford University Press, 1997.
George H. Sabine.  A History of Political Theory.  Revised Edition.  New York: Henry Holt and Company, 1958.
James Wiser. Political Philosophy: A History of the Search for Order


Рецензии