Таланту И. А. Бунина. Агни!

   Лежу во тьме, сражённый злою, неподвластной добру силой.
Лежу и жду, недвижный, заколдованно-немой!
Идут, поют над вырытой уже могилой,
Несут огни - вещают громко жребий мой!
   Звенят в щиты, зовут меня назад домой,
В стоустый вопль сливают плач, зовущий вновь к себе меня,  унылый.
Но мне легко: ты, Агни* – бог всесильный светлокрылый,
Спасёшь от тьмы меня, разъединишь с надвигнувшейся на меня сплошной тьмой.
   Смотрите, братья мои, недруги все и  мои все други,
Как бог, гудя, охватит мощно мой костёр,
Отсвечивая золотом в своей кольчуге!
Смирите скорбь рыдающих моих сестёр:
Бог взял меня и жертвою великою простёр,
Чтоб возродить на светозарном, всем дарящим огонь Солнца пламенеющего Юге!
________
* Агни (санскр. «огонь», рус. огонь) - индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных богов, основной функцией которого является посредничество между ними и людьми. Гимны к Агни, которыми начинаются почти все 10 книг Риг-Веды, восхваляют его как посредника между богами и людьми, домашнего жреца богов и бессмертного гостя смертных, щедрого подателя благ и защитника людей от демонов, нищеты и голода.  Уже в Ригведе он представлен в антропоморфном облике: агни-хотар, то есть жрец, совершающий обряд-хотру (Ригведа 1.1.5). Агни представлен в Ригведе как тот, кто принимает жертву, как тот, кто доставляет жертву другим дэвам (функция посредника).  Религиозно-эпические произведения - Пураны и Махабхарата - ещё более очеловечивают Агни. Позднее его значение умаляется: он становится одним из восьми богов-миродержцев, царящим на юго-востоке.
  На рисунках Агни изображается в качестве старого двухголового мужчины с тремя ногами, семью руками, шестью глазами и четырьмя рогами, в красном одеянии и опоясанным «священным шнуром» в верхней части тела. Его знамя - дым, а сопровождающее его животное (вахана) - баран. Эта антропоморфизированная форма играет важную роль в первую очередь в мифологии, в обрядах персонаж Агни выступает в форме огня.
 ________
.    Агни
Лежу во тьме, сраженный злою силой.
Лежу и жду, недвижный и немой:
Идут, поют над вырытой могилой,
Несут огни, - вещают жребий мой.
Звенят в щиты, зовут меня домой,
В стоустый вопль сливают плач унылый.
Но мне легко: ты, Агни светлокрылый,
Спасешь меня, разъединишь со тьмой.
Смотрите, братья, недруги и други,
Как бог, гудя, охватит мой костер,
Отсвечивая золотом в кольчуге!
Смирите скорбь рыдающих сестер:
Бог взял меня и жертвою простер,
Чтоб возродить на светозарном Юге!
<1903-1906>  /И.А. Бунин./   
______
Иван Алексеевич Бунин  - родился 10 (22) октября 1870 года в  Воронеже, Российская империя,  русский писатель, поэт и переводчик. В 1933 году Иван Бунин - первый из русских писателей - стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С.Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле.   В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию – умер в 1953 году в  Париже, Франция.


Рецензии